Описать, что действительно является моему сознанию, каким для меня является
этот мир.
Интуиция – начало всего, источник познания. Сознание – поток феноменов (до
рефлексии), которые связаны с универсальными сущностями. Всё индивидуальное
связано с универсальным, приходит через универсальное. Эйдетическая
интуиция, отличная от эмпирической, связана с отдельными фактами.
Универсальные сущности позволяют классифицировать, опознавать, различать
всё единичное. Направл. на идеальный предмет внутри сознания, выхватить
феномены из сознания:
1. сознание
2. восприятие
3. ожидание
Главная характеристика сознания – восприятие.
ЧТО? (полагаем предмет) и КАК? (выстраиваем формы полагаемого предмета)
нашего сознания.
Сознание не подменяется причинными связями, а подчинено смысловым. Сознание
– единственная подлинная сфера свободы.
Сфера иначедействия. Сознание только описывается без понятийных форм, выбор
языка. Через описание передаются все оттенки живого сознания.
Отсюда две проблемы:
1. проблема понимания
2. философия языка
Как возможно существование объективного мира, где мы обнаруживаем
«другого»? «Другой» - самое чуждое, что может быть, носитель иных смыслов.
Обнаруж. «другого» в нашем сознании происходит след. образом:
1. тело другого воспринимается через аналогию себя
2. через психологию
3. подвижность сознания даёт возможность понимать опыт «другого»
Мысль о том, что чужой внутренний мир недоступен для понимания.
Философия Гуссерля – ответ Европе и европейской культуре с его кризисом и
нацизмом.
Психоанализ
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)
Психоанализ – ответ на выпад человека из области веры.
Фрейд сформулировал свою концепцию на основе клинической практики. В
частности, в клинике доктора Шарко им был применён гипноз. В 10-е годы
складывается ассоциация психоаналитиков.
У каждого человека есть свои страхи, агрессивные и запретные влечения –
всё, чего стыдится наше сознание. Метод катарсиса – очищение в результате
психологического потрясения. Задача врача – вернуть память о болезненном
опыте – катарсис – начало излечения. Цена такого излечения – встреча
человека с самим собой, со своими страхами.
Человек – это:
[pic] сознательное
[pic] подсознательное
[pic] бессознательное
По Фрейду, определяющим в поведении людей является бессознательное, оно
определяет как индивидуальное, так и социальное поведение. Таким образом,
Фрейд свергает разум с главенствующего положения. Сфера бессознательного
образуется с младенчества и изначально подчинена принципу удовольствия. Но
потом вступает принцип реальности всё, что не соответствует реальности,
оттесняется в сферу бессознательного. Подсознание выполняет роль фильтра.
Сознательное – это словесная область, бессознательное невыразимо в словах,
это энергетическое начало в человеке.
Бессознательное проявляет себя в описках, оговорках, снах. Задача врача –
организовать поток речи и выбрать из него посылки бессознательного.
Главной силой Фрейд считает половое влечение. Эдипов комплекс: при рождении
ребёнок переживает травму – разрыв с целым, с матерью; виновником этого
становится отец, появляется бессознательное желание убить отца (это также
связано с восхищением, преклонением, соперничеством).
Человека в равной степени пронизывают два влечения:
[pic] Эрос – сексуальное влечение – конструктивно
[pic] Гонатос - влечение к смерти – разрушительно
Разумное в нас – это Я или ЭГО. Промежуточная часть - бессознательное –
СУПЕРЭГО – инстанция морального контроля, то, что ограничивает влечение и
содержит культурные нормы. Оно образуется в нас, когда мы идентифицируем
себя с отцом. Оно перерабатывает запретные влечения в энергию совести. В то
же время наше бессознательное подчинено принципу удовольствия. Таким
образом, наше Я оказывается между влечением и совестью, как между молотом и
наковальней.
Функции культуры:
[pic] агрессивная, подавляющая (именно из-за культуры люди становятся
невротиками)
[pic] искусство – возможность выхода влечения. Сублимация – облекание
отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму,
например, религия.
Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
Основные произведения:
[pic] Психологические типы
[pic] Отношение между Я и бессознательным
[pic] Проблема души в нашем мире
[pic] Психология и алхимия
[pic] Символика духа
В отличие от Фрейда, Юнг не придавал главенствующего значения Эдипову
комплексу и половому влечению. Помимо сексуального у человека есть целый
комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область – коллективное
бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная
память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не
только в прошлое, она предвидит будущее.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема
инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов
психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт
архетип великого отца и великой матери.
Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для
успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или
экстраверты).
Различные архетипы:
[pic] Анима и анимус – женское и мужское. Если у мужчины преобладает
анимус, он агрессивен, если анима – инфантилен; а женщине анимус придаёт
мужиковатость.
[pic] Персона и тень. Персона – совокупность наших социальных ролей;
тень – наши страхи и комплексы. Тень заставляет нас проецировать наши
комплексы на других. Необходимо научить сосуществовать со своей тенью, а
для этого необходимо с ней встречаться.
[pic] Самость – образ Бога в нас. Этот архетип обеспечивает
целостность человека как индивидуальности.
Архетипы проявляются через символы – в религии и искусстве. В наше время мы
редко обращаемся к коллективному бессознательному. Оно прорывается в виде
агрессивных нарушений, в этом причина глобальных катастроф ХХ века.
Э. Фромм (1900 – 1980)
Область социальной психологии: соотношение социального и биологического в
человеке.
«Человек для самого себя»
«Бегство от свободы»
«Здоровое общество»
«Иметь или быть»
«Дзен буддизм и психоанализ»
Философия в России
Философская мысль в России начала развиваться со второй половины XVIII
века. Основные черты:
[pic] ученичество у Запада / связь с религиозной мыслью
[pic] оформилась в недрах литературы
[pic] историософичность, поиск исторической судьбы России
[pic] нелюбовь к рациональным схемам
Основная проблема: Запад – Россия – Восток: каково историческое будущее
России?
Сковорода Григорий Савельевич
Церковное начало, религиозно-мистическое мировоззрение. Философ-бродяга,
способ философствования – диалоги с миром. «Мир ловил меня, но не поймал».
Нет рационалистического отчуждения от мира. Философская мысль эмоциональна,
этически направлена.
«Истина там, где Бог»( сокровенную жизнь мира можно познать лишь
религиозно. От чувственного познания – к духовному, и в итоге –
самопознание.
Развитие светской мысли, начавшееся в XIX веке, связано с масонством.
Начало XIX века – влияние немецкой идеалистической философии (Фихте,
Шеллинг), связь с романтизмом.
Вольтерьянство
[pic] рациональное знание
[pic] атеизм
[pic] новейшая национальная идея: идеал великой России
Радищев
Рационализм: разделяет чувственный опыт и опыт разумный. Единство человека
и природы. Учение о мировой душе: мир – некое живое единство.
Масонство
Пётр I, Екатерина, Елагин.
При директорстве Тургенева приобретает европейский статус Московский
Университет.
Чаадаев Пётр Яковлевич (1794 – 1856)
Учился в Московском университете. На философские взгляды Ч. повлияли:
[pic] Западноевропейское Просвещение
[pic] Классическая немецкая философия (Шеллинг)
[pic] Масонская утопия
Философия Чаадаева не была известна. «Философия в домашних тапочках».
«Апология сумасшедшего».
Философия всеединства. Историософия – рассматривает историю с религиозной
точки зрения: размышление о перспективах развития человечества в рамках
христианства через католичество. Церковь – историческое воплощение Царствия
Божьего.
Антропологическая часть: двойственность человека. С одной стороны –
природа, с другой – часть, возвышающаяся над природой. Задача философии –
заниматься второй ипостасью человека.
Социальные мотивы: социальное общение – духовное общение. Индивидуальный
разум связан с всеобщим разумом. Бог постоянно обращается к человеку через
себе подобных. Критика системы отвлечённого разума Канта – ложное учение об
автономии человеческого разума.
Таким образом, в философии Чаадаева единство истории рассматривается как
единство субъекта и человечества. Суть движения истории: у каждого народа
своё призвание, народы имеют нравственную личность.
Главная проблема философии истории Чаадаева – место России. Наибольшую силу
Божьего промысла Ч, видел в западном христианстве. «Европа – хранитель
животворного принципа единства». Католичество создало и сохранило западную
цивилизацию. Россия же находится в стороне от магистрального движения
развития истории. Она не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу, и
следовательно, находится вне культурного развития. Россия – нулевой
исторический тип, не богоизбранный, па богооставленный народ. Отсюда и
болезненное состояние русской мысли. Наша вина – в выборе ориентации на
Византию + влияние монголо-татарского ига. Ошибки православия:
[pic] нет преобразований общества
[pic] историческая пассивность
[pic] отсутствие цивилизационного влияния
«Будущее России зависит от активизации православной церкви, пробуждения
христианских мотивов в социальной жизни»( скептическая оценка прошлого и
современности, но надежда на будущее.
Этой горькой оценкой Чаадаев пробудил развитие русской мысли середины XIX
века, предвосхитил раскол русской интеллигенции на западников и
славянофилов.
Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)
Основная проблема: осмысление эстетического начала в человеке. Трагический
разрыв между этическим и эстетическим( вопрос об эстетическом аморализме
Маниловская способность всё топить в словах( разрыв между формой и
содержанием( демоническое содержание красоты, из которой исключен моральный
элемент. Гоголь был склонен к морализму + потребность доказать полезность
искусства с точки зрения этической глубины.
Вопрос об эстетическом аморализме связан с религиозной проблемой:
трагическая несоединённость церкви и культуры, отдаление церкви от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13