становится уникальным в момент смерти. Собственное бытие связано с
осознанием своей смерти, с этой мыслью человек перестаёт быть вещью среди
других. Осознавая смерть, человек находится впереди самого себя,
экзистирует. Человек, находящийся в модусе будущего, идущий впереди себя
через осознание своей смерти – сам выбирает свою самость. Модус настоящего
– безличность, усреднённость, забвение смерти. Таким образом, по
Хайдеггеру, время становится характеристикой самого бытия.
Техника. Суть техники в том, что она выводит всё действительное из
потаённости, торжествует утилитаризм. Понятие ПОСТАВ – это когда всё
действительное оказывается в наличии; это определённая установка,
заставляющая человека выводить действительное из потаённости. Человеку
также оказывается в ситуации постава, так как оказывается предметом среди
предметов. Технический прогресс мешает человеку встретиться с самим собой.
Структурализм
Это направление получило развитие в 60-е гг. ХХ века.
Ю. М. Лотман
Успенский
Диорский
Гаспаров
На Западе: Ч. Пирс (возм. Гирц) – основоположник семиотики: мир – знаковая
система.
Соссюр – лингвистическая школа структурализма
Структурная антропология – Леви-Стросс
Структура познания - М. Фуко
Структурализм рассматривает явления чувственного мира. Структура (всё, что
познаётся) может быть выражена в модели. Свойства модели:
[pic] целостность (все элементы структуры подчинены целому)
[pic] трансформация (подвижность структур)
[pic] саморегуляция
Семиотика : любая мысль – знак, связь с лингвистикой. Исследования языка в
механизме передачи его содержания, языка знаков.
На исходе структурализма наступает период постструктурализма.
Р. Барт
Делида
Ю. Кристева
[pic] проблема структурности
[pic] проблема коммуникативности (знаковый подход)
[pic] шизофренический дискурс (язык абсурда)
Людвиг Фейербах
[pic] «Основные положения философии будущего»
[pic] «Сущность христианства»
В основе философии Ф. - антропологический подход. Однако человек является
предметом философии в качестве существа чисто биологического. В первую
очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого
он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две
сторон одной реальности – человеческого организма. Ф. больше внимания
уделяет именно биологической, а не социальной природе человека (в отличие
от Маркса).
«Критика фил. Гегеля» - формируется мысль о необходимости реформы
философии. Философия Гегеля устарела, так как вся она связана с
христианством. А христианство истощилось и не удовлетворяет духу
современности.
Новый этап философии начинается с нехристианской философии. Ф. показывает
характер подмен: в новом обществе место веры занимает неверие, место Библии
– разум, место религии и церкви – политика, место неба – земля, место
молитвы – работа, место ада – материальная нужда, место Христа – человек. С
развитием государства церковь становится ненужной. Для верующего защитник –
Бог и социальная защита ему не нужна; такие люди связаны друг с другом
лишь случайно. В государстве же люди слагаются в единую силу, государство
подменяет Бога. Побеждают практические цели и политические интересы(
политика становится религией. Основой такого поворота становится
побеждающий атеизм. «Люди теперь бросаются в политику, потому что в
христианстве они усматривают религию, лишающую человека политической
энергии». Появляется стремление к упразднению политической иерархии и к
созданию демократических институтов. Дух будущего – дух реализма.
Человечество откажется от христианства, так как с христианством оно
лишается права на республику. Верующему же человеку не нужна справедливость
на земле, так как он верит в справедливость в будущей жизни.
«Тезисы к реформе философии» - Ф. раскрывает понятие реализма, которое он
противопоставляет идеалистической философии Гегеля. Первоначало – не Бог и
не абсолют, не бытие в качестве идеи, а действительное, то есть то, что
наличествует. Основа бытия – в нём самом. Бытие дано через себя. Оно
первично. Сущность бытия – сущность природы. Философия – это познание того,
что есть. Философия эпохи реализма откажется от всяческих абстракций и
обратится к конкретному. Переход от идеального к реальному происходит в
практической философии.
Проблему соотношения бытия и мышления, центральную и неразрешённую в
немецкой классической философии, Фейербах решает так: мышление исходит из
бытия (у Маркса – бытие определяет сознание).
Карл Маркс
I период: 1841-1848 (до Французской революции):
[pic] «К критике Гегелевской философии права»
[pic] «Св. семейство»
[pic] «Немецкая идеология»
[pic] «Манифест коммунистической партии»
II период: 1848-1883:
[pic] «Капитал»
[pic] «К критике политической экономии»
Базисом для построения философии для М. Становится анализ
капиталистического производства. М. Стремится предвидеть дальнейшую
эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма.
Основные положения теории Маркса:
[pic] антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический
прогресс
[pic] деление на пять формаций исходя из соотношения между
производительными силами и производственными отношениями
[pic] механизм перехода от одной формации к другой - противоречие
между производительными силами и производственными отношениями
[pic] Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для
производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А
есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким
образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль.
Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо
использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только
благодаря техническому прогрессу (что, в общем-то, и сделалось).
Концепция Маркса социологична. К Философским вопросам можно отнести
проблему отчуждения. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается
познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность.
Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту
связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко
(например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни
не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной
когорты. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое
образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от
его труда.
Идеи Маркса развивал Энгельс: закон реальности – закон изменения;
необходимо перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги. В целом, теория
Маркса подтверждает стремление философии к практичности.
Позитивизм
I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В.
Представители:
[pic] Франция – П. связан с рациональной фил. Декарта - Огюст Конт
[pic] Англия – традиция эмпирической фил. Бэкона – Спенсер
[pic] Германия – интерес к материализму
Развитие П. Определили открытия в точных науках. Интерес к ним приобретает
статус религиозного поклонения. Особое значение имела теория эволюции
Дарвина.
Основные положения:
[pic] П. утверждает главенство науки.
[pic] Научный метод познания переносится и в сферу изучения общества.
[pic] Вера в принципиальную познаваемость мира.
[pic] Культура должна быть светской, свободной от теологии.
Отношение между точными науками и гуманитарным знанием( возникает
герменевтика – задача истолкования, интерпретации, определения понятий.
Конт: закон трёх стадий развития человечества, характерных для отдельного
человека и для общества в целом:
1. Теологическая стадия
2. Метафизическая, абстрактная
3. Научная, познавательная – нужно искать действующие законы, пользуясь
рассуждением и размышлением
II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус.
[pic] Меняется представление о материи, появляется идея об
исчезновении материи
[pic] Мир – комплекс ощущений. Метод познания мира – опыт. Категории
причина и время – априорны.
[pic] Идеал науки – чисто описание эксперимента.
Неопозитивизм: 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер –
«Открытое общество и его враги».
Феноменология
Э. Гуссерль (1859 – 1938)
Феноменология – отклик на засилье позитивизма в философии конца XIX –
начале XX века( критика естественнонаучного знания: «слишком заблудился
европейский разум, увлёкся исследованием внешнего мира, так называемой
объективностью / объективной природой». Из самой науки исчезло главное –
смысл того, что она исследует. Дух сведён к матем. физике. Точные науки
игнорируют качество вещей и их смыслы. ( потеря связи наука – человек,
разрыв с субъективностью.
Объективные принципы знания коренятся в сознании человека( кризис науки и
культуры вытекает из забвения человека. Объективной же науки о духе быть
вообще не может, так как дух самодостаточен и независим. Поэтому нельзя
применять меры научного знания для познания духа. Призыв: вернуться разуму
к самому себе, начинать с Я.
«Логические исследования» 1901 г. ( обоснование теоретического знания.
Задача философии: обоснование всякого истинного знания. Для этого
необходимо обратиться внутрь сознания и в его структуре «искать последние
очевидности». Сознание – регион бытия. Субъективность – фундаментальное
условие познания.
Феноменология – отклик на релятивизм в науке. Истина не выводится из
фактов. Она абсолютна и вневременна. Истина даётся в последней очевидности,
в особом переживании. Достоверные истины даны нам непосредственно, ясно и
отчётливо. ( Декарт.
Понятие интуиции
Последняя очевидность находится в сознании( отвергнув привычную установку
на эмпиризм, проникнув в идеальное, чистое сознание, безличное «Я»,
совершить феномен. редукцию.
Насколько существует мир вокруг меня? Проблема не в существовании
окружающего мира, а в том, что этот мир значит для меня( мир конструируется
сознанием. Возникает вопрос: творит ли само сознание, придавая
осмысленность миру (т. е. мир таков, каким мы хотим его видеть); либо
сознание раскрывает эти смыслы как изначальную данность.
[pic] Сознание активно.
[pic] Суждения о чём–то(
Восприятие чего-то(
Сознание само находит свой предмет и определённым образом выстраивает
отношение к этому предмету( интенциональность. Сознание всегда отсылает нас
к другому, но при этом нет уверенности, что другое существует помимо меня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13