Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

культуре.

26. Практика и ее основные формы.

27. Способность к творчеству как высшее проявление человеческой активности.

Творчество и свобода.

Познание осуществляется не ради познания, а ради человеческих потребностей,

т.е. практики. Практика - это чувственно-предметная деятельность человека,

преобразующая природные и социальные объекты на основе истинного познания.

Она является источником, основой и целью познания, а также критерием

истины.

Что же касается человеческой деятельности, то ее условно можно разделить на

продуктивную (творческую), репродуктивную и рутинную. Эти три вида

деятельности не существуют разрозненно и обособленно друг от друга, а

присутствуют практически в любом виде труда, в любой человеческой

профессии. В этом смысле нет и не может быть творческих и нетворческих

профессий, закреплённых за субъектом деятельности раз и навсегда.

Под творческой деятельностью можно понимать такую деятельность, в процессе

которой появляется нечто качественно новое, в первую очередь сам субъект

творчества, личность. Творческий процесс служит сохранению и обогащению

жизни, в отличие от антитворчества, которое изначально направлено на

разрушение, уничтожение жизни и культуры.

Из трёх компонентов человеческой деятельности устранён может быть только

один - рутинный труд, который может быть передан машинам. Остальные два

компонента - продуктивный и репродуктивный - всегда сохранятся в

человеческой деятельности, хотя пропорции их могут изменяться.

Творческая деятельность - это единственная сфера, в которой человек может

быть свободным. Свободным, таким образом, будет не тот, у кого есть свобода

выбора, а тот, кто вышел на такой уровень деятельности, в которой он

становится творцом.

28. Философское осмысление свободы. Свобода и необходимость. Фатализм и

волюнтаризм

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной

активности, в чем и проявляется его свобода воли.

Свобода - это основанная на познании необходимости способность выбора и

деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с

ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность

- это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание

ответственности - это отражение субъектом бытия социальной необходимости и

понимание смысла совершаемых действий. Осознание ответственности -

необходимое средство управления поведением личности со стороны общества

через ее сознание.

Свобода личности, проявление этой свободы, обусловлены ее

индивидуальностью, которая находит свое выражение в природных задатках и

психических свойствах человека - в особенностях памяти, воображения,

темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и

его жизнедеятельности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание

сознания, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при общности

их у разных людей всегда содержат в себе нечто «свое». Индивидуализированы

потребности и запросы каждого отдельного человека, и на все, что данный

человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Но только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его

способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а

также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни,

деятельности. Личность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха

порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую живет

человек, родился и сформировался, уровень культуры народа определенным

образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность

фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В

индивидуальности ценится ее самобытность, в личности - самостоятельность,

независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-

значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем,

но и великим математиком, инженером. Лютер - основатель протестантизма,

создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который

стал «марсельезой» XVI века.

Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Лишь

нравственность дает возможность утверждаться личностной независимости

индивидуума, развивать его умение руководить своей деятельностью, строить

свою жизнь осмысленно и ответственно. Безответственность и беспринципность

чужды индивидуальной независимости, а это возможно, если действия индивида

не противоречат нравственности, принятой в данном конкретном обществе, или,

как писал величайший этик И. Кант: «поступай так, чтобы максима твоего

поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего

законодательства».

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной

степени определяют поведение человека. В наше время такими несомненными

ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность

особого рода. Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием

для становления целостной личности, где дух и природа находятся в

диалектико-гуманистическом единстве.

29. Социальное управление. Власть. Самоуправление.

Управление обществом принципиально отличается от управления в живых

системах и технических устройствах. Сочетая в себе материальные и духовные

компоненты, оно выступает как специфический вид человеческой деятельности.

В механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит

принципу обратной связи. Это означает, что в процессе управления

взаимодействующие стороны меняются местами, т.е. «объект» управления влияет

на «субъект».

Принцип обратной связи почти не действует в жёстких или тоталитарных

системах управления. В них господствует авторитарный, порой доходящий до

культа вождя, принцип управления. Инициатива снизу сведена до минимума.

Насилие, элементы которого присутствуют в любой системе управления,

становится единственным способом воздействия.

При расширении демократии принцип обратной связи становится просто

незаменим, поскольку предполагает широкую инициативу снизу, активное

понимание того, что предлагается сверху, наконец, сотворчество масс, хотя

главной задачей подлинно демократического управление должно быть управление

творчеством масс. Подлинное же творчество масс предполагает

самоуправление.

В современном мире широко распространено такое управление, при котором

господствует принцип демократического централизма, выражающий в масштабе

страны противоречивое единство двух начал:

• централизованное руководство государственными органами;

• местное самоуправление.

Каждая из этих тенденций имеет свое обоснование. Задача социального

управления на данном этапе состоит-в нахождении гармоничного сочетания

распределения управленческих функций между звеньями единой системы

управления, что позволяет избежать как мелочной опеки со стороны

государственных органов, так и игнорирования специфики местных условий,

которое приводит к неадекватному управленческому решению, могущему иметь

колоссальные негативные последствия для

страны в целом.

Ведь для успешной управленческой деятельности мало одного лишь научного

постижения общественных закономерностей, поскольку законы - только общие

тенденции движения общества. Для принятия решения необходим учет многих

факторов, вплоть до морально-психологической атмосферы в обществе.

Необходимо ежеминутно сверять управленческую программу с конкретными

интересами людей, с динамикой этих интересов, игнорирование которых может

обречь управленческую деятельность на неудачу.

Искусство управления заключается в умении корректировать общее частным и в

то же время так воздействовать на частное, чтобы оно не выходило за пределы

общей тенденции развития. Но по мере расширения демократии, роста

культурного уровня народа общее и частное будут все больше и больше

совпадать, а это приведёт к тому, что субъект и объект управления составят

органическое единство, т.е. подлинное самоуправление. Но это пока ещё

довольно отдалённая перспектива для человечества.

30.Познание как форма духовной деятельности человека. Виды познания и его

взаимосвязь с практикой. Знание и вера, знание и понимание. Различные

подходы к проблеме познаваемости мира.

Следует подчеркнуть, что познание занимает важнейшее место в системе

различных способов духовного освоения мира. Понятие "освоение" мира

значительно шире, чем понятие "познание". Человек овладевает

действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-

практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством

преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это

воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности,

характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности

проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом

процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт,

позволяющий ему ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и

интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является

практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий

способ бытия человека.

Что такое практика и какова ее роль в познании? Следует подчеркнуть, что и

в историческом и в индивидуальном развитии люди не начинают с того, чтобы

сразу ставить себя в исключительно познавательное отношение к миру. Они с

самого начала ставят себя к нему в практическое отношение, а в силу этого и

одновременно с этим оказываются в познавательном отношении к миру и к самим

себе. Определяя практику, необходимо отметить, что она является общественно-

исторической материальной жизнедеятельностью людей во всем объеме ее

развития, сущность которой состоит в преобразовании материального Мира и

самих себя. Она включает и материальное производство вещей, общественно-

политическую, культурную, материально-бытовую Деятельность человека,

практику наблюдений, экспериментов, открытий т.д. Именно в практике нечто,

ранее никогда не создаваемое, не делаемое, не воспроизводимое человеком,

становится однажды впервые создаваемым, делаемым, воспроизводимым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты