Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

42.Мораль и нравственность. Нравственность как проявление духовности

человека. Нравственные качества личности.

Под моралью обычно понимают нормы и ценности, регулирующие поведение людей.

В более строгом понимании - совокупность норм и ценностей, которые

ориентируют людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единства.

Идеал единства выражается в солидарности и братской (милосердной) любви.

Мораль выступает как выражение потребности индивида строить гармоничные

отношения с другими, общественная форма отношений между людьми, мера их

человечности. Основными формами объективации морали являются добродетели

(совершенностные личностные качества), например, правдивость, честность,

доброта, и нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых

действий (требования, заповеди, правила) например, «не лги», «не кради»,

«не убий». Соответственно этому анализ морали можно проводить в двух

направлениях: моральное измерение личности и моральное измерение общества.

Начиная с греческой античности мораль понималась как мера господства

человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен

за себя, за то, что он делает, т.е. как господство разума над аффектами.

Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно

направлено на совершенную цель - цель, которая считается безусловной

(абсолютной), признается в качестве высшего блага. Высшее благо придает

осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую

позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для одних

это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д.

Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле.

43.Сущность эстетического. Развитие взглядов на прекрасное в истории

философии.

Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих

ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о

наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой

деятельности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются,

закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по

законам красоты.

Как это происходит во многих науках, эстетика претерпевала изменения своего

предмета в процессе развития. Современное определение предмета включает в

себя изучение:

1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и

предметное основание эстетического знания и эстетической потребности;

2) творческо-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной

через эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему

её категорий;

3) наиболее общих, универсальных законов художественного творчества и

искусства.

Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является

эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство

предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта

действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода

природного, социального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное

обнаруживается и возникает в результате материально-духовной практики

человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно

объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в

обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в

эстетическом идеале и искусстве).

Объект => Эстетическое завихрения падающих частиц =>

образование солнца и планет. Существование других галактик. В (2) периоде

переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является

всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи

воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они

являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем

сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей.

Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того,

который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать

заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное

мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3

ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы

вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание

чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2)

Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в

неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность,

отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки,

которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями,

полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:

космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе);

теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд

противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и

времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых

частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по

необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая

форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные

противоречия охвачены, но существенно обрублены.

58. Диалектика Г.В. Гегеля.

Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2

фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая

объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления,

лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к

сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона

развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и

борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём

развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства

и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап

бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в

качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия,

развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как

таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие

лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически

превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в

нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное

бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные

понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности

и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь

идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к

высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3)

организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы,

идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею,

выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт

строительство человека, отделение природных сил человека от его

мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его

психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек).

Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство,

религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от

низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он

разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее

содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой

Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в

мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития

идеи.

59.Философская концепция К.Маркса. Роль и значение идей К.Маркса во

всемирной истории XIХ-ХХ веков.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для

жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат

- они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл

ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот

создаются в производстве - средством жизни, физ

существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор

потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.

Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен

только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд – форма

деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. живет в

природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная

жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для

поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству

не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб

отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,

поскольку они конкурируют за возм трудиться.

60.Философская мысль в России.

Русская философия XIX века (основные направления и идеи).}

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,

что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".

Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.

провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в

качестве основного стержня светской общественной мысли. В социальной

философии опирался на идеи естественного права. Пафос гуманизма и

свободы, стремление к установлению общественного порядка на пути революции,

противник либеральных реформ как бесполезных и не радикальных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты