Интересно то, что таковым было все, что сегодня прочно вошло в жизнь
человека. История труда постоянно ставит и разрешает проблему преодоления
границ человеческой практики. Впервые создавались не только вещи, но и
новые явления духовной культуры, новые общественные отношения, институты.
В связи с этим следует отметить, что практика конечно же ломает, разрушает
наличные формы, не только преобразует, преображает, но и уродует, искажает
их. Понятно, что не все практически творимое человеком является
благодеянием: об этом свидетельствуют и негативные последствия научно-
технической революции, и сложные экологические проблемы и т.д. Однако
главным творением человека является сам человек, и это подчеркивает
созидательную, творческую роль практики.
Познавательные функции практики таковы: 1) она - источник возникновения
познания, основа его существования и развития, ибо в практике накапливается
опыт, появляется потребность в познании, возникают проблемы и задачи,
вырабатываются разнообразные средства их разрешения;
2) она конечная цель познания, сфера приложения созданных знаний.
31. 0 возможностях и границах познавательной деятельности.
32.Созерцательная и деятелностная трактовка познавательного отношения
человека к миру. Чувственное и рациональное в познании.
Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-
теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно
осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий
мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в
многообразных видах деятельности, характер которой определяется
потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь
потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек,
взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему
ориентироваться в этом мире.
Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и
интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является
практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий
способ бытия человека.
Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное
отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые
осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений,
являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или
гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая
вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит
переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.
Выделяя проблему развития чувственных образов в живом созерцании, следует
отметить, что не только мир, но и сам человек дан себе, в первую очередь,
чувственным образом. Он осязает, обоняет, слышит, видит и т.д. и каждое из
его чувственных отношений к миру и к самому себе - осязание, обоняние,
слух, зрение и т.д. - есть предметное отношение, и в нем чувственный образ
является субъективным образом объективного мира.
Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение
общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей.
Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не
наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и
развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального
познания являются понятия, суждения и умозаключения.
33.Познание как процесс. Субъективные и объективные условия познания.
Познание - это активное, целенаправленное отражение действительности в
сознании человека. Это не всякое человеческое отражение, не всякая
деятельность сознания, а активная целенаправленная деятельность, цель и
смысл которой - обеспечить человеку возможность адаптации в широком смысле,
возможность ориентироваться в окружающей действительности, это одинаково
справедливо и для индивидуума, и для общества. Познание представляет собой
процесс проникновения человека в сущность действительности, в сущность
вещей, в их закономерные связи и отношения. На уровне отражения явлений
человек работает постоянно, но это еще не значит, что всякая его
деятельность является познавательной, потому что познавательная
деятельность предполагает выяснение сущности процессов и явлений,
установление существенных, устойчивых, повторяемых связей и отношений.
34.Представление об истине в современной философии. Критерии истины. Истина
и заблуждение. Правда и ложь. Плюрализм мнений и монизм истины.
Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это
адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или
интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки
зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее
информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности.
Истина есть свойство знания, а не объекта познания.
Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.
Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А
будущее - может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную
идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится
на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако
замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм
истинности или ложности.
Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим
субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,
вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в
динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с
прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность
разумноорганизовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.
35.Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни
научного познания. Соотношение эмпирического и чувственного, теоретического
и рационального в научном познании.
Человеческое познание представляет собою единство чувственного и
мыслительного отражения на основе практики, которое является историчным и
особенно четко проявляется на разных уровнях познания.
Единство чувственного и мыслительного отражения, при котором чувственное
главенствует, а мышление играет подчиненную ему и вспомогательную роль,
характеризует эмпирическое познание. Единство же познавательного процесса,
в котором, наоборот, чувственное познание подчинено мысленному,
преобразуется в него, характеризует теоретическое познание.
Задача эмпирического познания - сбор, систематизация, описание фактов, их
первичная обработка. Эмпирическое познание решает вопросы: что есть что?
что и как происходит?
Теоретическое же познание решает вопрос: почему нечто так происходит и
может ли оно происходить иначе, чем происходит. Теоретическое познание
разрешает противоречия, на которые наталкивается эмпирическое познание.
Первоначальной формой разрешения возникающих при этом проблем является
идея, то есть предложение о возможном преодолении затруднений познания.
Новая идея ведет и направляет познание к открытию новых фактов.
Если основной категорией эмпирического познания является факт, то формами
развития теоретического познания выступают гипотеза (предположительное
знание) и теория (взаимосвязь многообразных суждений о познавательных
объектах, отражающая законы функционирования и развития познаваемого;
объяснение фактов эмпирического познания и, в конечном итоге, - мощное
средство практического преобразования действительности).
Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное
отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые
осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений,
являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или
гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая
вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит
переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.
Чувственное отражение человека (предметы, данные в нем, способы их
созерцания человеком, сами органы его чувств) суть продукт всемирной
истории. Все, что созерцает человек, - это продукт истории его социальной
действительности.
Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение
общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей.
Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не
наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и
развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального
познания являются понятия, суждения и умозаключения.
36.Гипотеза и теория как ступени научного исследования. Научная теория, ее
структура и развитие. Соотношение теории и эксперимента.
Гипотеза&Теория см. вопрос 38.
37.Преемственность в развитии научного знания и научные революции.
38.Формы и методы научного познания.
Основными формами научного познания являются: 1) Проблема - научный
вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим
сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой
вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет
проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности
для познания которых необходимы специальные научные средства познания.
Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее
проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В
структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а)
Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное
наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и
незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит
элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже
своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.
Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение.
Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут
конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться
(формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится
ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется
на базе достаточно основательных предварительных исследований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11