Поэтику и Риторику. Наиболее важны сочиненная во второй период Эвдемова
этика, относящаяся к последнему афинскому периоду, Никомахова этика,
состоящая из множества написанных в разные периоды лекций, Политика,
Риторика,и сохранившаяся частично Поэтика. Огромный труд Аристотеля о
государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен,
чудом найден почти полный текст входившей в него Афинской политии. Утрачены
и несколько трактатов на исторические темы.
Философия Аристотеля
Философия становится всё более умозрительной. А. Перенял у Платона идею о
том, что подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание
логическое. Но по А. Оно находится не только в сверхчувственном мире, но и
в мире чувственном. Таким образом, А. Признаёт необходимость явлений
чувственного мира для знания> реализм.
Понятие не противопоставлено действительности, а идеи вещам, так как идеи
осуществляются в мире действительности. Аристотель эмпирик, он сначала
исследует частные явления, а затем переходит к общему.
Критика учения об идеях Платона
1. Вечные идеи могли бы быть причиной покоя и неподвижности, а не началом
движения и изменения.
2. Идеи не способствуют познанию вещей, так как они находятся вне
чувственного мира> они не являются подлинной сущностью конечной вещи
этого чувственного мира
3. Идеи говорят об общем родовом признаке в вещах, то есть являются лишь
копиями вещей чувственного мира и ничего не дают для его познания.
Теория познания
[pic] В основе размышлений А. лежит разработка теории о понятиях,
которая переходит в логику. Именно А. Принадлежит теория о научном
доказательстве: В основе всех наук лежит начало, которое познаётся
непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома.
Таким образом, А. в разуме признаёт способность усмотрения высших начал
(сходство с Платоном). Так с Аристотеля начинается разработка формальной
логики.
[pic] Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по А.,
общее познаётся из частного.
[pic] Само знание – это система понятий, сочетающихся между собой
логическим законом> знание имеет логическое основание. Источник знания –
в способности разума усматривать всеобщее. Но истинное знание должно быть
положительно, должно соответствовать действительности, должно
восприниматься опытом> Необходимо соединить умозрение с опытом.
Логическая деятельность содержится уже в самом восприятии, так как
воспринимая предмет, мы уже воспринимаем общее начало, содержащееся в нём
(в каждом частном – свойства общего). Посредством памяти возникает
отвлечение, позволяющее составить понятие общего.> Опыт, по А., это не
источник знания, а его необходимое условие.
Всобщее разум познаёт постепенно: сначала мы получаем эмпирическое знание,
а затем повышаем степень общности знания через науку и искусство и
переходим к закономерностям.
Понятия материи и формы связаны с учением об энергии и потенции. Всякое
развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало,
материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия). Материя – это
вещь, бренная действительность. Форма же выполняет роль признака, который
реализует конкретный предмет. Форма – это сумма свойств, отличающих один
предмет от другого.
Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от
друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится
всё существующее. Мир находится в творчестве, в стремлении осуществиться.
Бог – первопричина вселенной. Бог движет мир изнутри через полагание
внутренних целей.
Понятие пространства и времени: наш мир движется, но вне нашего мира их
нет. Земля остаётся в области изменения, зависящего от движения планет.
Этика Аристотеля связана с идеей блага. В стремлении к благу человек
деятелен> это разумная деятельность.
Платон и Аристотель
Главным разделом их философии является онтология, основной вопрос которой
«Что существует и что есть сущее?». Оба философа говорят о совершенном
знании, определённом совершенным бытием.
|Платон |Аристотель |
|Опыт знания связан с |Познание доступно не избранным, а |
|необходимостью совершенствования |многим, так как оно основано на |
|души |общих логических законах |
|Методу Платона научиться нельзя |Методу Аристотеля можно научится |
|Философ может рассуждать о многих |Аристотель делит философию на |
|вещах, но с одной точки зрения, |теоретическую и практическую. Эта |
|так как его задача – научить |классификация связана со |
|умному гос. руководству. Философии|структурой бытия: неподвижное |
|самой по себе не существует. |(математика), самодвижное (физика)|
| |и движимое (сфера человеческого |
| |приложения). |
|К нашему движимому миру применяет |А. устанавливает философию |
|недвижимую идею блага |здравого смысла: в нашем движимом |
| |мире не применимы точные науки |
|Идея воспоминания, мысль о |Космогоническая аргументация, идея|
|внечувственной истине. |перводвигателя |
|Платон> Августин> Декарт |Аристотель> Фома Аквинский |
|Проблема отношения общего и частей |
|Путь внутрь, важен род, а не |Путь вовне, важно частное (в |
|родовые признаки> идеализм |каждом частном – свойства общего) |
| |> реализм |
Эллинистический период
Меняется эпоха: распадается полис> изменяется отношение человека к миру: с
разрушением системы человек становится ответственным сам за себя>
появляется личная мораль. В философии начинает господствовать этика,
преобладают вопросы, связанные с человеком и его жизнью> антропологический
аспект.
Основные направления эллинистической философии и их основа:
|Стоики: Зенон, Сенека,|Платон, Аристотель |Идеи перводвигателя и |
|Марк Аврелий | |блага |
|Эпикурейцы: Эпикур |Левкипп |Атомистическая |
| | |концепция мира |
|Скептики: Пирон |Софисты, Сократ |Идея блага |
Стоицизм
Стоицизм – это философия долга. Представители: Зенон, Сенека и император
Марк Аврелий.
«Доверься судьбе!», «Покорного судьба ведёт, а непокорного тащит».
Стоики опирались на теорию познания Аристотеля: важен опыт + представление
о едином божественном разуме.
Основные положения:
[pic] Человек – часть целого, его задача осознать своё место в этом
целом. Идея всеобщего братства: человек должен осознать себя членом этого
братства, Гражданином Высшего града. Долг – обязанность жить в гармонии с
целым, частью которого являешься.
[pic] Единственное благо - добродетель. Испытание – упражнение в
добродетели – тоже благо.
[pic] Истинное счастье – в свободе от страстей, спокойствии духа. К
подлинной свободе приводит тренировка невозмутимости духа. Высшая точка
этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона).
Эпикурейская школа
Основные положения:
[pic] Признавая главенство божественного разума, Эпикур утверждает,
что богам нет дела до человеческого мира. Счастье человека – в его руках.
Критерием истинности является не разум, а наши ощущения. Ошибка
заключается в том, что мы не правильно судим об ощущениях.
[pic] Эпикурейство провозглашает наслаждение как жизненную ценность.
Но это не гедонизм – стремление упиться мгновением, забыв о будущем и
прошлом; Эпикур призывает добиться наслаждения как постоянного состояния
духа.
[pic] Невозмутимость духа – атараксия. Нужно избегать приходящих
чувственных наслаждений, нужно искать вечных наслаждений разума, духа.
Это освобождает от пустых страхов. Для достижения невозмутимости духа
нужно жить тихо, скрываясь от других.
[pic] Культ дружбы: дружба – основание для свободной жизни человека,
оспаривает идею коммуны, так как у друзей и так всё общее, им приятней
отдавать, чем получать.
Скептицизм
Скептицизм является выразителем крайнего индивидуализма. Основатель –
Пирон.
Основные положения:
[pic] Подлинное знание невозможно> равнодушное отношение к миру. Наше
знание основано на привычке и на обычае; нет ни истины, ни лжи – всё
относительно.
[pic] Пирон тоже ищет счастье путём достижения невозмутимости духа,
атараксии. Нужно воздерживаться от всякого суждения, жить без суеты, быть
равнодушным к добру и злу, стремиться к апатии. В повседневной жизни надо
жить сообразно здравому смыслу, то есть общим привычкам и законам.
Неоплатонизм
Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи.
Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля.
Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это
подлинный предвосхититель христианства, так как представляет собой
размышление о надличностном, признание иррациональной сущности.
Неоплатонизм – учение о сверхразумности бытия.
Основные положения:
[pic] Проповедь искупления греха.
[pic] Признание единой первоначальной сверхчувственной сущности –
Бога. Единое первоначало пронизывает мир подобно лучу, человек постигает
его в неком экстатическом напряжении, в порыве к единому, так как
человеческая душа – часть космической души. Появляется мотив личной
интуиции, направленной на познание единого.
[pic] Принцип эманации – принцип истечения, перехода от единого ко
многому> проблема универсалий.
[pic] Предвосхищается догмат о троице: Плотин говорит о трёх ступенях
истечения единого (вопрос об истечении божественной сущности):
1. Единое в себе
2. Ум
3. Душа
Христианство
Переход от античности к средневековью
Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области
философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви
[pic] Философия монотеистична, Бог понимается как единое и
уникальное.( Средневековая мысль всегда теоцентрична( всё сущее
определяет Бог.
[pic] Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир
из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.
[pic] Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип
космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же
человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13