Греческая культура

воспринимаемых вещей, в то время как восприятия первого рода зависят также

от наших чувств, а следовательно, способны вводить в заблуждение. Подобно

Локку, Демокрит утверждал, что такие качества, как теплота, вкус, цвет, не

присущи реально объектам, но обязаны своим существованием нашим органам

чувств, тогда как такие качества, как тяжесть, плотность и твердость,

реально присущи самим объектам.

Демокрит был решительным материалистом, для него, как мы видели, душа

состоит из атомов, а мышление является физическим процессом. Вселенная не

имеет целей, там только атомы, управляемые механическими законами. Он не

верил в распространенную тогда религию и выступал против нуса Анаксагора. В

этике он считал целью жизни бодрость, а умеренность и образование -

наилучшими средствами для ее достижения. Он осуждал все неистовое и

страстное; он не одобрял также сексуальной жизни, потому что, как он

говорил, это вызывает преобладание удовольствия над сознанием. Он ценил

дружбу, но плохо отзывался о женщинах. Он не хотел иметь детей, потому что

заботы, связанные с их воспитанием, служат помехой философствованию. Во

всем этом он был весьма похож на Иеремию Бентама; в равной степени он также

любил то, что греки называли демократией.

Демокрит - таково по крайней мере мое мнение - последний греческий философ,

который был свободен от известного недостатка, нанесшего вред всей более

поздней древней и всей средневековой мысли. Все философы, которых мы

рассматривали до сих пор, были охвачены беспристрастным стремлением к

познанию мира. Они представляли себе это более легким делом, чем оно было в

действительности, но без такого оптимизма у них не хватило бы мужества

положить начало этому делу.

Их взгляд на мир в основном был подлинно научным взглядом, всякий раз,

когда он не являлся просто выражением предрассудков того времени. Но этот

взгляд был не только научным, он был образным и выразительным и был полон

наслаждения смелым предприятием.

"Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого

благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства", - говорит

Демокрит.

Они интересовались всем: метеорами и затмениями, рыбами и вихрями, религией

и моралью; с проницательным интеллектом у них сочеталась детская

любознательность.

Начиная с этого момента впервые появляются некоторые признаки упадка,

несмотря на предыдущие, не имеющие себе равных достижения, а затем

наступает постепенное разложение. В философии, даже в самой лучшей

философии после Демокрита, плохо то, что в ней делается чрезмерный упор на

человека в ущерб стремлению к познанию Вселенной. Сперва, вместе с

софистами, приходит скептицизм, приводящий к изучению того, как мы познаем,

вместо попытки приобрести новое знание. Затем, вместе с Сократом, центр

тяжести переносится на этику; с Платоном начинается отрицание чувственного

мира в пользу самого себя творящего мира чистой мысли; с Аристотелем - вера

в цель как основное понятие науки. Несмотря на гениальность Платона и

Аристотеля, их мысль имела пороки, оказавшиеся бесконечно вредными. После

них начался упадок энергии и постепенное возрождение вульгарных

предрассудков. Новое мировоззрение возникло отчасти в результате победы

католической ортодоксии; но вплоть до Возрождения философия не могла

обрести вновь той энергии и независимости, которые были свойственны

предшественникам Сократа.

Глава Х. ПРОТАГОР

Во второй половине V века до н.э. великим досократическим системам, которые

были рассмотрены нами выше, было противопоставлено скептическое движение.

Наиболее значительной фигурой этого движения был Протагор - глава софистов.

Слово софист не имело вначале отрицательного значения. По смыслу оно было

равнозначно слову "преподаватель". Софистом был человек, который добывал

средства к существованию, передавая молодым людям определенные знания,

которые, как тогда думали, могли быть им полезны в практической жизни. Так

как общество не обеспечивало подобного образования за общественный счет, то

софисты учили только тех, кто имел собственные средства или у кого родители

располагали такими средствами Это обстоятельство придавало деятельности

софистов определенный классовый уклон, усугубляемый политической

обстановкой того времени В Афинах и во многих городах Греции демократия

торжествовала политическую победу, но ничего не было предпринято для

уменьшения богатства членов старых аристократических семей. Именно богатые

главным образом и воплощали в себе то, что известно нам как эллинская

культура; они имели в своем распоряжении образование и досуг; путешествия

же в значительной мере сгладили их традиционные предрассудки, а время,

которое они проводили в спорах, отточило их ум.---- -- -То что тогда

называлось демократией, оставляло институт рабства неприкосновенным.

Рабство давало богатым возможность наслаждаться своим богатством, не

угнетая свободных граждан.

Однако во многих городах, и особенно в Афинах, более бедные граждане были

настроены по отношению к богатым вдвойне враждебно - вследствие зависимости

и благодаря традиции. Богатых подозревали и часто справедливо, в

неблагочсстии и аморальности, в том, что они разрушали древние верования и,

вероятно, пытались уничтожить и демократию. Таким образом, случилось, что в

сфере культуры политическая демократия оказалась связанной консерватизмом,

в то время как те, кто осуществлял нововведения в области культуры,

тяготели к политической реакции.

Такое же в известной мере положение сложилось в современной Америке где

"Таманни холл" представляет в основном католическую организацию, созданную

для защиты традиционных теологических и этических догм от притязаний со

стороны просвещения. Но просвещенные в Америке являются более слабыми в

политическом отношении чем в Афинах, так как им не удалось объединиться с

плутократией. Однако в Америке существует один значительный и

высокойнтеллектуальный класс, который заинтересован в защите плутократии, -

класс юридической корпорации. В некоторых отношениях функции этого класса

аналогичны функциям, которые выполняли в Афинах софисты.----

Афинская демократия, несмотря на свою большую ограниченность, которая

исключала рабов и женщин, в некоторых отношениях была более демократичной,

чем любая современная система. Судьи и большинство представителей

исполнительной власти избирались по жребию и на короткое время. Таким

образом, подобно нашим присяжным, они оставались средними гражданами, с

характерными для средних граждан предрассудками и отсутствием

профессионализма. Вообще в Афинах каждое дело слушалось большим количеством

судей. Истец и ответчик, или обвинитель и обвиняемый, выступали лично, от

своего имени, а не через профессиональных юристов. Естественно, что успех

или неудача дела зависели в значительной степени от ораторского искусства,

умения играть на народных предрассудках. Но хотя человек должен был сам

произносить свою речь, он мог нанять специалиста, чтобы тот написал для

него речь, или, как предпочитали многие, он мог заплатить за наставления в

хитростях, требующихся для достижения успеха в суде. Полагали, что этим

хитростям учат софисты.

Век Перикла в истории Афин аналогичен викторианской эпохе в истории Англии.

Афины были богатым и преуспевающим городом, которому не доставляли слишком

большого беспокойства войны. В Афинах был демократический строй при

управлении со стороны аристократов. Как мы уже видели в связи с

Анаксагором, оппозиция Периклу со стороны демократии постепенно накапливала

силы; друзья Перикла один за другим подвергались нападкам с ее стороны.

Пелопоннесская война разразилась в 431 году до н.э. (60). Афины наряду со

многими другими местностями Греции были опустошены чумой. Население Афин,

достигавшее до этого 230 тысяч, сильно сократилось и никогда уже больше не

поднималось до своего прежнего уровня (61). Сам Перикл в 430 году до н.э.

был отстранен от должности полководца и за незаконное присвоение

общественных денег оштрафован судом, но вскоре восстановлен. Его два сына

умерли от чумы, а в следующем году (429 год до н.э.) он умер сам. Фидий и

Анаксагор были осуждены. Аспасия также подвергалась судебному преследованию

за нечестие и за содержание дома терпимости, но была оправдана.

В таком обществе было естественно, что люди, которым грозила опасность

навлечь на себя враждебность демократических политиков, желали приобрести

судебные навыки. Ибо Афины, несмотря на сильную приверженность к практике

преследований, были все же в одном отношении более либеральны, чем

современная Америка, поскольку тем, кого обвиняли в нечестии и развращении

молодежи, давали возможность выступать в свою защиту.-

Этим объясняется популярность софистов у одного класса и их непопулярность

у другого. Но в своем собственном представлении софисты служили скорее

более беспристрастным целям, и несомненно, что многие из них по-настоящему

интересовались философией. Платон посвятил свою деятельность карикатурному

их изображению и поношению, но о софистах не следует судить по этой

полемике с ними Платона. Возьмите, находясь в веселом настроении, следующий

отрывок из диалога Платона "Эвтидем" - отрывок, в котором рассказывается,

как два софиста, Дионисиодор и Эвтидем, решили запутать простодушного

человека по имени Ктисипп:

Скажи-ка, есть ли у тебя собака?" - "И очень злая", - отвечал Ктисипп. - "А

есть ли у нее щенята?" - "Да, тоже злые" - "И их отец, конечно собака же?"

- "Я даже видел, как он занимается с самкой". - "Что ж, ведь эта собака

твоя?" - "Конечно". -

Значит, этот отец - твой, следовательно, твой отец - собака, и ты - брат

щенят".

В более серьезном настроении возьмите диалог под названием Софист". Он

представляет собой логическое рассуждение по поводу определения. Слово

"софист" берется здесь в качестве иллюстрации. В настоящее время нас не

интересует логика этого рассуждения. В данный момент я хочу привести из

этого диалога только его конечное заключение:

Этим именем обозначается основанное на мнении лицемерное подражание

искусству, запутывающему другого в противоречиях, подражание, принадлежащее

к части изобразительного искусства, творящего призраки и с помощью речей

выделяющего в творчестве не божественную, л человеческую часть

фокусничества: кто сочтет полного софиста происходящим из этой плоти и

крови, тот, кажется, выразится вполне справедливо" (286с-d) (63).

О Протагоре известен рассказ (несомненно, апокрифический), который

свидетельствует о такой связи софистов с судами, какой она представлялась

народному сознанию. Как говорят, Протагор учил молодого человека на

условиях, при которых тот должен был заплатить ему за учебу в том случае,

если выиграет свой первый процесс. Но оказалось, что первый судебный

процесс этого молодого человека был возбужден самим Протагором для

получения платы за учебу.

Однако пора оставить эти предварительные замечания и посмотреть, что же на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты