Курс лекций по философии (СПбГУ)

же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек

способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была

мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект

уподобляется высшему существу).

[pic] Средневековая философия филологична по своей сути, так как

отталкивается от Библии

[pic] мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство

противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего)

Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности,

характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства

и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего

и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен

в дуализме пап и императоров. (это проблема : у Августина в «Граде

Божьем»)

Характеристика исторического периода

[pic] Социальная неоднородность, появление люмпенов

[pic] Экономический хаос в результате варварских набегов

Империя нуждалась в религии, способной сплотить различные социальные слои

(все равны перед Богом). В течение всего периода среди мыслящих людей

царило настроение глубокого отчаяния в отношении дел сего мира, и

единственное, что примиряло с ним, так это надежда на лучший мир в будущем.

Это чувство отчаяния было отражением того, что происходило повсюду в

Западной Европе.

I век: время волнений и императоров-тиранов. При Нероне для вдохновения

императора был устроен пожар Рима, осуществлялись гонения на христиан,

массовые их избиения, появились первые христианские мученики, что привело к

сочувствию многих граждан. В целом гонения продолжались 250 лет до

правления императора Константина. Христиан преследовали не за проповедь

социального равенств, не за неповиновение властям, а за идеологический

принцип: христиане ставили церковь выше государства и отказывались

поклоняться императору как божеству. К концу I века церковь приобрела

строгую организацию, пресвитеры и епископы всё более отделялись от обычных

верующих.

II век: время покоя – императоры Троян и Марк Аврелий. Церковь значительно

возрастает, формируются основные догматы.

III век: с правления Диоклетиана начинается период позднейшей Римской

империи. При Константине столица переносится в Константинополь,

христианство превращается в государственную религию (постепенно начинается

гонение на язычников, при Феодосии отменены Олимпийские игры).

Процесс роста христианства до Константина, равно как и мотивы обращения

Константина, по-разному объяснялись различными авторами. Гиббон указывает

пять причин:

"I. Непоколебимое и, если нам будет дозволено так выразиться, не терпящее

противоречия усердие христиан, правда заимствованное из еврейской религии,

но очищенное от того духа замкнутости и неуживчивости, который, вместо того

чтобы привлекать язычников под закон Моисея, отталкивал их от него.

2. Учение о будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными

соображениями, способными придать этой важной истине вес и действенность.

3. Способность творить чудеса, которую приписывали примитивной церкви.

4. Чистая и строгая мораль христиан.

5. Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей

самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре

Римской империи" (29).

Для этого периода характерен кризис рабовладельческого производства.

Крупные землевладельцы начинают сдавать землю в аренду( начало феодализма

города приходят в упадок, исчезают деньги, возвышается деревня. Возникает

новый тип власти, близкий к восточной деспотии: император опирается на

армию, бюрократию и церковь (!). Церковь становится более иерархична, а

изменение характера церкви к нарастанию несогласия, желанию вернуться к

чистой апостольской церкви, возникают ереси и расколы/ Своеобразной чертой,

отличающей период от Константина до Халкедонского собора (451 год),

является то, что теология приобрела политическое значение. Два вопроса один

за другим приводили в волнение христианский мир: сначала - о природе

Троицы, а затем - доктрина воплощения. 325 – Никейский собор –

вырабатывается Символ веры.

IV век: окончательное торжество христианства, крещение становится

обязательным для всего населения империи. После смерти Феодосия Римская

империя раскалывается на западную и восточную, так как Феодосий завещал её

двум сыновьям Гнорию и Аркадию, которые начинают враждовать. 24 августа 410

года в Рим вторгаются вестготы во главе с Алларихом, посланные Аркадием из

Византии. К этому времени вестготы были христианами и в Испании образовали

первое варварское королевство. Западная империя приходит в упадок, в то

время как восточная империя укрепляется и расширяет свои границы. Однако в

VII веке и её начинают тревожить арабы. К X веку наступает расцвет

отношений с Русью, крещение Руси, но в XIV веке Византия гибнет под

натиском турков, образуется Османская империя. В западной же части кризис в

Х веке сменился подлинным расцветом с появлением империи Карла Великого

(королевство Франков).

Основные этапы средневековой философии

|Период |Время |Характеристика |Представители |

|Апологетика |II – III вв. |Период утверждения|Тертуллиан, |

| | |христианства. |Климент |

| | |Церковь ещё гоним.|Александрийский |

| | |Задача: показать | |

| | |нелепость | |

| | |языческих | |

| | |верований. | |

| | |Апологеты | |

| | |обращаются к | |

| | |античной философии| |

| | |с целью найти там | |

| | |противоречие. | |

| | |Возникает догмат о| |

| | |триединстве Бога. | |

| | |Основная проблема:| |

| | |отношение веры и | |

| | |разума. | |

|Патристика |IV – X вв. |Святость жизни, |восточная |западная |

| | |ортодоксальность | | |

| | |учения, признание | | |

| | |церковью. | | |

| | | |Григорий |Аврелий |

| | | |Нисский, |Августин,|

| | | |Василий |еп. |

| | | |Кесарийский|Кетарена.|

|Схоластика (от |XI – XIV вв. |Возникают учебные |Иоганн Скотт Иреугена |

|лат. Школа) | |заведения, |, Ансельм |

| | |предпринимаются |Кетеркерийский, Пьер |

| | |попытки доказать |Абельяр, |

| | |существование Бога|Фома Аквинский |

| | |с помощью | |

| | |логических | |

| | |приёмов. | |

Августин Блаженный

Родился в городе Гагасте в семье обедневшего римского патриция. Отец –

язычник, мать – христианка. После обучения работает в риторических школах.

В 30 лет уезжает в Рим, увлекается скептицизмом, манихейство,

неоплатонизмом. В Милане происходит внутренний переворот. Вернувшись в

Гагаст основал монашескую общину. В 396 году избирается епископом, все

усилия направляет на укрепление единства церкви. Умер в 430 году.

На первом этапе своего духовного развития А. Более всего озабочен своей

личной судьбой, своим Я; а на втором этапе – исторической судьбой

человечества. Путь А. – от критики к догматике. Переходу к христианству

соответствует переоценка всей античной культуры. Критика язычества в

«Исповеди», но культурного наследия античности никогда не отрицает.

Основная проблема: проблема веры и её противопоставление мышлению (у А,

пониманию). А утверждает, что вера – особый вид мышления, это мышление с

согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить. Зачастую вера

предшествует пониманию. Возможности разума исторически ограничены из-за

постепенности познания мира. Вера шире понимания (!), так как верить можно

и в то, чего не понимаешь. (В этом вопросе А. спорит с апологетом

Тертуллианом, а его линию продолжит Фома Аквинский). Августин не

противопоставляет веру разуму, а говорит о сверхразумности веры. Вера

никогда не противоречит разуму, а само религиозное чувство становится более

полным если подкреплено доводами разума (характерно для схоластов).

Особенное место в рассуждениях А. Занимают понятие бытия и понятие

субстанции. Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно

неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое,

стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств.

Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть

Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. (с

одной стороны, это влияние неоплатонизма, но А. Разделяет понятия Бога и

бытия).

А. Считает, что существует изменяемые духовные предметы – разумные души,

обладающие бессмертием, изменяющиеся во времени, а не в пространстве.

Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут

изменить своё состояние.

|Античность |Христианство |

|Бог выступает в качестве |Бог сотворил мир из ничего, то есть |

|ремесленника, строителя. Бог |субстанцию тоже сотворил Бог. |

|сотворил форму из уже существовавшей| |

|субстанции. | |

|Вера рассматривается с |Познавательное начало в вере |

|познавательной точки зрения, |открывается только для того, кто |

|познание чувственным путём – |живёт в пространстве веры. |

|подлинная добродетель. | |

|Антропология: тело – бессмертная |Антропология: тело – душа – дух. В |

|душа |духе дана возможность причастности к|

| |божественному через веру. Акцент не |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты