же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек
способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была
мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект
уподобляется высшему существу).
[pic] Средневековая философия филологична по своей сути, так как
отталкивается от Библии
[pic] мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство
противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего)
Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности,
характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства
и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего
и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен
в дуализме пап и императоров. (это проблема : у Августина в «Граде
Божьем»)
Характеристика исторического периода
[pic] Социальная неоднородность, появление люмпенов
[pic] Экономический хаос в результате варварских набегов
Империя нуждалась в религии, способной сплотить различные социальные слои
(все равны перед Богом). В течение всего периода среди мыслящих людей
царило настроение глубокого отчаяния в отношении дел сего мира, и
единственное, что примиряло с ним, так это надежда на лучший мир в будущем.
Это чувство отчаяния было отражением того, что происходило повсюду в
Западной Европе.
I век: время волнений и императоров-тиранов. При Нероне для вдохновения
императора был устроен пожар Рима, осуществлялись гонения на христиан,
массовые их избиения, появились первые христианские мученики, что привело к
сочувствию многих граждан. В целом гонения продолжались 250 лет до
правления императора Константина. Христиан преследовали не за проповедь
социального равенств, не за неповиновение властям, а за идеологический
принцип: христиане ставили церковь выше государства и отказывались
поклоняться императору как божеству. К концу I века церковь приобрела
строгую организацию, пресвитеры и епископы всё более отделялись от обычных
верующих.
II век: время покоя – императоры Троян и Марк Аврелий. Церковь значительно
возрастает, формируются основные догматы.
III век: с правления Диоклетиана начинается период позднейшей Римской
империи. При Константине столица переносится в Константинополь,
христианство превращается в государственную религию (постепенно начинается
гонение на язычников, при Феодосии отменены Олимпийские игры).
Процесс роста христианства до Константина, равно как и мотивы обращения
Константина, по-разному объяснялись различными авторами. Гиббон указывает
пять причин:
"I. Непоколебимое и, если нам будет дозволено так выразиться, не терпящее
противоречия усердие христиан, правда заимствованное из еврейской религии,
но очищенное от того духа замкнутости и неуживчивости, который, вместо того
чтобы привлекать язычников под закон Моисея, отталкивал их от него.
2. Учение о будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными
соображениями, способными придать этой важной истине вес и действенность.
3. Способность творить чудеса, которую приписывали примитивной церкви.
4. Чистая и строгая мораль христиан.
5. Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей
самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре
Римской империи" (29).
Для этого периода характерен кризис рабовладельческого производства.
Крупные землевладельцы начинают сдавать землю в аренду( начало феодализма
города приходят в упадок, исчезают деньги, возвышается деревня. Возникает
новый тип власти, близкий к восточной деспотии: император опирается на
армию, бюрократию и церковь (!). Церковь становится более иерархична, а
изменение характера церкви к нарастанию несогласия, желанию вернуться к
чистой апостольской церкви, возникают ереси и расколы/ Своеобразной чертой,
отличающей период от Константина до Халкедонского собора (451 год),
является то, что теология приобрела политическое значение. Два вопроса один
за другим приводили в волнение христианский мир: сначала - о природе
Троицы, а затем - доктрина воплощения. 325 – Никейский собор –
вырабатывается Символ веры.
IV век: окончательное торжество христианства, крещение становится
обязательным для всего населения империи. После смерти Феодосия Римская
империя раскалывается на западную и восточную, так как Феодосий завещал её
двум сыновьям Гнорию и Аркадию, которые начинают враждовать. 24 августа 410
года в Рим вторгаются вестготы во главе с Алларихом, посланные Аркадием из
Византии. К этому времени вестготы были христианами и в Испании образовали
первое варварское королевство. Западная империя приходит в упадок, в то
время как восточная империя укрепляется и расширяет свои границы. Однако в
VII веке и её начинают тревожить арабы. К X веку наступает расцвет
отношений с Русью, крещение Руси, но в XIV веке Византия гибнет под
натиском турков, образуется Османская империя. В западной же части кризис в
Х веке сменился подлинным расцветом с появлением империи Карла Великого
(королевство Франков).
Основные этапы средневековой философии
|Период |Время |Характеристика |Представители |
|Апологетика |II – III вв. |Период утверждения|Тертуллиан, |
| | |христианства. |Климент |
| | |Церковь ещё гоним.|Александрийский |
| | |Задача: показать | |
| | |нелепость | |
| | |языческих | |
| | |верований. | |
| | |Апологеты | |
| | |обращаются к | |
| | |античной философии| |
| | |с целью найти там | |
| | |противоречие. | |
| | |Возникает догмат о| |
| | |триединстве Бога. | |
| | |Основная проблема:| |
| | |отношение веры и | |
| | |разума. | |
|Патристика |IV – X вв. |Святость жизни, |восточная |западная |
| | |ортодоксальность | | |
| | |учения, признание | | |
| | |церковью. | | |
| | | |Григорий |Аврелий |
| | | |Нисский, |Августин,|
| | | |Василий |еп. |
| | | |Кесарийский|Кетарена.|
|Схоластика (от |XI – XIV вв. |Возникают учебные |Иоганн Скотт Иреугена |
|лат. Школа) | |заведения, |, Ансельм |
| | |предпринимаются |Кетеркерийский, Пьер |
| | |попытки доказать |Абельяр, |
| | |существование Бога|Фома Аквинский |
| | |с помощью | |
| | |логических | |
| | |приёмов. | |
Августин Блаженный
Родился в городе Гагасте в семье обедневшего римского патриция. Отец –
язычник, мать – христианка. После обучения работает в риторических школах.
В 30 лет уезжает в Рим, увлекается скептицизмом, манихейство,
неоплатонизмом. В Милане происходит внутренний переворот. Вернувшись в
Гагаст основал монашескую общину. В 396 году избирается епископом, все
усилия направляет на укрепление единства церкви. Умер в 430 году.
На первом этапе своего духовного развития А. Более всего озабочен своей
личной судьбой, своим Я; а на втором этапе – исторической судьбой
человечества. Путь А. – от критики к догматике. Переходу к христианству
соответствует переоценка всей античной культуры. Критика язычества в
«Исповеди», но культурного наследия античности никогда не отрицает.
Основная проблема: проблема веры и её противопоставление мышлению (у А,
пониманию). А утверждает, что вера – особый вид мышления, это мышление с
согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить. Зачастую вера
предшествует пониманию. Возможности разума исторически ограничены из-за
постепенности познания мира. Вера шире понимания (!), так как верить можно
и в то, чего не понимаешь. (В этом вопросе А. спорит с апологетом
Тертуллианом, а его линию продолжит Фома Аквинский). Августин не
противопоставляет веру разуму, а говорит о сверхразумности веры. Вера
никогда не противоречит разуму, а само религиозное чувство становится более
полным если подкреплено доводами разума (характерно для схоластов).
Особенное место в рассуждениях А. Занимают понятие бытия и понятие
субстанции. Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно
неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое,
стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств.
Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть
Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. (с
одной стороны, это влияние неоплатонизма, но А. Разделяет понятия Бога и
бытия).
А. Считает, что существует изменяемые духовные предметы – разумные души,
обладающие бессмертием, изменяющиеся во времени, а не в пространстве.
Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут
изменить своё состояние.
|Античность |Христианство |
|Бог выступает в качестве |Бог сотворил мир из ничего, то есть |
|ремесленника, строителя. Бог |субстанцию тоже сотворил Бог. |
|сотворил форму из уже существовавшей| |
|субстанции. | |
|Вера рассматривается с |Познавательное начало в вере |
|познавательной точки зрения, |открывается только для того, кто |
|познание чувственным путём – |живёт в пространстве веры. |
|подлинная добродетель. | |
|Антропология: тело – бессмертная |Антропология: тело – душа – дух. В |
|душа |духе дана возможность причастности к|
| |божественному через веру. Акцент не |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13