биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Объемность,
многогранность, многосистемность сознания приводят к тому, что любое его
определение кажется представителям разных наук неполным, односторонним.
Между тем понимание природы сознания создает определенную философскую
мировозренческую позицию для других наук - социологии, языкознания,
педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики.
Что же представляет собой сознание, в какой связи оно находится с материей,
как возникает? Длинный и трудный путь прошли естествознание и философия,
прежде чем они смогли дать ответ на эти вопросы. Современная наука
доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи.
Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно
позднего развития материального мира.
Возникновение сознания связано с формированием культуры на основе
преобразовательной общественной деятельности людей. Возникновение сознания
связано с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности
человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию.
Это общение, кооперация входят в содержание человеческих представлений, в
которых отражается опыт культуры. В этой включенности индивидуальных
действий в совместную коллективную деятельность по формированию и
воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания
общественной природы сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и
представления общественного сознания, а активно включаются в реальную
совместную деятельность, в конкретные формыобщения в процессе этой
деятельности. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в
одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к
другому.
Сознание выступает как условие программирования специфически человеческой
коллективной деятельности по созданию и развитию форм культуры. Сознание
выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему
воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления
сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по
способу функционирования (функция программирования совместного действия,
социальная память).
Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только
высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат
развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание
неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.
19. 0тражение в природе и сознание человека. Информация.
Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи,
определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления,
объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно
взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают
определенные изменении. Каждый из взаимодействующих объектов,
процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие
изменения, оставляет тем самым определенный в том объекте, явлении,
процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в
результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия
материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях
определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.
Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность
материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах
особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с
последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в
любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом,
содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение
одного материального образования в особенностях другого.
Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность
материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах
особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с
последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в
любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом,
содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение
одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем
следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из
моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как
определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно
отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные
процессы отражения всегда предполагают материальные взаимодействия и,
наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения.
Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и
связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-
материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для
понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из
этих, предпосылок является положение о том, что любые формы и виды
отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках
взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных
уровнях развития. Процесс становления человека был процессом разложения
инстинктивной основы психики животных и формирования сознательной
деятельности. Сознание может возникнуть лишь как функция
сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и
речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные
ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается
в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма
психической деятельности, связанная с трудом и речью.
20. Проблемы идеального. Материальное и идеальное.
Сознание представляет собой одновременно и процесс отражения
действительности, и продукт этого отражения - знание. Более того, понимание
происходящего в окружающей действительности выступает прежде всего в виде
знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность
ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того,
знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности,
что создает возможность для це-леполагания, представляющего собой одно из
качественных отличий сознания от других форм общения. «Паук совершает
операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых
ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор
от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить
ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда
получается результат, который уже в начале
этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».К. Маркс)
Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно
воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с
потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя
этого сознания и его
самосознания.
Итак, говоря о сознании, можно отметить следующие его
характеристики:
1) это отражение действительности;
2) материальным субстратом сознания выступает человеческий мозг;
3) сознание реализуется в форме знаний;
4) оно характеризуется целеполаганием;
5) сознание не только отражает объективный мир, но и творит его;
6) оно является продуктом и предпосылкой специфически человеческой
адаптации к окружающей среде.
Сознание вторично по отношению к материи. Появляясь на особой стадии
развития материи, будучи связанным с особым способом её организации,
сознание оказывается неразрывно связанным с материей, не может существовать
без неё.
Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не
обладают ни свойствами отражаемых в нём предметов действительности, ни
свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы
возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для
окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных
характеристик и других физических свойств.
21. Общественное сознание и его структура. Уровни и типы общественного
сознания.
ОС - отражение общ. жизни в опред. идеях, взглядах, теориях - сов-ть
индивид. созн. Соотношение инд. и общ. сознания:
1)Целое и часть. Целое есть сумма частей, но неравно механ. сумме частей,
т.к. целое нечто большее. Отличие целого от части в соотн-ии типа связи: 1)
в ОС входит не все сод-ие ИС; 2)ОС не = ИС, т.к. явл-ся основой ИС;3) ОС
есть рез-т деят-ти ИС 2)Общее и единичное. Едичное шире, чем общее, т.к. в
нем больше признаков(общее+единичноое) ®в ИС>признаков, чем в ОС; с др. ст.
ОС фундаметальнее, глубже.
3)Абсолютное и относительное. Абсолютность сознания закл-ся в том, что оно
может давать знания о мире(нет границ). Ограниченность знаний на данном
этапе означает относительность сознания. Абс. процесс познания реал-ся
через ИС - отн-но,т.к. чел-к смертен, отд. чел-к не м. знать все.
Т.об. ОС и ИС не тождественны, пронизывают друг друга.
Структура: Теоретич. (теории, наука; опирается на обыденное, но глубже) и
обыденное(сов-ть взглядов, к-рыми люди рук-ся в повсед. Жизни; здравый
смысл). С обыденным связана общ. психология(сов-ть соц. чувств, непосред.
отражение повсед. Жизни):чувств.(эмоции, настроения) и рациональная(идеи,
представления) ст.; нет отд. от масс носителя, выступает - массовое
сознание - продукт соц. условий жизни. В условиях госп-ва гос-ва -
этатисткое. С теоретич. связана идеология: сис. взглядов, теорий, отраж.
сущность, з-ны общ. бытия под углом зрения интересов общ-ва, классов,
соц.гр. - в отл. от психологии создается не всеми, а отд. представителями.
Форма сознания(отражает многост. общ. бытия) - сис. опр. Взглядов и
идеологич. Отн-ий, в к-рых эти взгляды выраж-ся.(экон., полит., нравст.,
прав.,философ.)
22. Природное и социальное. Трансформация природного в человеческом мире.
Дискуссия о природе человека.
Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение чел-ка от высших приматов
третичного периода. При этом движущ силой стала общественно-трудовая
деятельность людей, создавшая специфические общ связи, культуру и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11