Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Объемность,

многогранность, многосистемность сознания приводят к тому, что любое его

определение кажется представителям разных наук неполным, односторонним.

Между тем понимание природы сознания создает определенную философскую

мировозренческую позицию для других наук - социологии, языкознания,

педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики.

Что же представляет собой сознание, в какой связи оно находится с материей,

как возникает? Длинный и трудный путь прошли естествознание и философия,

прежде чем они смогли дать ответ на эти вопросы. Современная наука

доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи.

Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно

позднего развития материального мира.

Возникновение сознания связано с формированием культуры на основе

преобразовательной общественной деятельности людей. Возникновение сознания

связано с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности

человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию.

Это общение, кооперация входят в содержание человеческих представлений, в

которых отражается опыт культуры. В этой включенности индивидуальных

действий в совместную коллективную деятельность по формированию и

воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания

общественной природы сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и

представления общественного сознания, а активно включаются в реальную

совместную деятельность, в конкретные формыобщения в процессе этой

деятельности. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в

одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к

другому.

Сознание выступает как условие программирования специфически человеческой

коллективной деятельности по созданию и развитию форм культуры. Сознание

выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему

воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления

сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по

способу функционирования (функция программирования совместного действия,

социальная память).

Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только

высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат

развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание

неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.

19. 0тражение в природе и сознание человека. Информация.

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи,

определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления,

объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно

взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают

определенные изменении. Каждый из взаимодействующих объектов,

процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие

изменения, оставляет тем самым определенный в том объекте, явлении,

процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в

результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия

материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях

определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность

материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах

особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с

последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в

любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом,

содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение

одного материального образования в особенностях другого.

Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность

материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах

особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с

последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в

любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом,

содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение

одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем

следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из

моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как

определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно

отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные

процессы отражения всегда предполагают материальные взаимодействия и,

наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения.

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и

связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-

материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для

понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из

этих, предпосылок является положение о том, что любые формы и виды

отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках

взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных

уровнях развития. Процесс становления человека был процессом разложения

инстинктивной основы психики животных и формирования сознательной

деятельности. Сознание может возникнуть лишь как функция

сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и

речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные

ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается

в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма

психической деятельности, связанная с трудом и речью.

20. Проблемы идеального. Материальное и идеальное.

Сознание представляет собой одновременно и процесс отражения

действительности, и продукт этого отражения - знание. Более того, понимание

происходящего в окружающей действительности выступает прежде всего в виде

знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность

ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того,

знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности,

что создает возможность для це-леполагания, представляющего собой одно из

качественных отличий сознания от других форм общения. «Паук совершает

операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых

ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор

от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить

ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда

получается результат, который уже в начале

этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».К. Маркс)

Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно

воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с

потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя

этого сознания и его

самосознания.

Итак, говоря о сознании, можно отметить следующие его

характеристики:

1) это отражение действительности;

2) материальным субстратом сознания выступает человеческий мозг;

3) сознание реализуется в форме знаний;

4) оно характеризуется целеполаганием;

5) сознание не только отражает объективный мир, но и творит его;

6) оно является продуктом и предпосылкой специфически человеческой

адаптации к окружающей среде.

Сознание вторично по отношению к материи. Появляясь на особой стадии

развития материи, будучи связанным с особым способом её организации,

сознание оказывается неразрывно связанным с материей, не может существовать

без неё.

Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не

обладают ни свойствами отражаемых в нём предметов действительности, ни

свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы

возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для

окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных

характеристик и других физических свойств.

21. Общественное сознание и его структура. Уровни и типы общественного

сознания.

ОС - отражение общ. жизни в опред. идеях, взглядах, теориях - сов-ть

индивид. созн. Соотношение инд. и общ. сознания:

1)Целое и часть. Целое есть сумма частей, но неравно механ. сумме частей,

т.к. целое нечто большее. Отличие целого от части в соотн-ии типа связи: 1)

в ОС входит не все сод-ие ИС; 2)ОС не = ИС, т.к. явл-ся основой ИС;3) ОС

есть рез-т деят-ти ИС 2)Общее и единичное. Едичное шире, чем общее, т.к. в

нем больше признаков(общее+единичноое) ®в ИС>признаков, чем в ОС; с др. ст.

ОС фундаметальнее, глубже.

3)Абсолютное и относительное. Абсолютность сознания закл-ся в том, что оно

может давать знания о мире(нет границ). Ограниченность знаний на данном

этапе означает относительность сознания. Абс. процесс познания реал-ся

через ИС - отн-но,т.к. чел-к смертен, отд. чел-к не м. знать все.

Т.об. ОС и ИС не тождественны, пронизывают друг друга.

Структура: Теоретич. (теории, наука; опирается на обыденное, но глубже) и

обыденное(сов-ть взглядов, к-рыми люди рук-ся в повсед. Жизни; здравый

смысл). С обыденным связана общ. психология(сов-ть соц. чувств, непосред.

отражение повсед. Жизни):чувств.(эмоции, настроения) и рациональная(идеи,

представления) ст.; нет отд. от масс носителя, выступает - массовое

сознание - продукт соц. условий жизни. В условиях госп-ва гос-ва -

этатисткое. С теоретич. связана идеология: сис. взглядов, теорий, отраж.

сущность, з-ны общ. бытия под углом зрения интересов общ-ва, классов,

соц.гр. - в отл. от психологии создается не всеми, а отд. представителями.

Форма сознания(отражает многост. общ. бытия) - сис. опр. Взглядов и

идеологич. Отн-ий, в к-рых эти взгляды выраж-ся.(экон., полит., нравст.,

прав.,философ.)

22. Природное и социальное. Трансформация природного в человеческом мире.

Дискуссия о природе человека.

Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение чел-ка от высших приматов

третичного периода. При этом движущ силой стала общественно-трудовая

деятельность людей, создавшая специфические общ связи, культуру и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты