Греческая культура

Дарием при Марафоне (490 год до н.э.) и соединенного греческого флота под

афинским руководством над его сыном и преемником Ксерксом (480 год до н.э.)

создали им громадный престиж. На островах и на части побережья Малой Азии

против персов восстали ионийцы, и после того, как персы были изгнаны с

греческого материка, они были освобождены Афинами. Спартанцы, которые

заботились только о своей собственной территории, не принимали в этом

участия. Афины, таким образом, стали господствующим членом в союзе против

персов. На основе устава союза всякое государство-участник было обязано или

поставлять определенное количество кораблей, или возмещать их стоимость.

Большинство избрало последнее, так что Афины приобрели морское

превосходство над союзниками и постепенно превратили союз в афинскую

империю. Афины стали богатым городом, преуспевающим под мудрым руководством

Перикла, который управлял на основе свободных выборов в течение почти 30

лет, до своего падения в 430 году до н.э.

Век Перикла был самым счастливым и самым славным временем в истории Афин.

Эсхил, который участвовал в персидских войнах, был зачинателем греческой

трагедии. Одна из его трагедии - "Персы", в которой он, порвав с обычаем

брать гомеровские сюжеты, повествует о поражении Дария. За ним вскоре

последовал Софокл, а за Софоклом - Еврипид, который, однако, застал мрачные

дни пелопонесской войны, последовавшей за падением и смертью Перикла. Он

отразил в своих пьесах скептицизм более позднего периода. Его современник,

поэт Аристофан, писавший комедии, высмеивает всякие "измы" с точки зрения

дюжего и ограниченного здравого смысла, в частности он подвергает поношению

Сократа как человека, который отрицает существование Зевса и пробавляется

бесовскими и псевдонаучными мистериями.

Афины были захвачены Ксерксом, а храмы на Акрополе уничтожены пожаром.

Перикл посвятил свою деятельность их реконструкции. Им были построены

Парфенон и другие храмы, руины которых сохранились и ныне поражают наше

воображение. Скульптор Фидий был нанят государством, чтобы создать

колоссальные статуи богов и богинь. В конце этого периода Афины стали самым

прекрасным и великолепным городом эллинского мира.

Геродот - отец истории, происходивший из Галикарнасса в Малой Азии, но

живший в Афинах, - получил поддержку со стороны афинского государства и дал

описание персидских воин с афинской точки зрения.

Достижения Афин в эпоху Перикла, быть может, самая удивительная вещь во

всей истории. До этого времени Афины отставали от многих других греческих

городов. Ни в искусстве, ни в литературе они не дали ни одного великого

человека (исключая Солона, который был главным образом законодателем). И

вдруг под влиянием победы и богатства, а также из-за необходимости

реконструкции архитекторы, скульпторы и драматурги, оставаясь до сих пор

непревзойденными, создали произведения, которые определили будущее

[развитие этих искусств] вплоть до наших дней. Это станет еще более

удивительным, когда мы примем во внимание немногочисленность участвующего в

этом деле населения. Около 430 года до н.э. Афины имели максимальное

население, которое исчислялось, как оценивают, примерно в 230 тысяч человек

(включая рабов); население окружающей Афины сельской Аттики, вероятно,

несколько уступало в численности населению города. Никогда, ни до, ни после

афинян, ни одно государство, приближающееся к афинскому по количеству

населения, не говоря уже о занимаемой им площади, не было в состоянии

создать произведения искусства столь высокого совершенства.

В философии Афины дали только двух великих людей: Сократа и Платона. Платон

принадлежит к несколько более позднему периоду, но молодость и ранние годы

зрелости Сократа приходятся на эпоху правления Перикла. Афиняне в

достаточной мере интересовались философией, чтобы с жадностью слушать

учителей из других городов. На софистов был большой спрос со стороны

молодых людей, желавших учиться искусству ведения спора. В "Протагоре"

платоновский Сократ дает замечательные сатирические описания пылких

учеников, ловящих на лету слова знаменитого гостя. Перикл, как мы увидим

далее, призвал в Афины Анаксагора, от которого Сократ, как он сам признает,

усвоил идею о первенстве духа в творении.

Большинство платоновских диалогов, по замыслу их создателя, относится ко

времени Перикла и рисует привлекательную картину жизни богатых. Платон

принадлежал к аристократической афинской семье, он был воспитан в традициях

того периода, который предшествовал времени, когда война и демократия

разрушили богатство и безопасность высших классов. Описываемые им молодые

люди, перед которыми не стояла необходимость работать, большую часть своего

досуга проводили в занятиях наукой, математикой и философией; они почти

наизусть знали Гомера и были критическими ценителями достоинств

профессиональных декламаторов в поэзии. Позднее было открыто искусство

дедуктивного рассуждения, которое во всех областях знания способствовало

появлению новых теорий, как истинных, так и ложных. В тот век можно было,

как в немногие другие века, быть как счастливым, так и разумным, а также

счастливым благодаря разумности.

Но равновесие сил, породившее этот Золотой век, было непрочным. Угрозы ему

исходили, как изнутри, так и извне: изнутри - со стороны демократии, извне

- со стороны Спарты. Чтобы понять, что произошло после Перикла, мы должны

коротко рассмотреть раннюю историю Аттики.

Аттика в начале исторического периода была маленьким самостоятельным

земледельческим районом. Ее столица, Афины, была небольшим городом, но в

составе его населения постоянно увеличивался слой ремесленников и искусных

мастеров, которые стремились сбывать свою продукцию за границей. Постепенно

обнаружилось, что более доходно производить вино и оливки, чем зерно, а

зерно ввозить, главным образом с побережья Черного моря. Этот род занятий

требовал больше средств, чем хлебопашество, и мелкие фермеры залезли в

долги. В гомеровский период Аттика, как и другие города-государства Греции,

имела монархический образ правления, но монарх стал просто религиозным

деятелем без политической власти. Власть перешла в руки аристократии,

подавлявшей как сельских земледельцев, так и городских ремесленников. В

начале VI столетия Солоном было осуществлено компромиссное преобразование в

интересах демократии; и большинство его мероприятий пережило последовавшую

затем эпоху тирании Писистрата и его сыновей. К концу этого периода

аристократы, как противники тирании, начали выступать за демократию. До

падения Перикла демократические движения приводили к власти аристократию,

как это было позже в Англии XIX века. Но под конец жизни Перикла вожди

афинской демократии начали требовать большего участия в политической

власти. В то же время его империалистическая политика, с которой было

связано экономическое процветание Афин, вызвала усиливающиеся трения со

Спартой, приведшие в конце концов к Пелопоннесской войне (431-404 года до

н.э.), в которой Афины потерпели полное поражение.

Несмотря на политическое крушение, престиж Афин продолжал сохраняться, и на

протяжении почти целого тысячелетия центр философии находился там.

Александрия превзошла Афины в математике и в науке, но Аристотель и Платон

принесли Афинам первенство в философии. Академия, где учил Платон, пережила

все остальные школы; она продолжала существовать в качестве острова

язычества в течение двух столетий после того, как Римская империя

обратилась в христианство. Наконец, в 529 году н.э. она была закрыта

религиозным фанатиком Юстинианом, и в Европе наступили века мрака.

Глава VIII. АНАКСАГОР

Философ Анаксагор, хотя его и нельзя поставить рядом с Пифагором,

Гераклитом или Парменидом, тем не менее являлся значительной исторической

фигурой. Он был ионийцем и явился продолжателем научной рационалистической

традиции Ионии. Он был первым, кто познакомил афинян с философией и первым

высказал мысль, что первопричиной физических изменений является ум.

Анаксагор родился в Ионии в Клазоменах около 500 года до н.э., но около 30

лет прожил в Афинах (приблизительно с 462 по 432 год до н.э.). Его,

вероятно, пригласил Перикл, который стремился цивилизовать своих сограждан.

Быть может, Аспасия, происходившая из Милета, представила Анаксагора

Периклу. Платон в своем диалоге- "Федр" говорит:

-Сблизившись с Анаксагором, человеком, по-моему, как раз такого склада,

Перикл преисполнился познания возвышенного и постиг природу ума и мышления,

о чем Анаксагор часто вел речь; отсюда Перикл извлек пользу и для искусства

красноречия" (49).

Говорят, что Анаксагор оказал влияние на Еврипида, но это весьма спорно.

Граждане Афин, как и граждане других городов во все времена и на всех

континентах, относились с определенной враждебностью к тем, кто пытался

привить более высокий уровень культуры, нежели тот, который был им

привычен. Когда Перикл стал стареть, его противники подняли против него

кампанию, нападая на его друзей. Они обвинили Фидия в том, что он присвоил

некоторое количество золота, которое было выделено ему на статуи. Они

провели закон, позволявший привлекать к суду тех, кто не исповедовал

религию и проповедовал различные теории о том,- что наверху". На основании

этого закона они стали преследовать Анаксагора и обвинили его в том, что он

учил, что Солнце - раскаленный камень, а Луна подобна Земле. (Такое же

обвинение было повторено по отношению к Сократу его преследователями,

которых он высмеивал за их старомодность.) Не ясно, что произошло, известно

только, что Анаксагор должен был оставить Афины. Представляется возможным,

что Перикл освободил Анаксагора из тюрьмы и создал ему возможность бежать.

Анаксагор возвратился в Ионию и там основал школу. В соответствии с

завещанием Анаксагора годовщину его смерти отмечали в этой школе днем

отдыха.

Анаксагор утверждал, что все является бесконечно делимым и что даже

малейшая частица материи содержит кое-что от каждого элемента. Вещи

представляют собой то, чего в них содержится больше всего. Так, например,

все содержит немного огня, но мы называем огнем лишь то, в чем преобладает

этот элемент. Как и Эмпедокл, Анаксагор выступал против допущения пустоты;

он говорил, что клепсидра, или надутая шкура, свидетельствует, что там,

где, по-видимому, ничего нет, находится воздух.

Он отличается от своих предшественников тем, что рассматривает ум ( "нус")

как субстанцию, которая входит в состав живых существ и отличает их от

мертвой материи. Во всем, говорил он, есть часть всего, кроме ума, а

некоторые вещи содержат также и ум. Ум имеет власть над всеми вещами,

обладающими жизнью; он бесконечен и управляет сам собой, он смешан с

небытием. За исключением ума, все как бы оно ни было мало, содержит части

всех противоположностей, таких, как горячее и холодное, белое и черное. Он

утверждал, что снег черен (частично).

Ум - источник всякого движения. Он вызывает вращение, которое постепенно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты