Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

борьбе мнений, разработке новых концепций или углублении прежних моделей

идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо отдельными положениями в

виде новых проблем, понятий, методов. Это естественноисторический процесс

становления и развития науки /физики, математики, биологии, философии/. И

если философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она

тем не менее является учением, теорией, составляющей вклад в науку как

развивающийся процесс /речь не идет о лже - или псевдонауке/.

Безосновательно лишать философию статуса науки на том основании, что она в

своем историческом развитии представлена различными направлениями

/материализм и идеализм, диалектика и метафизика /, течениями /позитивизм,

экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм../, школами,

сообществами/.

6. Эволюция представлений о предмете и функциях философии.

Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?» /Фалес, 624

- 547 г. до н.э./. Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам

«начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной

основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон,

который приводит мир к гармонии через связь и борьбу противоположностей

/Гераклит, 544 - 483 г. до н.э./. В учении Парме-нида /VI - V вв. до н.э./

вводится одно из самых основополагающих философских понятий - «бытие»,

соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну

субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим

суждением: «То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает» - Парменид

положил начало основному вопросу философии - об отношении мышления и бытия,

сознания и материи, - разделившему философов на два лагеря - материалистов,

и идеалистов. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и

обращает философию к человеку.

В философии атомистов IV -1 вв. до н.э. поиски основы как начала и причины

всего существующего приводят к обоснованию принципов /основоположений/

философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не

происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости».

Подведёт итог всем этим рассуждениям Аристотель /384 - 322 г. до н.э./ Он

назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом

которой является «сущее, начало и причины существующей реальности».

Греческая философия определила стратегию развития философского учения:

единая основа, сущность /субстанция/ мира как целостности, причины всех

изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как

упорядочивающее и основополагающее начало.

В период средневековья /V - XV в./ с распространением и утверждением

христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении

философии. Концепцию философии и её роли выразил византийский мыслитель

Иоанн Дамаскин /675 - 753 г./: «Философия есть познание сущего»....

«Философия - служанка теологии /богословия /».

Потребностью Возрождения /XIV - XVI в./ и Нового времени /XVII - середина

XIX в./, эпохи развития нового /капиталистического/ способа производства и

социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих

законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и

практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того

времени - человек и его познавательные способности, проблема метода

научного познания. Главной задачей философии считается создание метода

естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания,

создание системы научного знания.

Немецкая классическая философия /XVIII - XIX в./ дает обоснование научного

статуса философии. Г. В. Ф. Гегель /1770 -1831 г./ охарактеризует философию

как «объективную науку об истине» /«Лекции по истории философии»/,

содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия

есть познание Вселенной как единой органической целостности» /«Эстетика»/.

Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и

развитии /но в рамках идеалистической системы/ способствовала превращению

философии в методологию.

В марксизме /XIX - XX в./, в отличие от предшествующей философии, получило

развитие материалистическое понимание общественного развития как

естественноисторического процесса. Диалектико-материалистический подход к

проблемам развития мира позволил определить предмет философии:

универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.

Современная западноевропейская философия представлена различными

направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д.

С постановкой ими проблемы сущности, предмета, функции философии можно

ознакомиться в соответствующей литературе. Сегодня можно дать следующее

определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных

принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

7. Специфика философских проблем и способы их решения в истории философии.

8. Характеристика основных разделов философского знания.

9. Функции философии в обществе. Место и роль философии в современном мире.

Философия - средство самопознания и самосознания человека, который является

высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать

уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой

основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своем

предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье. В

философии находит логическое завершение умственное развитие личности,

выражается суверенитет человеческого интеллекта, который именно благодаря

философии приобретает права законодателя человеческой жизни.

Без философии невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой

интеллектуальностью человеком. Философия формирует у личности универсальную

широту кругозора, уверенность в своих духовных силах, склонность к

критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия нужна

каждому для самореализации в качестве разумного существа и единственного в

материальном мире носителя и субъекта духовности. Философия обеспечивает

полноту интеллектуального потенциала личности. Философия является

интеллектуально-духовным ядром культуры. Основные сферы духовной культуры

(политика, право, религия, мораль, искусство, наука) уходят своими корнями

в пласты философских идей.

Принято выделять следующие функции философии в системе духовной культуры -

интеграционную, интерпретационную, эвристическую, прогностическую и

рефлексивно-критическую.

Интеграционная функция состоит в том. что с помощью философии

осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания

человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического,

этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно

с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и

объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные

идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в

некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной

интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений

внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается

с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается

к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных

предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией

интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные

основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует

человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к

формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только

к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает

стратегические направления развития человечества, его исторические

перспективы и его культуру. Философия определяет главные тенденции, общий

характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически

осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится

общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий,

заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает

отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости

перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные обыденного опыта,

научного познания и всей человеческой культуры и на этой основе формулирует

всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу мира и человека.

В философии всегда воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает

множество проблем, для успешного решения которых необходима философская

культура, умение жить и работать в быстроменяющихся условиях, в

соответствии с требованиями жизни.

10. Основные области философского знания. Природа философских

проблем.

Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и

народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это

обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то

глубокими причинами.

По И.Канту философия является наукой «о последних целях человеческого

разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную

ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что

я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что

такое человек?».

В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы

мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что

тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение

имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина?

Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и

бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь,

героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты