борьбе мнений, разработке новых концепций или углублении прежних моделей
идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо отдельными положениями в
виде новых проблем, понятий, методов. Это естественноисторический процесс
становления и развития науки /физики, математики, биологии, философии/. И
если философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она
тем не менее является учением, теорией, составляющей вклад в науку как
развивающийся процесс /речь не идет о лже - или псевдонауке/.
Безосновательно лишать философию статуса науки на том основании, что она в
своем историческом развитии представлена различными направлениями
/материализм и идеализм, диалектика и метафизика /, течениями /позитивизм,
экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм../, школами,
сообществами/.
6. Эволюция представлений о предмете и функциях философии.
Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?» /Фалес, 624
- 547 г. до н.э./. Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам
«начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной
основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон,
который приводит мир к гармонии через связь и борьбу противоположностей
/Гераклит, 544 - 483 г. до н.э./. В учении Парме-нида /VI - V вв. до н.э./
вводится одно из самых основополагающих философских понятий - «бытие»,
соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну
субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим
суждением: «То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает» - Парменид
положил начало основному вопросу философии - об отношении мышления и бытия,
сознания и материи, - разделившему философов на два лагеря - материалистов,
и идеалистов. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и
обращает философию к человеку.
В философии атомистов IV -1 вв. до н.э. поиски основы как начала и причины
всего существующего приводят к обоснованию принципов /основоположений/
философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не
происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости».
Подведёт итог всем этим рассуждениям Аристотель /384 - 322 г. до н.э./ Он
назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом
которой является «сущее, начало и причины существующей реальности».
Греческая философия определила стратегию развития философского учения:
единая основа, сущность /субстанция/ мира как целостности, причины всех
изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как
упорядочивающее и основополагающее начало.
В период средневековья /V - XV в./ с распространением и утверждением
христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении
философии. Концепцию философии и её роли выразил византийский мыслитель
Иоанн Дамаскин /675 - 753 г./: «Философия есть познание сущего»....
«Философия - служанка теологии /богословия /».
Потребностью Возрождения /XIV - XVI в./ и Нового времени /XVII - середина
XIX в./, эпохи развития нового /капиталистического/ способа производства и
социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих
законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и
практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того
времени - человек и его познавательные способности, проблема метода
научного познания. Главной задачей философии считается создание метода
естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания,
создание системы научного знания.
Немецкая классическая философия /XVIII - XIX в./ дает обоснование научного
статуса философии. Г. В. Ф. Гегель /1770 -1831 г./ охарактеризует философию
как «объективную науку об истине» /«Лекции по истории философии»/,
содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия
есть познание Вселенной как единой органической целостности» /«Эстетика»/.
Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и
развитии /но в рамках идеалистической системы/ способствовала превращению
философии в методологию.
В марксизме /XIX - XX в./, в отличие от предшествующей философии, получило
развитие материалистическое понимание общественного развития как
естественноисторического процесса. Диалектико-материалистический подход к
проблемам развития мира позволил определить предмет философии:
универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.
Современная западноевропейская философия представлена различными
направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д.
С постановкой ими проблемы сущности, предмета, функции философии можно
ознакомиться в соответствующей литературе. Сегодня можно дать следующее
определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных
принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.
7. Специфика философских проблем и способы их решения в истории философии.
8. Характеристика основных разделов философского знания.
9. Функции философии в обществе. Место и роль философии в современном мире.
Философия - средство самопознания и самосознания человека, который является
высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать
уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой
основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своем
предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье. В
философии находит логическое завершение умственное развитие личности,
выражается суверенитет человеческого интеллекта, который именно благодаря
философии приобретает права законодателя человеческой жизни.
Без философии невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой
интеллектуальностью человеком. Философия формирует у личности универсальную
широту кругозора, уверенность в своих духовных силах, склонность к
критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия нужна
каждому для самореализации в качестве разумного существа и единственного в
материальном мире носителя и субъекта духовности. Философия обеспечивает
полноту интеллектуального потенциала личности. Философия является
интеллектуально-духовным ядром культуры. Основные сферы духовной культуры
(политика, право, религия, мораль, искусство, наука) уходят своими корнями
в пласты философских идей.
Принято выделять следующие функции философии в системе духовной культуры -
интеграционную, интерпретационную, эвристическую, прогностическую и
рефлексивно-критическую.
Интеграционная функция состоит в том. что с помощью философии
осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания
человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического,
этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно
с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и
объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные
идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в
некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.
Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной
интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений
внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается
с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается
к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных
предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией
интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные
основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.
Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует
человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к
формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.
Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только
к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает
стратегические направления развития человечества, его исторические
перспективы и его культуру. Философия определяет главные тенденции, общий
характер и основные направления развития культуры, общества и человека.
Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически
осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится
общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий,
заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает
отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости
перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.
Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные обыденного опыта,
научного познания и всей человеческой культуры и на этой основе формулирует
всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу мира и человека.
В философии всегда воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает
множество проблем, для успешного решения которых необходима философская
культура, умение жить и работать в быстроменяющихся условиях, в
соответствии с требованиями жизни.
10. Основные области философского знания. Природа философских
проблем.
Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и
народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это
обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то
глубокими причинами.
По И.Канту философия является наукой «о последних целях человеческого
разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную
ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что
я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что
такое человек?».
В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы
мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что
тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение
имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина?
Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и
бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь,
героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11