Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

1. Философия, её проблемы и роль в обществе.

Слово "философия" древнегреческого происхождения (от "филео"- "люблю" и

"софиа" - "мудрость").

Философия - это система взглядов на окружающий мир, законы его развития,

пути познания. Считают, что слово "философ" впервые употребил греческий

математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 годы до н.э.) по отношению к

людям, которые стремятся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Термин "философия" истолковал и закрепил в европейской культуре Платон (427-

347 до н.э.).

Философия изучает общие законы, которым подчиняются все области

действительности - бытие и познание. Философия изучает внутреннюю природу

мира, законы его развития, универсальные связи бытия. Итак, философия

раскрывает наиболее общие законы развития мира, пути его познания.

Философия дает ответ на самые общие и самые трудные вопросы, которые

возникают перед мыслящим человеком : что такое мир, в котором мы живем, как

он устроен, разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и

материя ? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами ?

Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели ? Действительно ли

существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря присущей нам

склонности к порядку ? Что такое человек, в чем смысл жизни и назначение

человека ? Что такое добро и что такое зло? Что такое красота, вера,

справедливость? Что надо сделать, чтобы жизнь стала лучше ? Исследовать эти

вопросы и пытаться ответить на них - дело философии.

Наблюдая окружающий нас мир, можно заметить, что все его предметы и явления

либо материальны, либо идеальны, духовны.

К материальным явлениям относится все то, что существует объективно, то

есть вне сознания человека и независимо от него / предметы и процессы на

Земле, тела Вселенной /.

То, что существует в сознании человека, составляет область его психической

деятельности. Мысли, чувства, переживания - это сфера идеального,

духовного.

Как же связаны между собой материальное и духовное, порождается ли духовное

материальным или наоборот материальное порождается духовным?

Вопрос о характере этой связи, об отношении мышления к бытию, духовного к

материальному и составляет основной вопрос философии.

2.Социокультурные предпосылки возникновения философии. Религия и мифология.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникла на

самой ранней стадии общественного развития. В мифологии отражено

поэтическое богатство и мудрость народов. В них мы находим образную картину

мира, сочетание реальности и фантазии, естественного и сверхъестественного,

знания и веры, мысли и эмоций. Мифология закрепляла принятую систему

ценностей, формы поведения. Человечество в мифах искало ответы на вопросы о

том, как устроен мир, о его происхождении, о мировой гармонии, о человеке,

тайнах рождения и смерти.

Эти вопросы унаследовали от мифа две древнейшие формы мировоззрения -

религия и философия.

Религия (от лат. "религио" - благочестие, набожность, святыня). Основу

религии составляет вера в сверхъестественные силы. Религия -социально-

организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения "высшим

силам". Религия - важное явление духовной культуры. Возникновение религии

связано с сознанием зависимости людей от сил природы и истории. Отсюда

смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам,

Богу - высшему существу, достойному поклонения.

Религия - средство социальной регламентации, сохранения нравов. адиций,

обычаев. Велика роль религии в накоплении и передаче культуры- Обращаясь к

эмоционально-образному опыту человечества, религия способствовала развитию

духовности человека, культивируя человеческие чувства любви, доброты,

терпимости, сострадания, милосердия, совести, справедливости.

Большинство людей во все времена черпало именно в религии свои моральные и

общемировоззренческие установки. Лишь с ростом образованности, культуры, с

научным прогрессом последних двух столетий широкое распространение получает

свободомыслие, которое характерно для философии и невозможно в религии. В

отличие от религии, с ее преимущественным вниманием к человеческим

тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план

интеллектуальные аспекты мировоззрения. И в этом нашла отражение

неистребимая потребность человека понять мир и человека с позиций знания,

разума.

Философское познание основано на присущей людям любознательности, которая

перерастает в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и

углубления знаний о мире. С помощью философии человек умозрительно

постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть

даны ни в каком опыте. По сути это способность интеллекта к сверхопытному

знанию. Разве можно постичь опытным путем внешний мир как целостную

беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно

превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества),

объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться Опыт не

дает человеку такого знания, а философская мысль, вполне осознавая

определенную ограниченность разума, пытается постичь бесконечное

многообразие окружающего нас мира. Мыслящий дух при помощи Разума, а также

чувственной и интеллектуальной интуиции все глубже проникает в тайны бытия.

Задача и смысл философии не исчерпывается вопросами познания Философия

призвана указывать высшие цели человеческого бытия нравственные ценности,

каким надо быть, чтобы быть человеком Ориентация на человека и высшие

нравственные ценности сообщает философии достоинство и внутреннюю ценность,

а также придает ценность всем другим знаниям. Философия выявляет наиболее

общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная

конкретная культура, жизнь людей в целом. Эти наиболее общие идеи называют

универсалиями. Важное место среди них занимают категории (это наиболее

общие понятия для выражения связей и отношений в вещах к которым относят

такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс,

свойство, отношение, изменение, развитие, причина, следствие.

3. Понятие мировоззрения, его типы и структура. Мировоззрение и философия,

их тождество и различие.

Наши представления о мире и месте человека в нем. наши знания, убеждения,

чувства, настроения, надежды существуют как более или менее целостное

понимание людьми мира и себя. В каждую историческую эпоху люди имеют

определенное мировоззрение - предельно общие убеждения, принципы познания,

идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть общие черты интеллектуального,

эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. При этом в реальной

жизни мировоззрение формируется и живет в сознании отдельных конкретных

людей. И каждый человек имеет собственные, не во всем совпадающие с

другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие представления о

мире и жизненные программы.

В мировоззрение входят знания - повседневные, профессиональные, научные.

Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у народа или отдельного

человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее

мировоззрение. Кроме знаний, в мировоззрение входят ценности - отношение

людей ко всему происходящему в соответствии с их интересами, тем или иным

пониманием смысла жизни. Это и идеалы, и понятия добра и зла, понятия

прекрасного и безобразного и т.д. В мировоззрение входят разум и чувства, а

также воля, убеждения. Кроме того, в мировоззрение входит и сомнение.

Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в

области мировоззрения.

Жизнь рождает у человека сложную гамму чувств, переживаний : чувства

благоговения и восхищения природой, оптимистическую любознательность и

желание познать мир и в то же время пессимистические настроения

неуверенности, беспомощности, одиночества, беспросветной горестной тоски.

Душевный настрой человека зависит от многих причин; условия жизни людей,

социальное положение, национальные особенности, тип культуры, темперамент,

возраст.

состояние здоровья - эти и многие другие факторы влияют на каждого из нас

по разному.

Характерная особенность мировоззрения состоит в том. что оно включает в

себя и взгляды, основанные на здравом смысле, повседневном опыте людей. Это

так называемая "жизненная философия", которая складывается стихийно и

является массовым и реально работающим сознанием. "Жизненная философия"

проявляется в обыденных, массовых, повседневных формах, включает жизненный

опыт, навыки, традиции, веру предшествующих поколений, "память веков", а

также ошибки, националистические предрассудки, иллюзии и заблуждения своей

среды.

В таблице представлено мировоззрение в совокупности с составляющими его

основными элементами. ж -• •-' '-••..' •-'•••>•.

мировоззрение

Итак, мировоззрение - система взглядов на мир в целом. Это совокупность

взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание

мира, места человека в нем и вместе с тем жизненные принципы, позиции,

программы поведения.

А каково же место философии в мировоззрении, как связаны философия и

мировоззрение? Теоретический уровень миропонимания, теоретическая

обоснованность взглядов присущи философии.

Соотношение философии и мировоззрения может быть схематично представлено в

виде двух концентрических кругов, где больший круг -Мировоззрение, а

входящий в него меньший круг - философия.

4. Диалектика единичного и общего, возможности и действительности,

необходимости и случайности.

5.Философия и наука. Является ли философия наукой?

Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия

- это наука об универсальных принципах и законах развития мира,

материального и духовного бытия.

Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет

завершенной формы. Наука-это постоянно развивающийся, наполняющийся более

глубоким содержанием процесс, в котором уточняются, изменяются проблемы,

обоснования, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные

фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного

знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории

выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в любом случае в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты