сформировавшая телесную организацию человека.
Процесс возникн чел от австралопитеков к наземному сущ, всеядному
питанию и естеств предметов в качестве орудий труда. Далее их
подправка и совместные действия как охота, дележ добычи привели к
появлению грубых орудий труда, отсюда питекантропы и синантропы. Их потомки
--- неандертальцы (непонятно, откуда взявшиеся и куда
пропавшие кроманьонцы) создали первые искусств сооружения, умели
добывать огонь.
Труд есть целесообразная деятельность челов, направленная на создание
матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд отличает
чел от животного, так как он есть единственная присущая всем форма общ
жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений.
1. Отношение чел к природе. Преобразуя внешнюю сторону, чел тем
самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внеш стороны есть
приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает 1)
целесообразную деятельность или собственно труд; 2) предмет труда; 3)
средства труда; 4) результат труда.
2. Общественный характер отношения людей в процессе труда. Эта сторона
развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Из
необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь
устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению.
Тем не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка
появилось сознание, что и отличает чел от животного. Сознание есть особое
онтологическое понятие, свойственноеисключительно человеку, и появившееся
из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема
соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг
жив существ.
Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене
веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос,
сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические
признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность.
Исследования близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что
определяется очень многое. При этом задатки есть только возможность и
предпосылка, но не действительность. Единство 3 факторов -биологического,
социального и психического.
23. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений. Закон
отрицания отрицания.
1) Закон перехода количества в качество и качества в количество. Суть:
количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят
в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым
качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой
скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-
коренное изменение качества. Характеристики (категории) закона: качество,
количество, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона
вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая
связанная с однородностью и измеримостью - количества. Качество -
внутренняя специфическая определённость вещи. Качество - есть внутренняя
определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких
пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое
качество. Второй момент в определении качества - специфичность. Будучи
определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в
которые она может перейти. Качество - целостная характеристика вещи,
свойства - множественная характеристика. Вещь обладает одним качеством и
многими свойствами. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к
другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при
взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы
выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические
отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их
устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не
существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат
вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным
признаком количества является его делимость на однородные элементы.
Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что
может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и
количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные
между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера -
диалектическое единство качества и количества, или такой интервал
количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная
определённость предмета. Единство качества и количества. Граница
существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в
качественные или переход из одного качественного состояния в другое
(возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических
формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и
качественные изменения. 2) Закон отрицания отрицания - это закон
противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является
результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного
процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только
бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в
качестве отрицания этого конечного.
24. Деятельность как способ существования, человека. Виды и структура
деятельности.
Великий французский мыслитель Поль Анри Гольбах /1723-1789/ сказал:
«Сущность природы заключается в том, чтобы действовать», а не менее великий
философ И. Г. Фихте /1762-1814/ продолжил эту мысль: «Действовать,
действовать - вот для чего мы существуем».
Проблема деятельности в философии имеет мировоззренческое и
методологическое значение.
Философско-мировоззренческий смысл проблемы деятельности заключается в том,
что она рассматривается в органической связи с проблемой активности,
универсального свойства развивающейся материи.
Деятельность является:
• основополагающим способом становления и развития нового уровня и формы
материальной организации - человеческого общества, цивилизации, культуры;
• основанием самоорганизации и самоуправления общественной, материальной
и духовной системы;
• источником и причиной возникновения и функционирования общественных
законов; Проблема деятельности - это проблема:
• социальной жизнедеятельности человека;
• формирования личности как субъекта общественно значимой деятельности;
• возникновения и развития качественно новой в эволюции мира творчески
созидательной активности;
• космизации, воздействия космоса на деятельность человека, вовлечение в
человеческую деятельность факторов внеземной природы, вхождения человека в
космос, создания им космических объектов, воздействия на космическую
эволюцию.
Типы деятельности: материальная и духовная.
Материальная деятельность - предметно-практическая деятельность,
направленная на производство материальных ценностей. Этот вид деятельности
связан с созданием средств, продуктов производства, обеспечивающих
жизнедеятельность общества.
В процессе материальной производственной деятельности возникают
общественные (экономические, социальные, политические, идеологические)
отношения как основа коммуникативной деятельности людей.
Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту
деятельность называют духовным производством /наука, искусство, религия.../
Причиной возникновения и развития духовной деятельности является
материально-производственная деятельность, общественно-историческая
практика. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности
является духовная культура - система духовных ценностей, интеллектуальное,
эстетическое творчество, религиозная деятельность.
Особое место среди видов духовной деятельности ( идеологической,
нравственной, эстетической, религиозной) занимает интеллектуальная
деятельность. Высшим качественным уровнем интеллектуальной и всей духовной
деятельности является творчество.
Особую роль в развитии и реализации деятельности как активного отношения
человека к миру играет система мотиваций: потребности, интерес, воля, цель.
Эти внутренние, психологические элементы в структуре деятельности называют
побудительными силами деятельности как активности.
25. Опредмечивание и распредмечивапие. Проблема отчуждения и
гуманизма.
Процесс формирования духовности как неотъемлемой характеристики подлинного
человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать
существование в мире идеального, самое главное - его реализовать. Ведь
будучи потенцией мира, идеальное осуществляется исключительно через
деятельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание
и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту,
человек занимается распред-мечиванием, т.е., переводом свойств культурного
продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и навыки.
Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание
новых предметов культуры называется опредмечиванием.
Правда, в антагонистических обществах процесс опредме-чивания и
распредмечивания приобретает отчуждённую форму. Применительно к процессу
опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность
и её результат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и
враждебную ему силу. Применительно к процессу распредмечивания отчуждение
проявляется в том, что человеческие способности кажутся навечно
закреплёнными за определённым классом (господствующим), который всего-
навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки
отчуждения - в относительной обособленности индивидов в процессе
производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной
собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в
социальной и духовной сферах.
Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание человека высшей ценностью
культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для
беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому
бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци
альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11