Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Интересно то, что таковым было все, что сегодня прочно вошло в жизнь

человека. История труда постоянно ставит и разрешает проблему преодоления

границ человеческой практики. Впервые создавались не только вещи, но и

новые явления духовной культуры, новые общественные отношения, институты.

В связи с этим следует отметить, что практика конечно же ломает, разрушает

наличные формы, не только преобразует, преображает, но и уродует, искажает

их. Понятно, что не все практически творимое человеком является

благодеянием: об этом свидетельствуют и негативные последствия научно-

технической революции, и сложные экологические проблемы и т.д. Однако

главным творением человека является сам человек, и это подчеркивает

созидательную, творческую роль практики.

Познавательные функции практики таковы: 1) она - источник возникновения

познания, основа его существования и развития, ибо в практике накапливается

опыт, появляется потребность в познании, возникают проблемы и задачи,

вырабатываются разнообразные средства их разрешения;

2) она конечная цель познания, сфера приложения созданных знаний.

31. 0 возможностях и границах познавательной деятельности.

32.Созерцательная и деятелностная трактовка познавательного отношения

человека к миру. Чувственное и рациональное в познании.

Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-

теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно

осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий

мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в

многообразных видах деятельности, характер которой определяется

потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь

потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек,

взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему

ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и

интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является

практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий

способ бытия человека.

Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное

отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые

осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений,

являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или

гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая

вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит

переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Выделяя проблему развития чувственных образов в живом созерцании, следует

отметить, что не только мир, но и сам человек дан себе, в первую очередь,

чувственным образом. Он осязает, обоняет, слышит, видит и т.д. и каждое из

его чувственных отношений к миру и к самому себе - осязание, обоняние,

слух, зрение и т.д. - есть предметное отношение, и в нем чувственный образ

является субъективным образом объективного мира.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение

общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей.

Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не

наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и

развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального

познания являются понятия, суждения и умозаключения.

33.Познание как процесс. Субъективные и объективные условия познания.

Познание - это активное, целенаправленное отражение действительности в

сознании человека. Это не всякое человеческое отражение, не всякая

деятельность сознания, а активная целенаправленная деятельность, цель и

смысл которой - обеспечить человеку возможность адаптации в широком смысле,

возможность ориентироваться в окружающей действительности, это одинаково

справедливо и для индивидуума, и для общества. Познание представляет собой

процесс проникновения человека в сущность действительности, в сущность

вещей, в их закономерные связи и отношения. На уровне отражения явлений

человек работает постоянно, но это еще не значит, что всякая его

деятельность является познавательной, потому что познавательная

деятельность предполагает выяснение сущности процессов и явлений,

установление существенных, устойчивых, повторяемых связей и отношений.

34.Представление об истине в современной философии. Критерии истины. Истина

и заблуждение. Правда и ложь. Плюрализм мнений и монизм истины.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это

адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или

интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки

зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее

информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности.

Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.

Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А

будущее - может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную

идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится

на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако

замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм

истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим

субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,

вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с

прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность

разумноорганизовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

35.Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания. Соотношение эмпирического и чувственного, теоретического

и рационального в научном познании.

Человеческое познание представляет собою единство чувственного и

мыслительного отражения на основе практики, которое является историчным и

особенно четко проявляется на разных уровнях познания.

Единство чувственного и мыслительного отражения, при котором чувственное

главенствует, а мышление играет подчиненную ему и вспомогательную роль,

характеризует эмпирическое познание. Единство же познавательного процесса,

в котором, наоборот, чувственное познание подчинено мысленному,

преобразуется в него, характеризует теоретическое познание.

Задача эмпирического познания - сбор, систематизация, описание фактов, их

первичная обработка. Эмпирическое познание решает вопросы: что есть что?

что и как происходит?

Теоретическое же познание решает вопрос: почему нечто так происходит и

может ли оно происходить иначе, чем происходит. Теоретическое познание

разрешает противоречия, на которые наталкивается эмпирическое познание.

Первоначальной формой разрешения возникающих при этом проблем является

идея, то есть предложение о возможном преодолении затруднений познания.

Новая идея ведет и направляет познание к открытию новых фактов.

Если основной категорией эмпирического познания является факт, то формами

развития теоретического познания выступают гипотеза (предположительное

знание) и теория (взаимосвязь многообразных суждений о познавательных

объектах, отражающая законы функционирования и развития познаваемого;

объяснение фактов эмпирического познания и, в конечном итоге, - мощное

средство практического преобразования действительности).

Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное

отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые

осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений,

являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или

гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая

вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит

переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Чувственное отражение человека (предметы, данные в нем, способы их

созерцания человеком, сами органы его чувств) суть продукт всемирной

истории. Все, что созерцает человек, - это продукт истории его социальной

действительности.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение

общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей.

Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не

наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и

развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального

познания являются понятия, суждения и умозаключения.

36.Гипотеза и теория как ступени научного исследования. Научная теория, ее

структура и развитие. Соотношение теории и эксперимента.

Гипотеза&Теория см. вопрос 38.

37.Преемственность в развитии научного знания и научные революции.

38.Формы и методы научного познания.

Основными формами научного познания являются: 1) Проблема - научный

вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим

сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой

вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет

проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности

для познания которых необходимы специальные научные средства познания.

Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее

проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В

структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а)

Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное

наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и

незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит

элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже

своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение.

Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут

конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться

(формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится

ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется

на базе достаточно основательных предварительных исследований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты