Курс лекций по философии (СПбГУ)

| |Возрождается этика эпикурейства. |

Николо Кузанский «Об учёном неведении»

[pic] демократичность – обращение ко всей аудитории

[pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

[pic] в центре внимания оказываются вопросы познания

[pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит

окружающий мир природы

Франциск Ассизский

ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый.

Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В

этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа.

Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к

религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу –

следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился

охватить жизнь во всех её проявлениях.

Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в

философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей.

(Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).

В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы.

Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в

мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим

чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания.

Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к

античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам

и эпикурейцам).

Открытие Джордано Бруно

Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но

у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие

преводвигателя как источник активности и многообразия.

У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё

производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не

Бог (перводвигатель), а сама материя.

Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в

центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот

мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую

идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей

оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности

вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития

идей Нового времени.

Новое время

Характеристика времени

[pic] XVII век – эпоха революций.

[pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая

потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически

действенные истины.

[pic] На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм –

сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные

науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части

наделяют свойствами целого.

[pic] «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает

настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения

за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты

чтобы обосновать методы научного познания.

[pic] Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению:

разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни(

идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.

[pic] Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение

компаса, пороха.

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже.

С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность.

Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и

приумножении наук».

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс

зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая

Атлантида»).

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение

отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались

науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма

выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её

обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что

достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия.

Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Начало познания – опыты.

|Опыты плодоносные |Опыты светоносные |

|Направлены на немедленный |Наиболее важны, так как проливают |

|практический результат. Необходимы в|свет на глубинные закономерности |

|науке, но имеют частное значение |природы. |

Принцип невмешательства религии и науки.

|Естественная философия |

|физика |метафизика |

|Две категории причин |

|Материальные причины, то есть |Формальные – целевые причины |

|ближайшие причины всего | |

|происходящего в природе | |

Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется

как индивидуум и как член общества.

Познание начинается с освобождения от идолов:

1. Призраки рынка (толпа),

2. пещеры (мнение человека),

3. театра (авторитеты учёных, философов),

4. рода (представления рода).

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов( движение от

частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум(

наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом,

эмпирический подход связан с аналитическим.

Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать

факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент –

активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению

конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и

рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

[pic] аналитическое исследование

[pic] опыт, подтверждённый экспериментом

[pic] чувственный опыт

Рене Декарт(1596 – 1650)

Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование.

Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять:

«Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира».

Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его

основные труды:

[pic] «Рассуждение о методе»

[pic] «Правило о руководстве ума»

[pic] «Метафизические размышления»

Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.

«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».

«Философия должна способствовать единству знания» ( Цель: познать механизм

познания

Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика,

математика и медицина.

Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом

и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет

умозрительную философию практической.

Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания:

от общего к частному.

Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой (

мир математически сконструирован.

В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса

познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий

интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и

отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный

пункт дедуктивной цепочки.

Принципы построения дедуктивной цепочки:

[pic] все истины вводятся опосредованно

[pic] непрерывность цепочки

[pic] должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт,

но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.

Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение –

форма мысли.

В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья

скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека.

Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира.

«Я мыслю, следовательно, я существую»

«Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она

никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…»

(«Метафизические размышления»)

Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую

структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество

миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где

существуют истины математики, метафизики и физики.

Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам

метафизики, он выделяет две субстанции:

|[pic] телесную |Главный принцип - протяжённость |

|[pic] духовную |Главный принцип - мышление |

Мыслительное начало противостоит телесному, оно единственно истинно. Душа

мыслит непрерывно.

Существуют два типа качеств:

[pic] Первичные (для них характерна протяжённость)

[pic] Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать

объективными, так как они возникли как реакция нервной системы).

Первичными являются логическое мышление и познание. Д. не уравнивает факты

мышления и сознания. Человек в процессе познания вырабатывает три класса

идей:

1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с

миром.

2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы

примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для

астронома( влияние понятия идей у Платона!)

3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны,

независимы от воли, ясны, отчётливы, просты.

Первичнее врождённых идей – идея Бога. С понятием врождённых идей связано

понятие врождённых аксиом, которые выполняют функцию связи между различными

понятиями в нашем мышлении.

Томас Гоббс (1588 – 1679)

Предмет философии по Гоббсу:

Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает

сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного

понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком

или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что

невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.

Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты