Буддизм

он распространяется на обширной территории Кушанской империи, включавшей в

себя земли, входившие в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I в.

н.э. буддизм проникает в Китай, в IV в.- в Корею, в VI в.- в Японию, в VII

в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и

Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме,

Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии —

буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже

очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и

Америку.

Мифология буддизма начала складываться одновременно с формированием

основных концепций религии — т. е. в VI-V вв. до н. э.

Будда в своем учении никогда не отвергал богов других религий и не

запрещал им молиться. Он просто пояснял, что это может дать какое-то

временное облегчение, но никак не приблизит человека к конечной цели —

просветлению, нирване, спасению. Именно поэтому значительное число богов

добуддийской Индии тут же вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель

мира Брахма; бог грома и молнии Индра, олицетворение энергии,

благоустраивающей мир, Вишну; предводитель низших божеств, имеющий тело

человека и голову слона, Ганеша; полубоги гандхарвы, хранители сторон света

локапалы и др. Параллельно шел процесс мифологизации реальных исторических

лиц, сыгравших важную роль в создании и распространении учения. Прежде

всего это касается самого Будды Шакьямуни и его ближайших учеников. Вскоре

к ним присоединились настоятели наиболее значительных монастырей, учителя

веры, отшельники и т. д.

Позднее процесс включения в буддийский пантеон добуддийских богов

получил развитие во всех странах, где буддизм распространялся и утверждался

в качестве государственной религии. В Японии, например, в пантеон

буддийских богов вошло чрезвычайно популярное божество военных и

горнорудных дел Хатиман. Первоначально в VIII в. он рассматривался как

покровитель буддизма из среды местных божеств, персонаж, обеспечивающий

благополучную постройку буддийских храмов, поиски меди и золота для статуй

Будды и т. д.

При буддийских храмах воздвигались его святитилища как божества —

охранителя, а в 1809 г. официальные хроники впервые называют его "великим

бодхисаттвой". В Тибете в пантеон оказались включенными Падмасамбхава и

Цзонхава — реальные исторические лица, основатели разных школ буддизма,

персонаж героического эпоса тибетцев Гесер, в Монголии — обожествленный

Чингисхан, в образе которого слились реальное историческое лицо и шаманское

божество, почитаемое монголоязычными народами (монголами, бурятами,

калмыками), Цагаан убугун (Белый старец) -покровитель всякого земного

плодородия и благополучия и т. д. Такие примеры можно привести по каждой

буддийской стране. Кроме того, вовлеченными в процесс создания пантеона

оказались многочисленные местные божества и духи земли, гор, перевалов,

озер и прочих местностей, В их числе птицеголовые и звероголовые духи

Тибета, змеиные божества нага Индии и Юго-Восточной Азии, вполне

человекообразные духи Монголии, многие синтоистские божества Японии,

ставшие духами-хранителями японских храмов н земли, на которой те

построены. Известные монгольские и бурятские шаманы, согласно позднее

сочиненным буддийским легендам, были обращены в буддизм либо самим Буддой,

либо далай-ламой, с которыми те где-либо повстречались и т. п. Но все, что

мы здесь перечислили, это так называемые "местные пантеоны", которые

создавались в каждой конкретной буддийской стране на основе ее собственной

религиозной и мифологической традиции.

Однако постепенно, хотя и далеко не сразу, сложился и общебуддийский

пантеон,-единый для всех стран буддийского мира, хотя в каждой из них эти

боги назывались по-своему, а иногда даже меняли пол (мужской на женский).

Так, например, Авалокитешвара, придя из Индии в Китай под именем Гуаньинь и

в Японию под именем Каннон, превратился из мужского персонажа пантеона в

женский.

Самый высокий ранг этого пантеона образуют будды. Всякое живое

существо, достигшее просветления и сменившее мир сансары на мир нирваны,

становится буддой. "Просветленные" (как их можно называть) в полном смысле

слова богами не являются — буддисты и буддологи протестуют против

употребления этого термина по отношению к буддам, хотя ряд качеств,

которыми обладают будды, человечество издавна привыкло приписывать богам:

всемогущество, способность совершать чудеса, возможность появляться в

разных обликах, влиять на ход событий в нашем и других мирах и т. д.

Отказавшись от термина боги, назовем будд высшим рангом персонажей

буддийской мифологии.

Каковы же основные характеристики этого ранга? Прежде всего, будд

неисчислимое количество, они способны перерождаться во всех мирах и во всех

временных периодах. Они начинают свой путь к просветлению как бодхисаттвы

(это 2-й ранг пантеона). Все будды обладают 32 признаками совершенства,

силами и способностями, превосходящими богов. Будды живут в космическом

пространстве, но когда они снисходят до воплощения в то или иное земное

тело, происходят великие чудеса: с неба падают цветы, дрожит земля, с

ясного, безоблачного неба гремит гром. Будды проповедуют Истину, Учение,

Закон (т. е. дхарму) и обращают людей на путь будды. Наиболее популярные

будды, почитаемые во всех странах,- Шакьямуни, будда будущего мирового

периода Майтрея, пять дхьяни-будд (дословно "будды созерцания"), или пять

татхагат, истечением которых является вселенная и ее части, их имена —

Вайрочана (он обитает в центре), Акшобхья (на востоке), Ратнасамбхава (на

юге), Амитабха (на западе), Амогасиддхи (на севере).

Второй ранг пантеона — бодхисаттвы. Буквальный перевод этого слова —

"существо, стремящееся к просветлению". Им может быть человек или любое

другое живое существо, принявшее решение стать буддой. Бодхисаттвой был

Шакьямуни до того, как стал Буддой, именно будучи бодхисаттвой, он 550 раз

перерождался на земле в облике разных живых существ. Число бодхисаттв также

бесконечно. На пути к состоянию будды бодхисаттва руководствуется шестью

"духовными совершенствами" (парамитами) — щедрость, нравственность,

терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость. С их

помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам. Наиболее

популярные бодхисаттвы: олицетворение сострадания Авалокитешвара:

бодхисаттва мудрости Манджушри, борец с заблуждениями и тупостью Ваджрапани

и др. Бодхисаттвы особенно популярны в махаяне, их подвигам и деяниям

посвящена значительная литература.

Третий ранг пантеона — архаты и пратьекабудды. Слово архат означает

"достойный". Так назывались люди, достигшие при жизни наивысшего уровня

духовного развития. Особенно популярны 16 архатов в хинаяне и 18 архатов в

махаяне — к их числу относятся ученики и ближайшие последователи Шакьямуни.

Пратьекабудда — дословно "будда для самого себя". Он достиг нирваны и спас

самого себя, но проповедью учения с целью спасения других не занимается.

Их, как и будд, может быть неограниченное количество. Архаты и

пратьекабудды более популярны в хинаяне, чем в остальных направлениях

буддизма.

В пантеоне ваджраяны появился еще один важный ранг — идамы. По

отношению к ним уже вполне допустимо употреблять термин "божества". Их

основное назначение — охранители, и в принципе им может стать любой

персонаж пантеона; верующий выбирает его своим покровителем, начав

восхождение по пути Будды. Они делятся на имеющих мирный, гневный и

полугневный облик. Самый известный из гневных — Ямантака, победитель бога

смерти Ямы. Все его формы — многорукие, многоногие и многоликие.

К.числу явлений общебуддийской религиозной практики следует отнести и

тренировку по определенной психологической и физиологической программе. Она

имела наивысшей конечной целью достижение индивидом просветления, однако

побочные эффекты, которые давал психотренинг, немаловажны сами по себе с

точки зрения понимания сущности и возможностей этой практики. Уже в

индийской религиозной традиции возникло представление о том, что полное

овладение теорией, практикой и техникой йоги позволяет достичь такого

состояния, при котором возможно видеть и слышать все, что происходит во

вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху,

принимать любые обличья и т.д. На санскрите эти способности называются

сиддхи, на пали — иддхи.

В переводе на язык наших дней речь идет о ясновидении, телепатии,

парадиагностике и т. д., то есть о тех явлениях, которые изучает сейчас

парапсихология, отнюдь не объявляя их огульно шарлатанством и по

возможности снимая с них мистический ореол. Очевидно, особая острота чувств

была немаловажным фактором при отборе учеников и в школы йогов в Индии и в

школы ваджраяны Тибета. Школа, разумеется, в данном случае, понятие

условное, речь идет только об учителе и ученике, их сознательном и

подсознательном контакте, который может осуществляться где угодно: в

пещерах, на вершинах гор, в стенах монастырей, при личном общении и на

большом расстоянии. Каждая стадия обучения заканчивалась определенными

испытаниями духа и тела посвященного. Прошедшие их продолжали

совершенствоваться на избранном пути, некоторые отсеивались, а иные в ходе

испытаний погибали или сходили с ума, став жертвами непосильного

психологического напряжения.

Несколько слов о концепции Калачакры — одной из важнейших в буддизме.

Ее суть во взаимосвязи и взаимозависимости вселенной и человека. Как все,

что происходит во вселенной, влияет на человека, так все, что происходит в

человеке, его психике и теле, способно, согласно этой концепции, повлиять

на вселенную. Именно поэтому так важно осознание каждой личностью своего

места в мироздании и чувства ответственности за все, что в нем происходит.

Калачакра это также "колесо времени" в его циклическом восприятии, которое

охватывает собою малые 12-летние циклы, объединенные в более крупные

временные единицы .- 60-летние циклы. Калачакра как календарная система

была введена в Тибете в 1027 г. 60-летний цикл как основа летосчисления уже

существовал к тому времени в Китае, где его введение приписывалось

императору Хуанди в 2697 г. до н. э., и в Японии, куда он попал вместе с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты