Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык –
разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г.
развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак,
закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения.
Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует
общее значение.
Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость
Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ
движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время
существует только в мышлении.
Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь –
лишь движение членов»( механистический материализм, отказ от декартовой
идеи «разумной души».
Пьер Гассенди (1592 – 1655)
Вводит понятие относительных истин. Опытно-индуктивный путь познания. «Нет
ничего в уме, чего бы не было в чувстве». «Всякое знание выходит из опыта»
Не признаёт врождённые идеи.
Джон Локк (1632 – 1704)
За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в
изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном
управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме».
Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит
до истины:
Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность
ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум
исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя).
Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример:
идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум
активен.
Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии –
тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний
опыт.
Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или
покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до
нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных.
Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем
одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью.
Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень –
демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство.
Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует
божественное откровение, добрая воля и благость Творца».
Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:
|Декарт |Локк |
|Мышление – главное в познании. «Наша|Мышление всегда конкретно, |
|разумная душа мыслит непрерывно». |прерывисто |
Джордж Беркли (1685 – 1753)
Родился на юге Ирландии. Главная работа – «Трактат о принципах
человеческого знания».
Б. упраздняет материю, отрицает её существование. Идея эмпиризма у Б.
выражена в простом тезисе: «Существовать – значит быть воспринятым». Б.
отталкивается от идеи о первичных и вторичных качествах.
Возражение Локку: невозможно образовать абстрактные идеи, отвлекаясь от
какого-либо конкретного предмета (пытаясь представить движение мы
представляем нечто движущееся). Это положение ложиться в основу эмпиризма
Б. Наше познание начинается с конкретного предмета. Такое отрицание общего
и признание единичного, конкретного – номинализм, признание относительности
пространства, движения и времени, они не абсолютны (позже это проявилось в
позитивизме и физике Эйнштейна).
Посредством чувств мы воспринимаем идеи и ощущения. Идея, также как и вещь,
не может существовать, если она никем не воспринята. Объект и ощущение не
могут быть оторваны друг от друга, они являются одним и тем же( все вещи не
имеют существования вне духа, они должны быть восприняты. Если же что-то не
воспринимается людьми, то оно всё равно воспринимается Богом: «Бог
воспринимает всё». Не чувствующей субстанции не существует( первичные идеи
тоже существуют в духе.
Связь первичных и вторичных качеств. Например, протяжённость может быть
обозначено различными числовыми отношениями, а число зависимо от
человеческого сознания, оно не имеет существования вне духа( первичные
качества тоже могут существовать только в духе, они должны быть
восприняты.
Невозможно представить себе такое понятие как субстанция (сущее вообще).
Его можно представить как комбинацию внутренних качеств, но понимания
субстанции как чего-либо лежащего вне сознания не существует. Таким
образом, Б. делит весь мир на существующее в духе и существующее реально.
Последнее он отвергает( эмпиризм Б. – крайний идеализм: вне сознания ничего
не существует. Всё существующее – сущность духовная, одно-природная с нашим
сознанием. (отсюда берёт своё начало идея познания Канта) Такой взгляд
приводит к скептицизму: как можно доказать реальность чего-либо,
существующего вне сознания?
Что же такое дух? Дух = душа = я. Это слово, обозначающее то, что
воспринимает идеи, деятельное существо в нас. Ум производит идеи, а воля
производит действие над идеями. Мы можем наблюдать не действие ума, а
результат: «Природа духа такова, что он не может быть воспринят сам по
себе, но лишь по производимым им действиям». Душа неделима и бестелесна,
она неподвластна природе и, следовательно, бессмертна. Эта идея связана с
мыслью о Боге: «Дух высший творит всё во всём,… и которым всё существует».
Наша душа подотчётна только Богу Сила Бога проявляется в чудесах, которые и
существуют для того, чтобы внушать людям уверенность в бытии Бога. Но о Его
мудрости и благости говорит уже сама гармония мира.
Существуют пассивные идеи и активные духи. Природа, физический мир – тоже
совокупность идей. Бог порождает идеи внешних вещей и порождает в нас
ощущения. Объекты науки исходят из ощущений. Таким образом, наука
упорядочивает ощущения. Закон природы – это порядок и связь идей,
порождённых Богом, выявляемый в процессе познания.
Давид Юм (1711 – 1776)
Родился в Шотландии, работал библиотекарем во Франции. Произведения:
«Трактат о человеческой природе», «Естественная история религии».
Юм отталкивается от теории познания Беркли. Он обращается к исследованию
человеческой природы, так как наука о человеке – основание для всех наук.
Юм стремится объяснить происхождение мышления и чувства. Всё, что
воспринимает наш ум – это либо впечатления, либо идеи. Впечатления – это,
то что получено органами чувств, эмоции. Идеи – это образы наших
впечатлений в мышлении и рассуждении. Таким образом, идеи вторичны по
отношению к впечатлениям. И впечатления, и идеи бывают простыми и сложными.
Простые впечатления неделимы и влекут простые идеи. Сложные впечатления
составлены из нескольких простых. Впечатления делятся на ощущения и
рефлексии, возникающие из идей.
Цепочка познания:
1. Впечатление порождает чувство (при этом мы испытываем что-либо)
2. Ум снимает копию с этого впечатления (включается память)
3. На основании этой копии возникает идея
4. Эта идея может быть источником новых впечатлений – рефлексий
5. Эти рефлексии опять копируются и становятся идеями… и т. д.
Таким образом, в процессе познания участвуют помять и воображение. Идеи,
возникшие на основании памяти немного ярче идей воображения. Воображение в
состоянии комбинировать простые идеи и составлять более сложные. Юм
выделяет общие принципы такого соединения идей( принципы ассоциации идей:
1. Сходство
2. Смежность во времени и пространстве
3. Причина и действие
Эмпиризм в лице Юма доходит до мысли о невозможности подлинного познания.
Дело в том, что по мере создания новых копий, мы теряем связь с причиной
этих впечатлений. Поэтому особое внимание Юм уделяет анализу третьего типа
ассоциаций. Обращаясь к причине, мы выходим за пределы ума, в область
объективного знания. Заключение о связи между причиной и действием мы
делаем на основе опыта. Однако при этом мы можем выйти за пределы того, что
мы наблюдаем или можем вспомнить. Эта связь может быть установлена либо с
помощью собственного опыта, либо с помощью цепочки других причин, которые
нас приведут к объекту, доступному для нашего восприятия. «Последняя
причина наших чувств может быть совершенно необъяснима для человеческого
разума» ( Невозможно решить, происходят ли наши впечатления непосредственно
от объекта, порождаются ли они воображением или же обязаны своим
происхождением Творцу нашего бытия. Таким образом, Юм признаёт, что мы
ничего не можем знать о мире, кроме нашего опыта( это и есть эмпиризм,
который приводит к предельному скептицизму. Рассуждение о причинности
приводит теорию познания из сферы объективного в сферу субхективного:
«Человек не может знать никакой действительности кроме собственных
состояний».
Характеристика эпохи Просвещения
[pic] Демократичность: влиятельными в обществе становятся не богатые,
а оригинальные люди.
[pic] В центре внимания – идеальное общественное устройство
[pic] Вера в силу разума. Знание – ключ к человеческому счастью.
Популярность Философии Декарта.
[pic] Исторический оптимизм, вера в прогресс. Идея линейного развития
общества.
[pic] В науках господствует идея развития. Это начинает с идеи Каспара
Вольфа в биологии, а затем переходит в историю и культуру.
Иоганн
Гердер (повлиял на Карамзина, Радищева, Гоголя) «Идея философии
истории человечества» - зарождается историософия. Теория происхождения
языка Гердера – связь между развитием языка и мышления. Мышление же
обусловлено развитием общества. Развитие каждого человека связано с
развитием общества( мысль о закономерных изменениях, происходящих в
обществе. Появляется идея коллективного разума как начала, являющегося
источником развития человечества. Вся культура представляет собой целостную
систему.
Иманнуил Кант (1726 – 1804)
Первый философ на университетской кафедре. Творческую биографию К. можно
разделит на два периода:
1. до 1770 г. – докритический период:
[pic] связан с материализмом
[pic] Интерес к механике, географии, антропологии
[pic] Влияние Ньютона и Юма( именно скептицизм Юма пробудил сознание
канта о сна. Он ставит перед собой задачу спасти науку от этого
скептицизма
2. 1770 – 1804 – критический период
[pic] «Критика чистого разума» 1771
[pic] «Критика практического разума» 1778
[pic] «Критика способности суждения» 1779
Трансцендентальная философия Канта исследует границы нашего разума:
1. способность познания
2. способность желания (этическая способность)
3. способность к чувству удовольствия (эстетическая способность)
+ исследование взаимосвязи между этими способностями
Основные вопросы философии:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13