Курс лекций по философии (СПбГУ)

Поэтику и Риторику. Наиболее важны сочиненная во второй период Эвдемова

этика, относящаяся к последнему афинскому периоду, Никомахова этика,

состоящая из множества написанных в разные периоды лекций, Политика,

Риторика,и сохранившаяся частично Поэтика. Огромный труд Аристотеля о

государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен,

чудом найден почти полный текст входившей в него Афинской политии. Утрачены

и несколько трактатов на исторические темы.

Философия Аристотеля

Философия становится всё более умозрительной. А. Перенял у Платона идею о

том, что подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание

логическое. Но по А. Оно находится не только в сверхчувственном мире, но и

в мире чувственном. Таким образом, А. Признаёт необходимость явлений

чувственного мира для знания> реализм.

Понятие не противопоставлено действительности, а идеи вещам, так как идеи

осуществляются в мире действительности. Аристотель эмпирик, он сначала

исследует частные явления, а затем переходит к общему.

Критика учения об идеях Платона

1. Вечные идеи могли бы быть причиной покоя и неподвижности, а не началом

движения и изменения.

2. Идеи не способствуют познанию вещей, так как они находятся вне

чувственного мира> они не являются подлинной сущностью конечной вещи

этого чувственного мира

3. Идеи говорят об общем родовом признаке в вещах, то есть являются лишь

копиями вещей чувственного мира и ничего не дают для его познания.

Теория познания

[pic] В основе размышлений А. лежит разработка теории о понятиях,

которая переходит в логику. Именно А. Принадлежит теория о научном

доказательстве: В основе всех наук лежит начало, которое познаётся

непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома.

Таким образом, А. в разуме признаёт способность усмотрения высших начал

(сходство с Платоном). Так с Аристотеля начинается разработка формальной

логики.

[pic] Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по А.,

общее познаётся из частного.

[pic] Само знание – это система понятий, сочетающихся между собой

логическим законом> знание имеет логическое основание. Источник знания –

в способности разума усматривать всеобщее. Но истинное знание должно быть

положительно, должно соответствовать действительности, должно

восприниматься опытом> Необходимо соединить умозрение с опытом.

Логическая деятельность содержится уже в самом восприятии, так как

воспринимая предмет, мы уже воспринимаем общее начало, содержащееся в нём

(в каждом частном – свойства общего). Посредством памяти возникает

отвлечение, позволяющее составить понятие общего.> Опыт, по А., это не

источник знания, а его необходимое условие.

Всобщее разум познаёт постепенно: сначала мы получаем эмпирическое знание,

а затем повышаем степень общности знания через науку и искусство и

переходим к закономерностям.

Понятия материи и формы связаны с учением об энергии и потенции. Всякое

развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало,

материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия). Материя – это

вещь, бренная действительность. Форма же выполняет роль признака, который

реализует конкретный предмет. Форма – это сумма свойств, отличающих один

предмет от другого.

Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от

друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится

всё существующее. Мир находится в творчестве, в стремлении осуществиться.

Бог – первопричина вселенной. Бог движет мир изнутри через полагание

внутренних целей.

Понятие пространства и времени: наш мир движется, но вне нашего мира их

нет. Земля остаётся в области изменения, зависящего от движения планет.

Этика Аристотеля связана с идеей блага. В стремлении к благу человек

деятелен> это разумная деятельность.

Платон и Аристотель

Главным разделом их философии является онтология, основной вопрос которой

«Что существует и что есть сущее?». Оба философа говорят о совершенном

знании, определённом совершенным бытием.

|Платон |Аристотель |

|Опыт знания связан с |Познание доступно не избранным, а |

|необходимостью совершенствования |многим, так как оно основано на |

|души |общих логических законах |

|Методу Платона научиться нельзя |Методу Аристотеля можно научится |

|Философ может рассуждать о многих |Аристотель делит философию на |

|вещах, но с одной точки зрения, |теоретическую и практическую. Эта |

|так как его задача – научить |классификация связана со |

|умному гос. руководству. Философии|структурой бытия: неподвижное |

|самой по себе не существует. |(математика), самодвижное (физика)|

| |и движимое (сфера человеческого |

| |приложения). |

|К нашему движимому миру применяет |А. устанавливает философию |

|недвижимую идею блага |здравого смысла: в нашем движимом |

| |мире не применимы точные науки |

|Идея воспоминания, мысль о |Космогоническая аргументация, идея|

|внечувственной истине. |перводвигателя |

|Платон> Августин> Декарт |Аристотель> Фома Аквинский |

|Проблема отношения общего и частей |

|Путь внутрь, важен род, а не |Путь вовне, важно частное (в |

|родовые признаки> идеализм |каждом частном – свойства общего) |

| |> реализм |

Эллинистический период

Меняется эпоха: распадается полис> изменяется отношение человека к миру: с

разрушением системы человек становится ответственным сам за себя>

появляется личная мораль. В философии начинает господствовать этика,

преобладают вопросы, связанные с человеком и его жизнью> антропологический

аспект.

Основные направления эллинистической философии и их основа:

|Стоики: Зенон, Сенека,|Платон, Аристотель |Идеи перводвигателя и |

|Марк Аврелий | |блага |

|Эпикурейцы: Эпикур |Левкипп |Атомистическая |

| | |концепция мира |

|Скептики: Пирон |Софисты, Сократ |Идея блага |

Стоицизм

Стоицизм – это философия долга. Представители: Зенон, Сенека и император

Марк Аврелий.

«Доверься судьбе!», «Покорного судьба ведёт, а непокорного тащит».

Стоики опирались на теорию познания Аристотеля: важен опыт + представление

о едином божественном разуме.

Основные положения:

[pic] Человек – часть целого, его задача осознать своё место в этом

целом. Идея всеобщего братства: человек должен осознать себя членом этого

братства, Гражданином Высшего града. Долг – обязанность жить в гармонии с

целым, частью которого являешься.

[pic] Единственное благо - добродетель. Испытание – упражнение в

добродетели – тоже благо.

[pic] Истинное счастье – в свободе от страстей, спокойствии духа. К

подлинной свободе приводит тренировка невозмутимости духа. Высшая точка

этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона).

Эпикурейская школа

Основные положения:

[pic] Признавая главенство божественного разума, Эпикур утверждает,

что богам нет дела до человеческого мира. Счастье человека – в его руках.

Критерием истинности является не разум, а наши ощущения. Ошибка

заключается в том, что мы не правильно судим об ощущениях.

[pic] Эпикурейство провозглашает наслаждение как жизненную ценность.

Но это не гедонизм – стремление упиться мгновением, забыв о будущем и

прошлом; Эпикур призывает добиться наслаждения как постоянного состояния

духа.

[pic] Невозмутимость духа – атараксия. Нужно избегать приходящих

чувственных наслаждений, нужно искать вечных наслаждений разума, духа.

Это освобождает от пустых страхов. Для достижения невозмутимости духа

нужно жить тихо, скрываясь от других.

[pic] Культ дружбы: дружба – основание для свободной жизни человека,

оспаривает идею коммуны, так как у друзей и так всё общее, им приятней

отдавать, чем получать.

Скептицизм

Скептицизм является выразителем крайнего индивидуализма. Основатель –

Пирон.

Основные положения:

[pic] Подлинное знание невозможно> равнодушное отношение к миру. Наше

знание основано на привычке и на обычае; нет ни истины, ни лжи – всё

относительно.

[pic] Пирон тоже ищет счастье путём достижения невозмутимости духа,

атараксии. Нужно воздерживаться от всякого суждения, жить без суеты, быть

равнодушным к добру и злу, стремиться к апатии. В повседневной жизни надо

жить сообразно здравому смыслу, то есть общим привычкам и законам.

Неоплатонизм

Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи.

Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля.

Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это

подлинный предвосхититель христианства, так как представляет собой

размышление о надличностном, признание иррациональной сущности.

Неоплатонизм – учение о сверхразумности бытия.

Основные положения:

[pic] Проповедь искупления греха.

[pic] Признание единой первоначальной сверхчувственной сущности –

Бога. Единое первоначало пронизывает мир подобно лучу, человек постигает

его в неком экстатическом напряжении, в порыве к единому, так как

человеческая душа – часть космической души. Появляется мотив личной

интуиции, направленной на познание единого.

[pic] Принцип эманации – принцип истечения, перехода от единого ко

многому> проблема универсалий.

[pic] Предвосхищается догмат о троице: Плотин говорит о трёх ступенях

истечения единого (вопрос об истечении божественной сущности):

1. Единое в себе

2. Ум

3. Душа

Христианство

Переход от античности к средневековью

Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области

философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви

[pic] Философия монотеистична, Бог понимается как единое и

уникальное.( Средневековая мысль всегда теоцентрична( всё сущее

определяет Бог.

[pic] Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир

из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.

[pic] Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип

космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же

человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты