Буддизм

обрядами и жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетами — отшельниками

древней Индии, истязавшими в поисках истины свою плоть, с другой стороны.

Будда уже в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и

ненависть, совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся

относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом,

отсюда его название — "срединный".

Человек, пожелавший следовать по этому пути, должен уверовать,

осмысленно или слепо, в то, что существует непрерывный процесс

перевоплощений, управляемый законом кармы: что для него единственные

убежища в этой жизни — это Будда, его учение (дхарма) и буддийская община

(сангха); что неукоснительное соблюдение всех предписанных буддизмом правил

этического поведения и созерцательных упражнений приведет человека к

освобождению от страданий.

Для достижения внутреннего спокойствия и обуздания мысли служит

практика медитации: упражнения йогов, созерцание различных религиозных

объектов, размышления на заданные темы (например, о Будде, о смерти и др.),

ритмичное и спокойное дыхание, разные стадии транса и экстаза,

культивирование дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам.

Практика медитации и соблюдение норм морали, согласно буддийским канонам,

позволяют сосредоточить внимание, на размышлении о сущности бытия. Из этого

состояния идущий по "срединному пути" может перейти на путь начала

просветления, постигнуть мудрость (праджня). Однако мудрость достигается не

с помощью анализа и наблюдений, а благодаря интуиции и духовному прозрению,

внезапному осознанию истины. Случайно услышанное слово, интуитивное чувство

растворения, исчезновения своего "я", случайно подмеченное явление — все

эти моменты могут оказаться толчком к "прозрению". Но внезапное "прозрение"

— это лишь первый шаг к нирване. В буддизме упоминаются четыре стадии

"просветления": первая — вхождение в поток, ведущий к нирване: вторая —

последнее возвращение в этот мир перед достижением нирваны; третья —

невозвращение в этот мир; четвертая — достижение нирваны после смерти.

Различные стадии просветления, которого добивается человек благодаря

самосозерцанию и полной отрешенности от внешнего мира, преследуют конечную

цель — угасание всех чувств человека, воображаемый уход из "мира страданий"

и являются последним этапом на пути к нирване.

Социальная программа раннего буддизма тоже заслуживает внимания,

прежде всего учение о зависимости социального статуса человека от его

прошлых и настоящих деяний. Превращению буддизма сначала в государственную,

а затем и в одну из мировых религий содействовали в основном два положения

этого учения. Во-первых, утверждение, что социальный статус и богатства

свидетельствуют о количестве достоинств, накопленных в "прошлых жизнях",

предоставляло возможность правителям государства провозглашать себя

идеальными людьми. Это вело к абсолютизированию их власти. В дальнейшем

данная идея получила разработку и оформление в буддийской концепции

идеального правителя — чакравартина. Во-вторых, в жестких условиях сословно-

кастового изоляционизма буддизм оставлял угнетенным массам надежду

возродиться в будущей жизни в более хороших условиях путем неукоснительного

соблюдения социально-этических норм поведения или вступления в религиозную

общину. Это способствовало росту популярности буддизма среди широких слоев

населения.

ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В БУДДИЗМЕ

Хотя "благородный", "срединный" путь, указанный Буддой, считался

эффективным только для членов сангхи, существование буддийской общины и

самих монахов, которые не производили никаких материальных благ, целиком

зависело от отношения к ним мирян. И сангха постепенно, в течение многих

столетий, сумела установить прочные контакты с населением. Монахи не

особенно интересовались, каким богам поклоняется население, какие ритуалы

оно выполняет, в каких церемониях участвует. Они объясняли ему, что боги

также находятся в "колесе жизни", также подвержены страданиям. Поэтому

Будда, познавший истину, стоит выше богов. Наилучший же поступок мирянина

заключается не в поклонении Будде или богам, а в ежедневном соблюдении пяти

моральных правил: не убивать живых существ, не лгать, не воровать, не

прелюбодействовать, не употреблять спиртных напитков. Вместо нирваны,

учения о дхармах, медитации они предложили мирянам доктрины кармы и

перевоплощения, согласно которым человек мог создать себе хорошую карму

путем ежедневного накопления духовных заслуг, причем основной духовной

ценностью объявлялись те мысли и дела, которые были направлены на благо

буддийской общины. Сангха предлагает верующим обширный реестр моральных и

материальных деяний, начиная от сооружения религиозных строений и кончая

простым повторением формулы "трех сокровищ" ("Поклоняюсь Будде, дхарме,

сангхе") или "ом ма ни пад ме хум", которые помогут им накопить

значительные заслуги в этой жизни. Тем, кто мало обращает внимания на

духовные ценности, но задумывается над смыслом существования, монахи

рассказывают о происхождении жизни, о месте человека в этом мире, о том,

как создать лучшую жизнь в будущем. Своим собственным примером монахи

стараются доказать, что они счастливы, хотя у них нет материальных

ценностей, обладание которыми становится целью жизни других людей.

В течение веков члены буддийской общины создали обширную религиозную

литературу для народа, состоящую из рассказов о прошлых жизнях Будды

("джатаки" — на языке пали и "аваданы" на санскрите). Эта литература может

рассматриваться как подобие евангелия для занятого домохозяина, призванное

возбудить его воображение и религиозность и таким образом сделать его

лояльным по отношению к буддийской обшине. Сангха позаботилась и о

зрелищной, парадной стороне буддизма, хотя и считает, что участие монаха в

различных культовых и праздничных церемониях является для него пустой

тратой сил и времени. И тем не менее в монастырях организуются всевозможные

культовые обряды, религиозные церемонии, зрелищные представления,

праздничные ярмарки. Постепенно монастыри становились центрами социальной

жизни округи, не только удовлетворявшими духовные запросы жителей, но и

регулировавшими экономические, правовые, семейные, общинные и другие

отношения в местном обществе.

Контакты буддийской общины и населения вели к приспособлению

буддийского учения к местным традициям и примитивным верованиям народов

разных стран; в самой буддийской общине постоянно возникали разногласия по

вопросам толкования методов достижения "просветления" и по дисциплинарному

уставу. Велись споры о том, соответствуют ли устные и письменные традиции

"истинным" высказываниям Будды. Эти внешние и внутренние процессы разделили

буддийскую общину на многочисленные школы, секты и направления. Согласно

палийской традиции, первый раскол буддийской общины произошел на втором

буддийском соборе, который состоялся в первой половине IV в. до н.э. в

городе Вайшали (Индия). Буддийские источники по-разному объясняют причины

раскола: одни связывают его с пятью пунктами монаха Махадевы о сущности

архата; другие — с разногласиями относительно истинности традиций в

изложении Ананды; третьи — с различными мнениями о том, на каком языке

проповедовал Будда. Эти споры вызвали разделение буддистов на стхавиров и

махасангхиков.

Согласно традиции, в III в. до н.э. третий царь династии Маурьев

Ашока (268-231 гг. до и. э.) объявил себя покровителем и защитником

буддизма. Буддийские монастыри получали богатые подношения от царя и видных

сановников. Все большее число кшатриев (воинов) и брахманов (жрецов)

становились последователями этого учения. Одновременно с ростом

популярности учения увеличивались богатства и политическое влияние сангхи.

Настоятели монастырей, борясь за власть и доходы, обвиняли друг друга в

ереси. Для прекращения этих разногласий и наведения порядка Ашока приказал

собрать третий собор, который состоялся в городе Паталипутре в 253 г. до н.

э. На этом соборе были унифицированы основы учения тхеравады, а те, кто

отказался следовать этим доктринам, были изгнаны из сангхи как еретики. На

этом же соборе было решено послать миссионеров за пределы Индии для

пропаганды буддийского учения. Группы буддийских монахов были отправлены во

многие страны Востока. Миссионерская деятельность сангхи при Ашоке положила

начало становлению буддизма как мировой религии. Непосредственное

вмешательство Ашоки во внутренние дела сангхи на какое-то время сгладило

острые разногласия между сторонниками различных толкований буддизма. Но эти

разногласия неуклонно ширились и углублялись, оформляясь в новые школы и

направления.

Наиболее ортодоксальной школой буддизма считается тхеравада ("школа

старой мудрости"). Ее учение распространено в настоящее время на Шри-Ланке,

в Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Вероятно, на третьем соборе от школы

тхеравады отделилась школа сарвастивадинов. Изгнанные в числе прочих

неортодоксальных школ с собора, они переселились в Кашмир и Гандхару

(Северо-Западная Индия), где в эпоху кушанов (начало I в.- 30-е годы III

в.) пользовались авторитетом и влиянием. Школа сарвастивадинов сыграла

основную роль в распространении буддизма. Последователи этой школы жили во

многих районах Индии, Средней Азии. в Непале, Тибете, Китае, Японии и Юго-

Восточной Азии. Каноническая литература сарвастивадинов на санскрите,

сохранившаяся в настоящее время главным образом в китайских переводах, была

первоисточником, по которому народы Восточной Азии знакомились с учением

Будды.

При рассмотрении истории буддизма создается впечатление, будто учение

тхеравады наиболее близко к раннему буддизму. Однако самые ранние

буддийские тексты на пали и санскрите, относящиеся ко II - I вв. до н. э.,

содержат как этические доктрины, так и мифологические концепции

сверхъестественных способностей будд. Неопределенное изложение

метафизических основ раннего буддизма породило различные представления о

природе дхарм, что привело к разделению адептов этой религии на два

основных направления хинаяна ("малая колесница") и махаяна ("большая

колесница").

Хинаяна делала упор на изучение природы дхарм и достижение нирваны

этическим путем, полагая, что этот путь сложен, доступен лишь малому кругу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты