самом деле известно о Протагоре.
Протагор родился около 500 года до н.э. в Абдерах - в городе, из которого
был родом Демокрит. Он дважды посетил Афины, второй его визит имел место не
позднее чем в 432 году до н.э. Он создал кодекс законов для города Фурии в
444-443 годах до н.э. Существует предание, что Протагор был подвергнут
судебному преследованию за нечестие, но это, по-видимому, неверно, несмотря
на тот факт, что он написал книгу "О богах", которая начиналась так: "О
богах я не умею сказать, существуют ли они или нет и каковы они по виду.
Ведь много препятствии для знаний - неясность дела и краткость человеческой
жизни".
Его второе посещение Афин несколько сатирически описано в платоновском
"Протагоре", а его учение разбирается серьезно в "Теэтете". Протагор
известен главным образом своей доктриной, согласно которой "Человек есть
мера всем вещам - существованию существующих и несуществованию
несуществующих"' Эта доктрина истолковывается в том смысле, что каждый
человек есть мера всех вещей и что когда люди разнятся между собой, то нет
объективной истины, благодаря которой один прав, а другой неправ. Это, в
сущности, скептическое учение, и оно, по-видимому, было основано на
"обманчивости" чувств.
Один из трех основателей прагматизма, Фердинанд Шиллер, обычно называл себя
учеником Протагора. Это случилось потому, как я думаю, что Платон в своем
"Теэтсте" утверждал, истолковывая Протагора, что одно мнение может быть
лучше, чем другое, хотя оно не может быть истиннее. Например, когда человек
болеет желтухой, то все кажется ему желтым. Поэтому нет смысла говорить,
что вещи в действительности являются не желтыми, но имеют такой цвет, какой
видит здоровый человек. Мы можем сказать, однако, что поскольку здоровье
лучше болезни, то мнение здорового человека лучше мнения человека, больного
желтухой. Эта точка зрения, очевидно, близка к прагматизму.
Для практических целей неверие в объективную истину делает большинство
атрибутом того, во что следует верить. Отсюда Протагор пришел к защите
закона, обычая и традиционной морали. Хотя он не знал, как мы видели,
существуют ли боги, он был уверен, что им следует поклоняться. Эта точка
зрения, очевидно, справедлива по отношению к человеку, чей теоретический
скептицизм последователен и логичен.
Зрелая жизнь Протагора была проведена в некоторого рода непрерывном
лекторском турне по городам Греции. Он учил за вознаграждение "всякого, кто
жаждал практического успеха и более высокой духовной культуры" (64). Платон
протестовал против практики софистов получать деньги за обучение, отчасти с
позиций сноба (по современным понятиям). Сам Платон обладал вполне
достаточными средствами и поэтому был неспособен, по-видимому, понять нужды
тех, кто не имел хорошего состояния. Странно, что современные профессора,
которые не видят причины отказываться от жалованья, так часто повторяют
платоновское обвинение против софистов.
Есть, однако, другой пункт, в котором софисты отличаются от большинства
современных им философов. Обычно каждый учитель, за исключением софистов,
основывал школу, которая обладала некоторыми признаками братства, с большей
или меньшей степенью общности жизни (часто - нечто аналогичное монашеской
жизни) и, как правило, с эзотерической доктриной, которую не проповедовал
публике. Все это было естественно там, где философия возникла из орфизма.
Среди софистов ничего подобного не было. То, чему они учили, в их
представлении не было связано с религией или моралью. Они учили искусству
спора и давали столько знаний, сколько было для этого необходимо. Вообще
говоря, они могли, подобно современным адвокатам, показать, как защищать
или оспаривать то или иное мнение, и не заботились о том, чтобы защищать
свои собственные выводы. Те же, для кого философия была руководством в
жизни, тесно связанным с религией, естественно, были шокированы, софисты им
казались легкомысленными и безнравственными.
До некоторой степени - хотя нельзя сказать, сколь велико значение этого
обстоятельства, - ненависть, которую вызывали к себе софисты не только у
широкой публики, но и у Платона и последующих философов, была обязана своим
существованием их интеллектуальной честности. Преследование истины, когда
оно ведется искренне, должно игнорировать моральные соображения. Мы не
можем знать заранее, чем окажется истина по отношению к тому, что в данном
обществе мыслится поучительным. Софисты были готовы следовать за
доказательством, куда бы оно их ни вело. Часто это приводило их к
скептицизму. Один из софистов, Горгий, утверждал, что ничего не существует,
а если что-либо и существует, то оно непознаваемо, и даже если существует и
познаваемо для кого-либо одного, то он не может передать свое знание
другим. Мы не знаем, каковы были доводы Горгия, но я могу хорошо себе
представить, что они имели логическую силу, которая заставляла противников
Горгия искать убежище в наставлениях. Платон всегда старался проводить
взгляды, которые, как он думал, сделают людей добродетельными. Едва ли
Платон был когда-нибудь интеллектуально честен, потому что он всегда
оценивал доктрины по их социальному значению. Но даже и в этом он не был
честен, так как претендовал на то, что следовал доводам и судил на
основании чисто теоретических критериев, тогда как фактически направлял
спор таким образом, чтобы последний приводил в результате к добродетели.
Платон ввел этот порок в философию, где он с тех пор и продолжает
существовать. Характер его диалогов определяется, по-видимому, в основном
его враждебностью к софистам. Одним из недостатков всех философов со
времени Платона было то, что их исследования в области этики исходили из
предположения, что им уже известны те заключения, к которым они должны
только еще прийти.
В Афинах в конце V века до н.э. были люди, которые, по-видимому, учили
политическим доктринам, казавшимся безнравственными их современникам, а
также кажущимся таковыми демократическим нациям нашего времени. В первой
книге "Государства" Платона Тразимах доказывает, что нет иной
справедливости, кроме интереса более сильного, что законы создаются
правительствами для своей собственной выгоды и что нет объективных
критериев, с которыми можно сообразовываться в борьбе за власть. Калликл,
согласно Платону (в "Горгии"), отстаивал подобную доктрину. Закон природы,
говорил он, является законом более сильного, но для удобства люди
установили институты и моральные заповеди, которые сдерживали бы сильного.
Такие доктрины получили в наше время более широкое распространение, чем в
древности. И что бы о них ни думали, они не были характерны для софистов.--
В течение V века до н.э., независимо от той рели, которую играли в этом
процессе софисты, в Афинах происходило превращение негибкой пуританской
простоты в остроумный и довольно жестокий цинизм в борьбе против тупого и в
равной степени жестокого сопротивления гибнущей ортодоксии. Начало этого
столетия характеризуется выступлением Афин в защиту городов Ионии против
персов и победой при Марафоне в 490 году до н.э. В конце столетия (в 404
году до н.э.) Афины терпят поражение от Спарты, а в 399 году до н.э. был
казнен Сократ. После этого Афины утратили свое политическое значение, но
они приобрели несомненное культурное первенство, сохранявшееся вплоть до
победы христианства.
Некоторые обстоятельства в истории Афин V века до н.э. существенны для
понимания Платона и всей последующей греческой мысли. В течение первой
персидской войны слава пришла главным образом к Афинам благодаря их
решительной победе при Марафоне. Десятью годами позднее, в течение второй
персидской войны, Афины еще сохраняли первенство среди греков на море, но
на суше победы одерживались в основном благодаря спартанцам - признанным
военачальникам эллинского мира. Однако взгляды спартанцев были
узкопровинциальны; они перестали бороться против персов, как только
последних изгнали из европейской Греции. Защита азиатских греков и
освобождение островов, которые были завоеваны персами, осуществлялись с
большим успехом Афинами. Афины стали ведущей морской державой и установили
сильный имперский контроль над ионийскими островами. Они процветали в
период правления Перикла, который был умеренным демократом и умеренным
империалистом. Громадные храмы, развалины которых еще напоминают о славе
Афин, были построены по его инициативе, чтобы заменить храмы, разрушенные
Ксерксом. Город очень быстро богател и сильно развивался в культурном
отношении. В результате, как это постоянно случается в такие времена, в
особенности когда богатство было обязано своим происхождением внешней
торговле, приходили в упадок традиционная мораль и традиционные верования.
В это время в Афинах жило необычайно большое количество гениальных людей.
Три великих драматурга - Эсхил, Софокл и Еврипид - все принадлежали к V
веку до н.э. Эсхил участвовал в битве при Марафоне и видел сражение при
Саламине. Софокл был еще ортодоксален в религиозном отношении. Но Еврипид
находился под влиянием Протагора и духа свободомыслия своего времени; его
истолкование мифов было скептическим и разрушительным. Аристофан, писавший
комедии поэт, высмеивал Сократа, софистов и философов вообще, но, несмотря
на это, принадлежал к их кругу. В "Пире" Платон представляет его
находящимся в весьма дружеских отношениях с Сократом. Скульптор Фидий, как
мы видели, принадлежал к кругу Перикла.
В этот период превосходство Афин было скорее художественным, чем
интеллектуальным. За исключением Сократа, никто из великих математиков и
философов V века до н.э. не был уроженцем Афин. Что касается Сократа, то он
не был писателем и ограничивался устными беседами.
Начало пслопоннесской войны в 431 году до н.э. и смерть Перикла в 429 году
до н.э. ознаменовали начало мрачного периода в истории Афин. Афиняне
сохраняли превосходство на море, спартанцы же имели превосходство на суше и
в течение лета несколько раз захватывали Аттику (исключая Афины). В
результате Афины были переполнены беженцами, кроме того, население жестоко
пострадало от чумы. В 414 году до н.э. афиняне послали большую экспедицию в
Сицилию, надеясь захватить Сиракузы, которые были союзником Спарты, но эта
попытка потерпела неудачу. Война сделала афинян жестокими и мстительными. В
416 году до н.э. они захватили остров Мелос и перебили всех мужчин,
способных носить оружие, обратив в рабство остальных жителей. В "Троянках"
Еврипид протестовал против подобного варварства. Конфликт имел
идеологический аспект, поскольку Спарта была защитницей олигархии, а Афины
- демократии. Афиняне имели основания подозревать некоторых из своих
собственных аристократов в предательстве, которое, как все думали, сыграло
свою роль при окончательном морском поражении Афин в битве при Эгоспотамах
в 405 году до н.э.
В конце войны спартанцы установили в Афинах олигархическое правление,
известное под названием "тирании тридцати". Некоторые из этих тридцати, в
том числе глава их, Критий, были учениками Сократа. Они заслуженно не
пользовались популярностью, и не прошло и года, как были свергнуты. С
согласия Спарты демократия была восстановлена, но это была озлобленная
демократия. Только амнистия помешала приверженцам демократии открыто мстить
своим внутренним врагам, однако они пользовались любым случаем, чтобы
обойти условия амнистиии и подвергнуть преследованию своих врагов. Именно в
такой обстановке имело место осуждение и казнь Сократа (399 год до н.э.).
(1) Арифметика и кое-что из геометрии были уже у египтян и вавилонии, но по
преимуществу в форме чисто эмпирических правил. Дедуктивное умозаключение
из общих посылок - греческое нововведение.
(2) Диана - латинский эквивалент Артемиды. Именно последняя упоминается
греческом Новом завете там, где в нашем переводе речь идет о Диане.
(3) Она имела двойника мужского пола, или супруга, - "Повелителя животных",
но он менее значителен. Гораздо позднее Артемида отождествляется с Великой
Матерью Малой Азии.
(4) См: Martin P. Nilsson. The Minoan-Mycenaean Religion and its Survival
in Greek Religion, p. 11 и далее.
(5) См.: P.N. Ure. The Origin of- Tyranny.
(6) Например, "гимель" - третья буква еврейского алфавита - означает
"верблюд", и ее знак является условным изображением верблюда.
(7) K.J.Beloch. Griechische Geschichte. Chap. XII.
(8) M.Rostovfscv. History of the Ancient World. Vol. I, p. 399.
(9) "Five Stages of Greek Religion", p. 67.
(10) Н. J. Rose. Primitive Culture in Greece. 1925, p. 193.
(11) Время деятельности Зороастра является, однако, весьма
предположительным. Некоторые относят его к 1000 году до н.э. См.: Cambridge
Ancient History. Vol. IV, p. 207.
(12) Цит. по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М. 1989. С. 172.
(13) В результате поражения, которое Афины потерпели от Спарты, персы
возвратили назад все побережье Малой Азии, их права на которое были
признаны Анталкидовым миром (387-386 годы до н.э.). Приблизительно
пятьюдесятью годами позднее оно было включено в империю Александра
Македонского.
(14) H.J. Rose. Primitive Culture in Greece, p. 65 и далее.
(15)- ] .E.tfarrison. Prolegomena to the Study of Greek Religion, p. 651.
(16) Я имею в виду духовное, а не алкогольное опьянение.
(17) R.J. Deloch. Criechische Geschichte. Bd. 1. Chap. I, s. 434.
(18) С другой стороны, книги Корнфорда о различных диалогах Платона
представляются мне в целом восхитительными.
(19) M.Rosfovlsev. llisiory of Ihe Ancieni World. Vol. I, p. 204.
(20) Д.Барнет- (J.Bunwt. Early Greek Philosophy, p. 51) ставит это
последнее высказывание под вопрос.
(21) Возможный год выхода в свет первого греческого философского
произведения - сочинения Анаксимандра "О природе". - Прим. ред.
(22) Греческим городам в Сицилии угрожали карфагеняне, но в Италии эта
опасность не ощущалась как непосредственная угроза.
(23) Аристотель говорит о нем, что он "сперва занимался науками и числами,
впоследствии же, подражая Ферекиду, стал также чудотворцем".
(24) Эдди - основательница американской религиозной секты "Христианская
наука";
главное положение этой секты состоит в том, что зло и болезни могут быть
преодолены путем осознания их нереальности. - Прим. перев.
(25) Шут. Каково мнение Пифагора относительно дичи?
Мальпольо. Что душа нашей бабки может обитать в птице.
Шут. Что ты мыслишь об этом мнении?
Мальвольо. Я мыслю о душе благородно и никоим образом не одобряю его
мнения.
Шут. Прощай. Пребывай во тьме. Пока ты не согласишься с мнением Пифагора, я
не признаю тебя в уме; и смотри не убей кулика, чтобы не обездолить души
твоей бабки. Прощай. (См. В.Шекспир. Двенадцатая ночь, или что угодно. М.,
1953. С. 72.)
(26) Цит. по: J. Burnet. Early Greek Philosophy; см. также: Фрагменты
ранних греческих философов, с. 138-149.
(27) Фрагменты ранних греческих философов, с. 141.
(28) Там же, с. 143.
(29) J.Burnet. Early Greek Philosophy, p. 108.
(30) Однако это доказательство не принадлежит самому Евклиду. См.: Th.
Heath. Greek Mathematics. Вышеприведенное доказательство, вероятно, было
известно еще Платону.
(31) Джефферсоновское "священное и неотъемлемое" было заменено Франклином
на "самоочевидное".
(32) Фрагменты ранних греческих философов, с. 141.
(33) Там же, с. 173.
(34) Там же, с. 170-171.
(35) Там же, с. 173.
(36) Корнфорд (ор. cit., p. 184) подчеркивает это, как мне-----------
кажется, правильно. Гераклита часто понимают ложно именно из-за включения
его в число других ионийцев.
(37) Но ср.: "В----------- одну и ту-------- же реку мы----------- входим и-
---- не входим,----------- существует и -не существуем".
(38) Фрагменты ранних греческих философов, с. 290-291. Барнет замечает:
"Смысл, как я думаю, таков: "Не может быть мысли соответствующей названию,
если это название не есть название чего-либо реального".
(39) Фрагменты ранних греческих философов, с. 390.
(40) Там же. с. 359.
(41) Платон. Сочинения. М., 1970, т. 2, с. 359.
(42) Фрагменты ранних греческих философов, с. 408-409.
(43) Фрагменты ранних греческих философов, с. 408.
(44) Там же, с. 404.
(45) Там же, с. 406.
(46) Там же, с. 411.
(47) Не ясно, кто это "они"; можно лишь предположить, что-- это те, которые
сохранили чистоту.
(48) Фрагменты ранних греческих философов, с. 412.
(49) Платон. Сочинения, т. 2, с. 210.
(50) Сирия Бейли (Cyril Bailey. The Greek Atomists and Epicurus)
определяет, что расцвет деятельности Левкиппа относится примерно к 430 году
до н.э. или немного более раннему времени.
(51) J. Burnet. From Thales to Plalo, p. 193.
(52) Т.Hearth. Greek Mathematics. Vol. 1, p. 176.
(53) Аристотель. О возникнопснии и уничтожении//Сочинения.----------- М.,
1981,-- т. 3, с. 410. 32ба.
(54) Это истолкование принято Барнстом, а также, по крайней мере
применительно к Левкиппу, Бейли (op.cit., p. 83).
(55) См.: С.Bailey. Op.cit., p. 121 (о детерминизме Демокрита). 78
(56) О логических и математических основаниях теории атомистов см. G.
Milhaud. Les Philosophes Gtftmetres de la Grece, ch. IV.
(57) Аристотель. О возникновении и уничтожении, с. 408.
(58) Напротив, С.Бейли (op.cit., p. 75) утверждает, что у Левкиппа имелся
"весьма тонкий" ответ. Oн заключался по существу в признании существования
чего-то [пустоты] , что не было телесным. Аналогично этому Барнет говорит:
"Любопытно, что атомисты, которых обычно считают великими материалистами
древности, были фактически первыми, кто отчетливо сказал, что вещь может
быть реальной, не будучи телом".
(59) О том, как это происходит по предположению атомистов, см. C.Bailey.
Op.cit., р. 138 и далее.
(60) Она окончилась в 404 году до н.э. полным поражением Афин.
(61) См.: J.B.Bury. History of Greece. Vol. 1, p. 444.
(62) Плиток. Софист // Сочинения, т. 2, с. 399.
(63) Цит. по: Диоген Лазртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. М, 1979, с. 375.
(64) E.Zeller. Gnindriss der Geschichle dcr gricchischur Philosoptiie.
1883, s. 1299. 88
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17