Курс лекций по философии (СПбГУ)

[pic] Что я могу знать?

[pic] Что я должен знать?

[pic] На что я смею надеяться?

Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что есть человек.

Осознание себя как свободно мыслящего Я делает человека человеком. К.

ставит и практическую задачу научиться свободно и оригинально применять

свой разум. Философия К. является неким рубежом: после практически

ориентированной философии Декарта и Бэкона он помимо вопросов, связанных с

познанием ставит вопрос о том, что есть человек. Человек – не средство, а

сама цель. Философия Канта уясняет положения человека по отношению к сущему

и его отношение к самому себе.

Задача Канта сходна с задачей Декарта: исследовать разум, чтобы верно его

направлять в поиске истины в науках.

Структура опыта в процессе познания:

1. Созерцание – объект нам даётся

2. Мышление – мы формулируем понятие, которое выявляет общее в объекте

созерцания

Таким образом, наш рассудок производит такую операцию: «акт соединения

многообразия содержания, данного в созерцании, сообразно синтетическому

единству сознания». Кант, опираясь на позицию эмпириков, признаёт, что

любая вещь познаваема на уровне обычных человеческих возможностей.

Следовательно, ощущения зависимы от наших органов чувств и от условий

являемости среды. Эти субъективные условия и являются препятствием на пути

познания сущности вещей. Эти субъективные условия – новый вид реальности,

они достаточны для практических нужд. Без созерцания невозможно мышление:

через созерцание вещь воспринимается в качестве объекта; через понятие она

становится объектом мысли.

Логика – один из основных разделов, связанный с вопросом о сущности

суждения, и следовательно, с вопросами познания, так как свою способность

рассудок раскрывает в суждениях. Суждение – объективное отношение к

изучаемому предмету. Рассудок – это способность к знаниям. Знания заключены

в определённых отношениях данных представлений к объекту. Объект – это то,

в понятии чего объединено многообразие, охватываемое данным созерцанием.

Перцепция и апперцепция

Перцепция – это восприятие, которым воспринимается объективное. В понятии

апперцепции учитывается, что в восприятии участвует и наше Я, оно мыслит и

судит об объекте. Таким образом, в понятии апперцепции подчёркивается связь

между субъектом и объектом. Апперцепция – это Я-отношение, постигаемое

вместе с объектом.

Кант выдвигает два типа суждений:

|Аналитические |Синтетические |

|Это поясняющие суждения, не |Умножают данное познание |

|прибавляющие ничего нового к | |

|содержанию познания | |

Знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме.

В разуме заключено некое высшее единство мышления. Разум – безусловная

сфера, его всегда влечёт к бесконечному ( Разум внутренне противоречив, так

как всегда стремится выйти за собственные границы.

Нужно проникнуть в область чистого мышления, не связанного с обыденным

рассудком. Апелляция к здравому смыслу – обращение к суждению толпы; иной

путь – путь критического разума. Есть ряд понятий, возникших не из опыта, а

из чистого рассудка( есть познание из чистого разума, лежащее за пределами

опыта. Для доказательства этого К. обращается к чистой математике: она

опирается на положения, не зависящие от опыта.

Пространство и время определяются чистым созерцанием. Способность созерцать

априори касается не материи, а только формы явления. Следовательно,

пространство и время – формальные условия нашей чувственности. Предмет

является нашим внешним чувствам в форме пространства, а внутренним чувствам

– в форме времени.

Благодаря созерцанию объект нам является и у нас возникает представление о

нём. Однако наше чувственное представление не есть представление о сущности

вещи, это лишь представление о том, каким образом эта вещь является в нашем

сознании. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, то есть

соединять представления в сознании. Соединение представлений=суждение(

мыслить - значит составлять суждения.

Можем ли мы познать мир? Закон – частное, закономерность – общее.

Посредством опыта мы можем узнать разные законы природы, то есть её частные

явления. Но мы не можем из опыта узнать закономерности связи явлений. Опыт

также нуждается в законах, которые бы априори формулировали его

возможности( необходимо знать, что управляет самим опытом. Основание опыта

суть сами законы природы( мы можем знать природу как совокупность знаний и

умений в нас. Высшее законодательство природы должно находится в нашем

рассудке.

Мы должны различать эмпирические законы (связанные с нашим восприятием) и

всеобщие законы природы (которые не основываются на особых восприятиях, а

содержат лишь условия их необходимого соединения в опыте). «Закономерность

зиждется на необходимости связи явлений в опыте, то есть на первоначальных

законах рассудка. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их

ей».

Созерцание + опыт = представления о законах природы в их частном

проявлении( они и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только

частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность

чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего

возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного

опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы).

Трансцендентность – выход за пределы понятий, составляющих структуру Я.

Разум всегда стремится к познанию бесконечного.

Размышления о чистом разуме связаны с понятием свободного человека, и

соответственно, с понятием необходимости. Поступки всех живых существ

подчинены естественной необходимости, но по отношению к человеку эти

поступки свободны. Разум свободен, так как он не зависит от чувственности,

в этом подлинная свобода человека. Поступки совершаются по принципам

разума, но могут совершаться и вопреки ему, по закону чувственности.

Чувственный мир – мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть

мир сущности, это область мнения, а не истины. Разум же стремится познать

истину, движение разума – от явления к сущностям.

Шеллинг

Основные произведения:

[pic] «Система трансцендентального идеализма»

[pic] «Философия искусства»

На первом этапе Ш. близок к естественнонаучной мысли. Он проводит идею о

развитии, которая проявляется как в органической, так и неорганической

природе. Грань между органической и неорганической жизнью подвижна.

Неорганическая жизнь – одна из нижних форм развития. Три стадии жизни: 1)

физическая (механическая); 2) химизма; 3) электричества.

Проблема субъекта ( проблема понимания «Я» и мира. Влияние Ш. на культуру

Европы: «Движение бури и натиска» - первое движение романтизма. Романтизм

возник как следствие из Французской революции, приведшей к захвату власти

Наполеоном Бонапартом. Крах идей революции явил собой крах идей

Просвещения, рациональных схем ( обращение к иррациональному,

непознаваемому, к поиску тайны красоты и абсолюта в природе.

В «Философии искусства» Ш. выстраивает философию культуры человечества: в

красоте дано самосозерцание абсолюта ( искусство – высшее проявление

духовной жизни.

По Ш. существуют два типа культуры, которые определяют специфику жизни

Европы:

|Античность |Христианство |

|В основе античной культуры – |Вводится представление об |

|пространственное восприятие мира. |историческом времени – темпоральное |

|Нет бега времени. |изменение. Исток этого – в |

| |библейской легенде о грехопадении и |

| |понимании всей дальнейшей истории |

| |как искупления первородного греха( |

| |таким образом возникает линейная |

| |схема развития: от прошлого к |

| |будущему. |

|Процветают пластические, |Процветает живопись и лирическая |

|пространственные виды искусства, |поэзия, которые вводят духовную |

|отсутствует живопись и лирическая |динамику, характер, пространство |

|поэзия. |внутреннего человека. |

|Тип мифологического сознания |Искусство символично, так как символ|

|(Шеллинг – основоположник теории |многопланов, символ – это окно в |

|мифа) ( коллективное мышление. Боги |бесконечность. |

|живут рядом вместе с человеком. | |

Сравнение трагедии:

[pic] античной: «Антигона» ( отсутствует время, коллективность,

конфликт в разрыве с родовым началом.

[pic] Шекспир: трагедия характера, герой против мира, герой и эпоха.

Возникает новое представление о художнике, о процессе творчества как

иррациональном процессе. Момент вдохновения – момент соприкосновения с

абсолютом.

Артур Шопенгауэр

Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между

ценностями христианства и античности. Противопоставление античной

раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому

сознанию.

Философия Шопенгауэра противостоит скептицизму Канта, утверждавшего, что

мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно. Ницше:

«Ш. ведёт нас с высот скептического недовольства или критического отречения

на высоты трагического жизнепонимания». Ш. стоит перед целостной картиной

мира, его не интересуют отдельные мазки, его интересует художник – человек.

Таким образом философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем.

Главная работа – «Мир как воля и представление»

По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем

сознании, наша фантазия; и есть мир воли.

Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о

мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека

совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к

общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни,

бессознательная и саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего,

нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не

имеющее объекта (желание хотеть и всё).

Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм

этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения,

предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении

естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни

– путь к свободе, высшее благо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты