Греческая культура

должны честно трудиться? Они считают, что легче жить на годовые доходы и

поражать ударами молнии тех, кто не платит. Они - вожди-завоеватели,

королевские пираты. Они воюют, пируют, играют, музицируют; они напиваются

допьяна, покатываются со смеху над пришедшим к ним хромым кузнецом. Они

никого не боятся, кроме своего собственного царя. Они никогда не лгут, если

дело не касается войны или любви (9).

Гомеровские герои-люди также не блещут особенно хорошим поведением.

Главенствующей семьей является дом Пелопса, но он отнюдь не мог служить

образцом счастливой семейной жизни.

"Тантал, азиатский основатель династии, начал свою карьеру прямым

проступком против богов. Как говорят, он пытался обманом заставить богов

вкусить человеческого мяса, убив для этого своего собственного сына

Пелопса. Последний, возвращенный чудеснь-м образом к жизни, в свою очередь

прогневал богов. Он победил в знаменитом состязании на колесницах своего

противника Эномая, царя Писы, при пособничестве возничего последнего,

Миртила, которому пообещал щедрое вознаграждение, а затем, чтобы

разделаться со своим союзником, сбросил его в море. Проклятие перешло на

сыновей Пелопса - Атрея и Фиеста - в форме того, что греки называли "те, то

есть сильного, если не действительно непреодолимого побуждения к

преступлению. Фиест, совратив жену своего брата, сумел благодаря этому

похитить у последнего "счастье" семьи - знаменитый златорунный овен. В свою

очередь Атрей, обеспечивший изгнание своему брату Фиесту, притворился, что

желает простить его, и, зазвав Фиеста к себе под предлогом примирения,

пригласил его на пир, где угостил мясом его же сыновей. Затем проклятие

наследовал сын Атрея Агамемнон, который оскорбил Артемиду, убив ее

священную лань, за что был вынужден, чтобы умилостивить богиню и обеспечить

для своего флота безопасный проход в Трою, принести в жертву богине свою

дочь Ифигению. В свою очередь он был убит своей неверной женой

Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом, уцелевшим сыном Фиеста. Орест, сын

Агамемнона, со своей стороны мстит за своего отца, убивая свою мать и

Эгисфа" (10).

Гомер как законченное достижение был продуктом Ионии, то есть части

эллинской Малой Азии и прилегающих островов. Гомеровские поэмы записаны и

зафиксированы в их теперешнем окончательном виде самое позднее в какой-то

отрезок времени VI века до н.э. В этом самом столетии начинаюся греческая

наука, философия и математика. В то же время в других частях мира

происходят события чрезвычайной важности. Конфуций, Будда и Зороастр, если

они вообще существовали, могут быть отнесены к этому же столетию (11). В

середине этого столетия Кир основал Персидскую империю. Греческие города

Ионии, которым персы предоставили некоторую ограниченную автономию, к концу

VI столетия предприняли бесплодное восстание, которое было подавлено

Дарием. Лучшие люди этих городов стали изгнанниками. Некоторые философы

этого периода были беженцами, которые странствовали из города в город в

пределах еще не порабощенной части эллинского мира, распространяя там

цивилизацию, сосредоточенную до того времени главным образом в Ионии. В

своих странствиях они встречали доброжелательное отношение окружающих.

Ксенофаи, период расцвета деятельности которого приходится на последнюю

часть VI столетия до н.э., рассказывает:

Вот о чем нужно вести беседу зимней норою

У очага, возлежа на мягком ложе, наевшись,

Сладкое попивая винцо, заедая горошком:

"Кем ты будешь, откуда? Годов тебе сколько, милейший?

Сколько было тебе, когда нагрянул Мидиец? (12).

Остальной Греции удалось сохранить свою независимость в битвах при Саламине

и Платее, после которых на продолжительное время была освобождена Иония

(13).

Греция распадалась на большое количество маленьких независимых государств,

каждое из которых состояло из города и окружающей его сельской местности. В

разных частях греческого мира уровень цивилизации был весьма различен, лишь

немногие города внесли свой вклад в общегреческие достижения. Спарта, о

которой в дальнейшем я буду говорить подробнее, имела большое значение в

военном, но отнюдь не в культурном отношении. Коринф был богатым и

процветающим городом, крупным торговым центром, но и он был небогат

великими людьми.

Существовали и чисто земледельческие, сельские общества, вроде знаменитой

Аркадии, представлявшейся городским жителям идиллией, но которая в

действительности была полна древних варварских ужасов.

Жители Аркадии поклонялись Гермесу и Пану. У них существовало множество

культов плодородия, в которых зачастую простой столб правильной формы

занимал место статуи бога. Козел символизировал плодородие, так как

крестьяне были слишком бедны, чтобы иметь во владении быков. Когда запасы

пищи истощались, статую Пана наказывали. (Подобные вещи до сих пор имеют

место в отдаленных китайских деревнях). Существовало там и целое племя

людей, которых считали оборотнями, вероятно в связи с сохранившимися у них

человеческими жертвоприношениями и каннибализмом. Согласно поверью, всякий,

вкусивший плоти принесенного в жертву человека, становится таким оборотнем.

Имелась также пещера, посвященная Зевсу Ликейскому (Зевсу Волку); в этой

пещере ни для кого не было спасения, и всякий, побывавший в ней, умирал в

течение года. Все эти предрассудки еще процветали в классические времена

(14).

Пан, носивший первоначально имя "Лаон" (как думают некоторые), что значило

едок или пастух, приобрел вслед за принятием его культа Афинами в V веке до

н.э., после греко-персидских войн, свой более известный титул,

истолкованный в смысле Всеобъемлющего Божества (15).

Однако в Древней Греции мы можем найти много такого, в чем мы могли бы

усматривать религию в принятом у нас смысле слова. Эта религия связана не с

олимпийскими богами, а с Дионисом, или Вакхом. Это имя, вполне естественно,

вызывает в нашем сознании образ бога с сомнительной репутацией - бога вина

и пьянства. Но тот путь, каким из культа Вакха возник глубокий мистицизм,

оказавший столь большое влияние на многих философов и даже сыгравший свою

роль при формировании христианской теологии, весьма примечателен и должен

быть понят всяким, кто желает изучить развитие греческой мысли.

Дионис, или Вакх, был первоначально фракийским богом. Фракийцы были гораздо

менее цивилизованны, чем греки, относившиеся к фракийцам как к варварам.

Как и у всех народов с примитивным земледелием, у фракийцев существовали

свои культы плодородия, а также бог, способствующий плодородию. Имя этого

бога - Вакх. Никогда не было совершенно ясно, выступал ли Вакх в образе

человека или быка. Когда фракийцы научились делать пиво, состояние

опьянения они стали представлять как божественное и воздавать хвалу Вакху.

Когда же позднее они познали вино и стали его употреблять, поклонение Вакху

возросло еще более. Его функция способствовать плодородию вообще стала

отчасти подчиненной его новой функции, связанной с виноградом и

божественным безумием, порождаемым употреблением вина.

Не известно, когда культ Вакха был перенесен из Фракии в Грецию; по-

видимому, это произошло незадолго до начала исторической эпохи. Этот культ

Вакха был встречен ортодоксией враждебно, но тем не менее он укоренился в

Греции. В нем содержалось большое количество варварских элементов, вроде

разрывания на куски диких животных и поедания их целиком в сыром виде. Он

содержал в себе также любопытный элемент феминизма. Благородные матроны и

девушки, собравшись большими группами, проводили целые ночи на открытых

холмах в танцах, вызываемых экстазом, и в упоении, отчасти алкогольном, но

главным образом мистическом. Эта практика весьма раздражала мужей, но они

не осмеливались идти против религии. Еврипид в своем произведении

"Вакханки" изобразил красоту и варварство этого культа.

Успех Вакха в Греции неудивителен. Подобно всем народам, быстро пришедшим к

цивилизации, греки, или по крайней мере определенная их часть, развили в

себе любовь к первобытному. Они жаждали поэтому более инстинктивного и

полного страстей образа жизни, нежели тот, который им предписывала ходячая

мораль. Для мужчины или женщины, которые вынужденно более культурны в

поведении, нежели в чувствах, рассудочность утомительна, а добродетель

кажется бременем и рабством. Это вызывает соответствующую реакцию в мысли,

в чувстве и поведении. Нас будет интересовать главным образом именно

реакция в области мышления, но необходимо сказать несколько слов и о

реакции в области чувства и поведения.

Цивилизованный человек отличается от дикаря главным образом благоразумием,

или, если применить немного более широкий термин, предусмотрительностью.

Цивилизованный человек готов ради будущих удовольствии перенести страдания

в настоящем, даже если эти удовольствия довольно отдаленны. Эта привычка"

становится важной с возникновением земледелия. Ни животное, ни дикарь не

стали бы трудиться весной ради того, чтобы обеспечить себя пищей уа

следующую зиму, если не считать немногие чисто инстинктивные формы

деятельности, вроде собирания меда пчелами или заготовки орехов белками. Но

и в этих случаях нет предусмотрительности, имеется только прямой импульс к

действию, полезность которого для будущего может быть доказана лишь

человеком, наблюдателем этих действий. Истинная предусмотрительность

возникает только тогда, когда человек делает что-либо не потому, что его

толкает на это непосредственный импульс, а потому, что разум говорит ему,

что в будущем он получит от своего труда пользу. Охота не требует

предусмотрительности, потому что она доставляет удовольствие, но

возделывание почвы есть труд и не может совершаться под влиянием

спонтанного импульса.

Цивилизация подчиняет себе импульсы не только через предусмотрительность,

которая представляет собой самоуправляющийся контроль, но также через

законы, обычаи и религию. Этот контроль заимствован еще от варварства, но

цивилизация делает его менее инстинктивным и более систематичным.

Определенные действия квалифицируются как преступные и наказываются, другие

определенные действия, хотя и не преследуются по закону, квалифицируются

как безнравственные, и те, кто их совершает, подвергаются общественному

осуждению. Институт частной собственности влечет за собой подчиненное

положение женщины и, как правило, возникновение класса рабов. С одной

стороны, цели общества оказывают давление на личность, а, с другой стороны,

личность, приобретя привычку рассматривать свою жизнь в ее целостности, все

более жертвует своим настоящим ради будущего.

Очевидно, этот процесс может зайти очень далеко, как это случается,

например, со скрягами. Но и без этих крайностей благоразумие легко может

повести к утрате многих самых лучших сторон жизни. Поклонник Вакха восстает

против благоразумия. В физическом или духовном опьянении он вновь обретает

уничтоженную благоразумием интенсивность чувства, мир предстает перед ним

полным наслаждения и красоты, его воображение вдруг освобождается из тюрьмы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты