Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

этого понятия в философии, имеющего длительную историю своего развития.

В античной философии причиной и основой мира считались некоторые

первоначала (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), заключавшие в себе, по

мнению древних, источник порождения качественно различающихся вещей. Фалес

из Милета, например, считал таким первоначалом воду, Гераклит из Эфеса -

огонь и т.д. Примечательно, что сами первоначала античных философов

являлись так же некими вещами. Кладя в основу всего сущего отдельно взятые

вещи либо некоторую их совокупность, древние философы пытались понять

природу мира, взятого самого по себе.

В дальнейшем развитии философии вещь как форма предметности в осмыслении

сущности бытия уступила место другому пониманию, а именно: материя стала

пониматься как совокупность свойств. Например, философы Нового времени

отождествляли материю с одним из всеобщих свойств материальных вещей - с

протяженностью (Декарт), с плотностью и протяженностью (Дж. Локк). А

французские материалисты XVIII века, отождествляя материю с природой,

считали, что ей присущи такиесвойства, как протяженность, плотность, вес,

непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что они дали определение материи

на основе выделения субъекта и объекта познания: Гольбах, например,

подчеркивал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо

образом на наши чувства.

На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского

излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике

возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что

прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного

атома (а именно таковое было характерно для метафизического материализма и

значительной части естествоиспытателей) перестало соответствовать новому

уровню научных знаний об объективной реальности.

Перед учеными остро встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия

"материя".

Если материя - это не вещественный атом с его характеристиками, то что же

следует под ней понимать? Вся трудность создавшегося положения хорошо была

выражена в мысли физика Ульвига: "атом дематериализуется, материя

исчезает".

Однако "исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло

изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до

сих пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего

философская категория, которая выработана для обозначения объективной

реальности, т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося

в его ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или

иную конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным

аналогом категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого

следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под

материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а

''объективную природу вещей", т.е. их всеобщую сущность. Объективная

реальность, таким образом, выступает не в аспекте вещи и свойства, а в

аспекте отношения - она существует вне и независимо от сознания и в то же

время отражается в последнем.

Таким образом, качественный скачок в понимании материи, связанный с

новейшей революцией в естествознании, заключался прежде всего в

принципиально новом осмыслении предметного содержания категории "материя".

16. Принцип единства мира, многообразие вещей и процессов.

Вопрос о бытии - одна из "вечных" мировоззренческих проблем. Это

определяется тем, что первой и универсальной предпосылкой жизнедеятельности

людей является их убеждение в том, что мир есть, что он существует. Не

случайно, например, Библия, канонизированная религиозной традицией в

качестве "священного писания", начинается именно с книги "Бытия". А в

философии понятие "бытия" лежит в основании многих систем прошлого и

настоящего. Что же означает понятие "бытие"?

Категория бытия фиксирует не только существование чего-либо (предметы,

состояния, люди, идеи, мир в целом), но и объединение всего через факт

существования. Бытие - наличное существование многообразия вещей. Это

позволяет говорить, с одной стороны, об уникальности отдельных проявлений

бытия, а, с другой, - об обобщении, объединении в группы, целостности, что,

в итоге, приводит к выводу - бытие является предпосылкой единства мира.

В связи с этим в философии анализируется проблема форм бытия Основными из

них являются: бытие вещей, тел как природного, так и искусственного

происхождения; бытие человека; бытие духовного; бытие социального. Все эти

формы, будучи различными, в то же время взаимосвязаны. Возникает вопрос,

имеется ли общая основа всего существующего, и как она выражена в

философии? Ответ на него приводит к понятию субстанции (то, что лежит в

основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных

вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые

она и существует.

Учения, которые объясняют единство мира, исходя из одной субстанции,

относятся к философии монизма. Например, учения Фалеса. Спинозы и др., в

которых в качестве субстанции выступает материя, относятся к

материалистическому монизму. А философия Платона, Гегеля, где субстанцией

выступает дух, относится к идеалистическому монизму.

есть еще дуалистическая трактовка мира, противостоящая монизму. Например,

согласно Р.Декарту, мир образован двумя существующими исходными началами -

материальным и идеальным.

Современный материализм продолжает традицию материалистического монизма.

Это означает, что многообразие бытия во всех его формах он рассматривает с

точки зрения их материального единства. Субстанциальность материи при таком

подходе представляет собою бесконечно развивающееся многообразие единого

материального мира. Материя существует только в многообразии конкретных

объектов, через них, а не наряду с ними как некая телесность, праматерия,

из которой возникают и в которой исчезают конкретные предметы, вещи.

17. Движение, пространство и время как атрибуты материи, их специфика в

природных и социальных системах.

Способом существования материи является движение. Этим сказано все.

Движение есть не некая замкнутая в себе сущность, существующая параллельно

и независимо от материи, а способ бытия последней. Вне материи движения

нет. Говорить о движении - значит вести речь о самом конкретном и основном,

что есть в материи. Ее существование есть не что иное, как процесс

последовательной смены ее состояний, т.е. процесс реализации ее движения .

Материя выявляет себя во всех своих видах и качествах через движение,

посредством него она приобретает свою жизнь и целостность, выступает

причиной самой себя.

Движение представляет собой находящееся внутри самой же материи условие ее

самоопределения, которое идет по двум линиям: с одной стороны, материя

раскрывает себя в бесчисленном множестве качественно различающихся вещей, с

другой - выявляет себя в единстве и целостности всего существующего.

Выявить сущность материи можно только через изучение движения.

Всеобщими формами бытия движущейся материи, ее важнейшими атрибутами

являются пространство и время. Пространство как форма бытия материи

характеризует ее протяженность, структурность, существование и

взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время как форма

бытия движущейся материи выражает длительность ее существования,

последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных

систем. В истории философии и науки (например, в классической физике) они

нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности

или внешние условия существования и движения тел, что составляло содержащие

субстанциальной концепции пространства и времени.

Например, в теории Ньютона пространство понималось как бесконечная

протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо

процессов, а время - как текущая безотносительно к каким-либо изменениям

равномерная длительность. В субъективно - идеалистических концепциях,

например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как

априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения

наших опытных данных.

Более плодотворной в истории философии и науки оказалась Реляционная

концепция пространства и времени, согласно которой онипредставляют собою

особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

Согласно материалистической реляционной концепции, пространство и время не

существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Достижения

современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту концепцию,

раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных

процессов.

В этом плане в первую очередь следует выделить создание теории

относительности. Специальная теория относительности (1905 г.) показала, что

при движениях со скоростями, близкими к скорости света меняются

пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими точками) и

временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые

сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также

глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе

существует единое пространство - время. Поскольку само изменение

пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела,

то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся

материи. В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что

геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения,

которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит

искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и

замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует

органичное единство пространства, времени, движения, материи.

18.Категория "сознание" как философский способ выражения уникальности

человека. Общественно-историческая сущность сознания.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. И

в тоже время нет в научном познании более сложной проблемы, чем проблема

сознания. Оно до сих пор во многих аспектах остается загадочным и даже

таинственным явлением (например, ясновидение, телепатия и другие

парапсихологические феномены). Сознание изучают философия, психология,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты