Греческая культура

повседневных забот. Культ Вакха породил так называемый "энтузиазм",

этимологически означающий вселение бога в поклоняющегося ему человека,

который верит в свое единство с богом. Этот элемент опьянения (16),

некоторый отход, от благоразумия под влиянием страсти имеет место во многих

величайших достижениях человечества. Жизнь была бы неинтересной без

вакхического элемента, но его- присутствие делает ее и опасной.

Благоразумие против страсти - это конфликт, проходящий через всю историю

человечества. И это не такой конфликт, при котором мы должны становиться

целиком на сторону лишь одной из партий.

Грубо говоря, трезвая цивилизация в сфере мышления тождественна науке. Но

наука в чистом виде не удовлетворяет человека, люди нуждаются также в

страсти, в искусстве и в религии. Наука может ограничить знание известными

пределами, но она не должна и не может ставить пределы воображению. Среди

греческих, как и среди позднейших философов некоторые тяготели к науке,

другие - к религии, последние прямо или косвенно многим обязаны религии

Вакха. Особенно это относится к Платону, а через него это влияние

распространилось на те более поздние движения мысли, которые в конце концов

воплотились в христианской теологии.

Культ Диониса в своей первоначальной форме был варварским и во многих

отношениях отталкивающим. Однако не в этом первоначальном виде он оказал

влияние на философов, а в одухотворенной форме, приписываемой Орфею, в

аскетической форме, ставящей на место физического духовное опьянение.

Орфей - неясная, но интересная фигура. Одни утверждают, что он был реальной

личностью, другие считают его богом или воображаемым героем. Согласно

традиции, Орфей, как и Вакх, пришел из Фракии, но, по-видимому, более

вероятно, что он (или движение, связанное с его именем) пришел с Крита.

Несомненно, что орфические доктрины содержат многое, имеющее, по-видимому,

своим первоисточником Египет, а влияние Египта на Грецию осуществлялось

главным образом через Крит. Говорят, что Орфей был реформатором, которого

разорвали на куски бешеные менады, побужденные к этому вакхической

ортодоксией. Склонность Орфея к музыке не столь заметна в ранних формах

легенды по сравнению с более поздними. Первоначально он был жрецом и

философом.

Чем бы ни было учение самого Орфея (если он существовал), учение орфиков

хорошо известно. Они верили в переселение душ; они учили, что в будущем

душу ожидает либо вечное, либо временное страдание от пыток в зависимости

от их образа жизни здесь, на земле. Они стремились к "очищению", отчасти

путем церемонии очищения, отчасти путем избегания осквернения. Наиболее

правоверные из орфиков воздерживались от животной пищи, исключение

составляли только ритуалы (когда пища принималась сакраментально). Они

считали, что человек - отчасти земное, а отчасти небесное существо;

благодаря чистой жизни небесная часть возрастает, а земная часть убывает. В

конце концов человек может стать единым целым с Вакхом и называться "Вакх".

У орфиков существовала разработанная теология, согласно которой Вакх был

рожден дважды: первый раз от своей матери Семелы, а второй - из бедра

своего отца Зевса.

Существует много форм дионисийского мифа. В одном из мифов Дионис является

сыном Зевса и Персефоны; будучи еще мальчиком, он был разорван на куски

Титанами, которые сожрали всю его плоть, за исключением лишь сердца. Одни

говорят, что сердце было отдано Зевсом Семеле, другие - что сам Зевс

проглотил его. Во всяком случае, это привело к вторичному рождению Диониса.

Разрывание дикого животного и пожирание его сырого мяса вакханками

рассматривалось как воспроизведение того, что сделали Титаны с самим

Дионисом, и животное, в известном смысле, выступало как воплощение бога.

Титаны были земного рождения, но после того, как они съели бога, они стали

обладателями божественной искры. Так же и человек - отчасти земное, отчасти

небесное существо, и вакхические ритуалы способствуют приближению его к

полной божественности.

Еврипид вкладывает в уста орфического жреца следующее поучительное

признание:

Сын Зевса, Дионис, я - у фиванцев. Здесь некогда Семела, Кадма дочь, Меня

на свет безвременно явила, Поражена Зевесовым огнем. Из бога став по виду

человеком, Я подхожу к струям родимых рек. Вот матери-псрунницы могила:

У самого дворца обломки дома Еще курятся, - в них еще живет Огонь небесный,

Геры горделивой На мать мою неугасимый гнев...

Спасибо Кадму: сделал неприступным Он дочери святилище, его Со всех сторон

я скрыл и винограда Кистями нежной зелени обвил. Покинув пашни Лидии

златой, И Фригию, и Персии поля, Сожженные полдневными лучами, И стены

Бактрии, и у мидян Изведав холод зимний, я арабов Счастливых посетил и

обошел Всю Азию. что по прибрежью моря Соленого простерлась: в городах

Красиво высятся стенные башни, И вместе грек там с варваром живет.

В гробницах были найдены орфические таблички, содержащие поучения душе

умершего относительно того, как найти ей дорогу в потусторонний мир и что

говорить, для того чтобы доказать, что она достойна спасения. Эти таблички

разбиты и неполны; наиболее полная из них (Петелийская табличка) содержит

следующее:

Ты найдешь слева от дома Гадеса источник,

Рядом с ним стоит белый кипарис.

К этому источнику близко не подходи.

Но ты найдешь другой около Озера Памяти,

Холодные воды несущий, и перед ним стоит стража.

Скажи: "Я дитя Земли и Звездного Неба,

Но род мой - только от Неба. Об этом вы знаете сами.

И вот я, жаждой томим, погибаю. Дайте скорее

Холодной воды, текущей из Озера Памяти"

И сами они дадут тебе испить из святого источника,

И после этого среди других героев ты место получишь...

В другой табличке говорится: "Привет тебе, пережившему страдание... Из

человека ты стал Богом". И еще в другой: "Счастлив и блажен ты, которому

суждено из смертного стать Богом".

Источник, из которого душа не должна пить, - это Лета, приносящая забвение;

другой источник - Мнемосина, память. В потустороннем мире душа, если она

жаждет спасения, не должна ничего забывать. Напротив, она должна приобрести

память, превосходящую естественную.

Орфики были аскетической сектой, вино для них - только символ, как позднее

причастие для христиан. Искомое ими опьянение - это "энтузиазм", союз с

бором. Они думали, что таким путем приобретают мистическое знание,

недостижимое обычными средствами. В греческую философию этот мистический

элемент принес Пифагор, такой же реформатор орфизма, каким был Орфей по

отношению к религии Диониса. От пифагорейцев орфический элемент перешел в

философию Платона, а от него - в ту более позднюю философию, которая была

уже полностью религиозной.

Некоторые явно вакхические элементы сохранились всюду, где орфизм имел

влияние. Одним из таких элементов был феминизм- Его много у Пифагора, -а у

Платона элемент феминизма привел даже к требованию полного политического

равноправия для женщин. "Женский пол, - говорит Пифагор, - по своей природе

более благочестив". Другой вакхический элемент состоит в уважении к сильной

страсти. Греческая трагедия выросла из ритуалов Диониса. Особенно Еврипид

чтил двух главных богов орфизма: Диониса и Эроса. Он не уважал холодного и

самодовольного, благонравного человека, которого в его трагедиях обычно

сводили с ума или как-либо иначе ввергали в беду боги, возмущенные его

богохульством.

По традиции считается, что грекам свойственна восхитительная безмятежность

(serenity), позволявшая им с олимпийским спокойствием созерцать страсть со

стороны, подходя к ней с эстетической точки зрения. Но это весьма

односторонний взгляд. Это верно, быть может, относительно Гомера, Софокла и

Аристотеля, но это в высшей степени неверно применительно к тем грекам,

которые прямо или косвенно были затронуты вакхическим или орфическим

влиянием. В Элсвсине - а элевсинские мистерии составляли наиболее священную

часть афинской государственной религии - пели гимн, в котором говорилось

следующее:

С твоей высоко поднятой чашей,

С твоим безумным пиршеством

В Элевсинскую цветущую долину

Приходи ты - Вакх, гимн и привет тебе!

В "Вакханках" Еврипида хор менад являет собой такое сочетание поэтичности и

дикости, которое прямо противоположно безмятежности. Они прославляют

удовольствие отрывать конечности диких животных и поедать их сырыми тотчас

же:

О, как мне любо в полянах,

Когда я в неистовом беге,

От легкой дружины отставши,

В истоме на землю паду,

Священной небридой одета.

Стремясь ко фригийским горам,

Я хищника жаждала снеди:

За свежей козлиною кровью

Гонялась по склону холма...

Танец менад на склоне горы не был только неистовством, он был бегством от

бремени и забот цивилизации в мир нечеловеческой красоты и свободы, ветра и

звезд. В менее безусом настроении они поют:-

Милая ночь, придешь ли?

Вакху всю я тебя отдам,

Пляске - белые ноги,

Шею - росе студеной.

Лань молодая усладе

Луга зеленого рада.

Вот из облавы вырвалась,

Сеть миновала крепкую.

Свистом охотник пускай теперь

Гончих за ланью шлет,

Ветер у ней в ногах,

В поле - раздолье.

Берегом мчаться отрадно ей,

Даром, что члены сжимает усталость;

Тихо кругом - она рада безлюдью,

Рада молчанию чащи зеленой.

Прежде, чем повторить, что греки были "безмятежными", попробуйте вообразить

матрон Филадельфии, ведущих себя таким же образом, даже в пьесе Юджина

О'Нила.

Орфик не более "безмятежен", чем прежний поклонник Вакха. Для орфика жизнь

в этом мире является страданием и скукой. Мы привязаны к колесу, которое,

вращаясь, образует бесконечные циклы рождения и смерти. Наша истинная жизнь

- на звездах, но мы прикованы к земле. Только путем очищения, самоотречения

и аскетической жизни можем мы избежать этого круговорота и достигнуть,

наконец, экстаза единения с Богом. Это вовсе не взгляд тех людей, для

которых жизнь легка и приятна. Это больше напоминает религиозную песню

негров:

Я собираюсь поведать Богу обо всех своих невзгодах,

Когда попаду домой.

Не все греки, но большинство из них были людьми, обуреваемыми страстями,

несчастливыми людьми, боровшимися с собой, влекомыми интеллектом по одному

пути, а страстями - по другому; они были наделены воображением, чтобы

постигать небо, и своевольным притязанием, творящим ад. У них было правило

"золотой середины", но в действительности они были невоздержанны во всем: в

чистом мышлении, в поэзии, в религии, в грехе. Именно сочетание интеллекта

и страсти делало их великими, пока они оставались таковыми, и никто не

преобразовал бы так мир на все будущие времена, как они. Их прототипом в

мифологии является не Зевс Олимпиец, -но Прометей, принесший с неба огонь и

претерпевший за это вечные муки.

Однако если и эту только что приведенную характеристику отнести ко всем

грекам в целом, то это будет такой же односторонностью, как взгляд,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты