этого понятия в философии, имеющего длительную историю своего развития.
В античной философии причиной и основой мира считались некоторые
первоначала (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), заключавшие в себе, по
мнению древних, источник порождения качественно различающихся вещей. Фалес
из Милета, например, считал таким первоначалом воду, Гераклит из Эфеса -
огонь и т.д. Примечательно, что сами первоначала античных философов
являлись так же некими вещами. Кладя в основу всего сущего отдельно взятые
вещи либо некоторую их совокупность, древние философы пытались понять
природу мира, взятого самого по себе.
В дальнейшем развитии философии вещь как форма предметности в осмыслении
сущности бытия уступила место другому пониманию, а именно: материя стала
пониматься как совокупность свойств. Например, философы Нового времени
отождествляли материю с одним из всеобщих свойств материальных вещей - с
протяженностью (Декарт), с плотностью и протяженностью (Дж. Локк). А
французские материалисты XVIII века, отождествляя материю с природой,
считали, что ей присущи такиесвойства, как протяженность, плотность, вес,
непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что они дали определение материи
на основе выделения субъекта и объекта познания: Гольбах, например,
подчеркивал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо
образом на наши чувства.
На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского
излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике
возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что
прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного
атома (а именно таковое было характерно для метафизического материализма и
значительной части естествоиспытателей) перестало соответствовать новому
уровню научных знаний об объективной реальности.
Перед учеными остро встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия
"материя".
Если материя - это не вещественный атом с его характеристиками, то что же
следует под ней понимать? Вся трудность создавшегося положения хорошо была
выражена в мысли физика Ульвига: "атом дематериализуется, материя
исчезает".
Однако "исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло
изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до
сих пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего
философская категория, которая выработана для обозначения объективной
реальности, т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося
в его ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или
иную конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным
аналогом категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого
следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под
материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а
''объективную природу вещей", т.е. их всеобщую сущность. Объективная
реальность, таким образом, выступает не в аспекте вещи и свойства, а в
аспекте отношения - она существует вне и независимо от сознания и в то же
время отражается в последнем.
Таким образом, качественный скачок в понимании материи, связанный с
новейшей революцией в естествознании, заключался прежде всего в
принципиально новом осмыслении предметного содержания категории "материя".
16. Принцип единства мира, многообразие вещей и процессов.
Вопрос о бытии - одна из "вечных" мировоззренческих проблем. Это
определяется тем, что первой и универсальной предпосылкой жизнедеятельности
людей является их убеждение в том, что мир есть, что он существует. Не
случайно, например, Библия, канонизированная религиозной традицией в
качестве "священного писания", начинается именно с книги "Бытия". А в
философии понятие "бытия" лежит в основании многих систем прошлого и
настоящего. Что же означает понятие "бытие"?
Категория бытия фиксирует не только существование чего-либо (предметы,
состояния, люди, идеи, мир в целом), но и объединение всего через факт
существования. Бытие - наличное существование многообразия вещей. Это
позволяет говорить, с одной стороны, об уникальности отдельных проявлений
бытия, а, с другой, - об обобщении, объединении в группы, целостности, что,
в итоге, приводит к выводу - бытие является предпосылкой единства мира.
В связи с этим в философии анализируется проблема форм бытия Основными из
них являются: бытие вещей, тел как природного, так и искусственного
происхождения; бытие человека; бытие духовного; бытие социального. Все эти
формы, будучи различными, в то же время взаимосвязаны. Возникает вопрос,
имеется ли общая основа всего существующего, и как она выражена в
философии? Ответ на него приводит к понятию субстанции (то, что лежит в
основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных
вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые
она и существует.
Учения, которые объясняют единство мира, исходя из одной субстанции,
относятся к философии монизма. Например, учения Фалеса. Спинозы и др., в
которых в качестве субстанции выступает материя, относятся к
материалистическому монизму. А философия Платона, Гегеля, где субстанцией
выступает дух, относится к идеалистическому монизму.
есть еще дуалистическая трактовка мира, противостоящая монизму. Например,
согласно Р.Декарту, мир образован двумя существующими исходными началами -
материальным и идеальным.
Современный материализм продолжает традицию материалистического монизма.
Это означает, что многообразие бытия во всех его формах он рассматривает с
точки зрения их материального единства. Субстанциальность материи при таком
подходе представляет собою бесконечно развивающееся многообразие единого
материального мира. Материя существует только в многообразии конкретных
объектов, через них, а не наряду с ними как некая телесность, праматерия,
из которой возникают и в которой исчезают конкретные предметы, вещи.
17. Движение, пространство и время как атрибуты материи, их специфика в
природных и социальных системах.
Способом существования материи является движение. Этим сказано все.
Движение есть не некая замкнутая в себе сущность, существующая параллельно
и независимо от материи, а способ бытия последней. Вне материи движения
нет. Говорить о движении - значит вести речь о самом конкретном и основном,
что есть в материи. Ее существование есть не что иное, как процесс
последовательной смены ее состояний, т.е. процесс реализации ее движения .
Материя выявляет себя во всех своих видах и качествах через движение,
посредством него она приобретает свою жизнь и целостность, выступает
причиной самой себя.
Движение представляет собой находящееся внутри самой же материи условие ее
самоопределения, которое идет по двум линиям: с одной стороны, материя
раскрывает себя в бесчисленном множестве качественно различающихся вещей, с
другой - выявляет себя в единстве и целостности всего существующего.
Выявить сущность материи можно только через изучение движения.
Всеобщими формами бытия движущейся материи, ее важнейшими атрибутами
являются пространство и время. Пространство как форма бытия материи
характеризует ее протяженность, структурность, существование и
взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время как форма
бытия движущейся материи выражает длительность ее существования,
последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных
систем. В истории философии и науки (например, в классической физике) они
нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности
или внешние условия существования и движения тел, что составляло содержащие
субстанциальной концепции пространства и времени.
Например, в теории Ньютона пространство понималось как бесконечная
протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо
процессов, а время - как текущая безотносительно к каким-либо изменениям
равномерная длительность. В субъективно - идеалистических концепциях,
например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как
априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения
наших опытных данных.
Более плодотворной в истории философии и науки оказалась Реляционная
концепция пространства и времени, согласно которой онипредставляют собою
особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.
Согласно материалистической реляционной концепции, пространство и время не
существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Достижения
современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту концепцию,
раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных
процессов.
В этом плане в первую очередь следует выделить создание теории
относительности. Специальная теория относительности (1905 г.) показала, что
при движениях со скоростями, близкими к скорости света меняются
пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими точками) и
временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые
сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также
глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе
существует единое пространство - время. Поскольку само изменение
пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела,
то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся
материи. В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что
геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения,
которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит
искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и
замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует
органичное единство пространства, времени, движения, материи.
18.Категория "сознание" как философский способ выражения уникальности
человека. Общественно-историческая сущность сознания.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. И
в тоже время нет в научном познании более сложной проблемы, чем проблема
сознания. Оно до сих пор во многих аспектах остается загадочным и даже
таинственным явлением (например, ясновидение, телепатия и другие
парапсихологические феномены). Сознание изучают философия, психология,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11