[pic] Что я могу знать?
[pic] Что я должен знать?
[pic] На что я смею надеяться?
Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что есть человек.
Осознание себя как свободно мыслящего Я делает человека человеком. К.
ставит и практическую задачу научиться свободно и оригинально применять
свой разум. Философия К. является неким рубежом: после практически
ориентированной философии Декарта и Бэкона он помимо вопросов, связанных с
познанием ставит вопрос о том, что есть человек. Человек – не средство, а
сама цель. Философия Канта уясняет положения человека по отношению к сущему
и его отношение к самому себе.
Задача Канта сходна с задачей Декарта: исследовать разум, чтобы верно его
направлять в поиске истины в науках.
Структура опыта в процессе познания:
1. Созерцание – объект нам даётся
2. Мышление – мы формулируем понятие, которое выявляет общее в объекте
созерцания
Таким образом, наш рассудок производит такую операцию: «акт соединения
многообразия содержания, данного в созерцании, сообразно синтетическому
единству сознания». Кант, опираясь на позицию эмпириков, признаёт, что
любая вещь познаваема на уровне обычных человеческих возможностей.
Следовательно, ощущения зависимы от наших органов чувств и от условий
являемости среды. Эти субъективные условия и являются препятствием на пути
познания сущности вещей. Эти субъективные условия – новый вид реальности,
они достаточны для практических нужд. Без созерцания невозможно мышление:
через созерцание вещь воспринимается в качестве объекта; через понятие она
становится объектом мысли.
Логика – один из основных разделов, связанный с вопросом о сущности
суждения, и следовательно, с вопросами познания, так как свою способность
рассудок раскрывает в суждениях. Суждение – объективное отношение к
изучаемому предмету. Рассудок – это способность к знаниям. Знания заключены
в определённых отношениях данных представлений к объекту. Объект – это то,
в понятии чего объединено многообразие, охватываемое данным созерцанием.
Перцепция и апперцепция
Перцепция – это восприятие, которым воспринимается объективное. В понятии
апперцепции учитывается, что в восприятии участвует и наше Я, оно мыслит и
судит об объекте. Таким образом, в понятии апперцепции подчёркивается связь
между субъектом и объектом. Апперцепция – это Я-отношение, постигаемое
вместе с объектом.
Кант выдвигает два типа суждений:
|Аналитические |Синтетические |
|Это поясняющие суждения, не |Умножают данное познание |
|прибавляющие ничего нового к | |
|содержанию познания | |
Знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме.
В разуме заключено некое высшее единство мышления. Разум – безусловная
сфера, его всегда влечёт к бесконечному ( Разум внутренне противоречив, так
как всегда стремится выйти за собственные границы.
Нужно проникнуть в область чистого мышления, не связанного с обыденным
рассудком. Апелляция к здравому смыслу – обращение к суждению толпы; иной
путь – путь критического разума. Есть ряд понятий, возникших не из опыта, а
из чистого рассудка( есть познание из чистого разума, лежащее за пределами
опыта. Для доказательства этого К. обращается к чистой математике: она
опирается на положения, не зависящие от опыта.
Пространство и время определяются чистым созерцанием. Способность созерцать
априори касается не материи, а только формы явления. Следовательно,
пространство и время – формальные условия нашей чувственности. Предмет
является нашим внешним чувствам в форме пространства, а внутренним чувствам
– в форме времени.
Благодаря созерцанию объект нам является и у нас возникает представление о
нём. Однако наше чувственное представление не есть представление о сущности
вещи, это лишь представление о том, каким образом эта вещь является в нашем
сознании. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, то есть
соединять представления в сознании. Соединение представлений=суждение(
мыслить - значит составлять суждения.
Можем ли мы познать мир? Закон – частное, закономерность – общее.
Посредством опыта мы можем узнать разные законы природы, то есть её частные
явления. Но мы не можем из опыта узнать закономерности связи явлений. Опыт
также нуждается в законах, которые бы априори формулировали его
возможности( необходимо знать, что управляет самим опытом. Основание опыта
суть сами законы природы( мы можем знать природу как совокупность знаний и
умений в нас. Высшее законодательство природы должно находится в нашем
рассудке.
Мы должны различать эмпирические законы (связанные с нашим восприятием) и
всеобщие законы природы (которые не основываются на особых восприятиях, а
содержат лишь условия их необходимого соединения в опыте). «Закономерность
зиждется на необходимости связи явлений в опыте, то есть на первоначальных
законах рассудка. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их
ей».
Созерцание + опыт = представления о законах природы в их частном
проявлении( они и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только
частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность
чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего
возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного
опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы).
Трансцендентность – выход за пределы понятий, составляющих структуру Я.
Разум всегда стремится к познанию бесконечного.
Размышления о чистом разуме связаны с понятием свободного человека, и
соответственно, с понятием необходимости. Поступки всех живых существ
подчинены естественной необходимости, но по отношению к человеку эти
поступки свободны. Разум свободен, так как он не зависит от чувственности,
в этом подлинная свобода человека. Поступки совершаются по принципам
разума, но могут совершаться и вопреки ему, по закону чувственности.
Чувственный мир – мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть
мир сущности, это область мнения, а не истины. Разум же стремится познать
истину, движение разума – от явления к сущностям.
Шеллинг
Основные произведения:
[pic] «Система трансцендентального идеализма»
[pic] «Философия искусства»
На первом этапе Ш. близок к естественнонаучной мысли. Он проводит идею о
развитии, которая проявляется как в органической, так и неорганической
природе. Грань между органической и неорганической жизнью подвижна.
Неорганическая жизнь – одна из нижних форм развития. Три стадии жизни: 1)
физическая (механическая); 2) химизма; 3) электричества.
Проблема субъекта ( проблема понимания «Я» и мира. Влияние Ш. на культуру
Европы: «Движение бури и натиска» - первое движение романтизма. Романтизм
возник как следствие из Французской революции, приведшей к захвату власти
Наполеоном Бонапартом. Крах идей революции явил собой крах идей
Просвещения, рациональных схем ( обращение к иррациональному,
непознаваемому, к поиску тайны красоты и абсолюта в природе.
В «Философии искусства» Ш. выстраивает философию культуры человечества: в
красоте дано самосозерцание абсолюта ( искусство – высшее проявление
духовной жизни.
По Ш. существуют два типа культуры, которые определяют специфику жизни
Европы:
|Античность |Христианство |
|В основе античной культуры – |Вводится представление об |
|пространственное восприятие мира. |историческом времени – темпоральное |
|Нет бега времени. |изменение. Исток этого – в |
| |библейской легенде о грехопадении и |
| |понимании всей дальнейшей истории |
| |как искупления первородного греха( |
| |таким образом возникает линейная |
| |схема развития: от прошлого к |
| |будущему. |
|Процветают пластические, |Процветает живопись и лирическая |
|пространственные виды искусства, |поэзия, которые вводят духовную |
|отсутствует живопись и лирическая |динамику, характер, пространство |
|поэзия. |внутреннего человека. |
|Тип мифологического сознания |Искусство символично, так как символ|
|(Шеллинг – основоположник теории |многопланов, символ – это окно в |
|мифа) ( коллективное мышление. Боги |бесконечность. |
|живут рядом вместе с человеком. | |
Сравнение трагедии:
[pic] античной: «Антигона» ( отсутствует время, коллективность,
конфликт в разрыве с родовым началом.
[pic] Шекспир: трагедия характера, герой против мира, герой и эпоха.
Возникает новое представление о художнике, о процессе творчества как
иррациональном процессе. Момент вдохновения – момент соприкосновения с
абсолютом.
Артур Шопенгауэр
Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между
ценностями христианства и античности. Противопоставление античной
раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому
сознанию.
Философия Шопенгауэра противостоит скептицизму Канта, утверждавшего, что
мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно. Ницше:
«Ш. ведёт нас с высот скептического недовольства или критического отречения
на высоты трагического жизнепонимания». Ш. стоит перед целостной картиной
мира, его не интересуют отдельные мазки, его интересует художник – человек.
Таким образом философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем.
Главная работа – «Мир как воля и представление»
По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем
сознании, наша фантазия; и есть мир воли.
Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о
мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека
совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к
общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни,
бессознательная и саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего,
нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не
имеющее объекта (желание хотеть и всё).
Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм
этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения,
предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении
естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни
– путь к свободе, высшее благо.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13