| |жизни, основной источник | |
| |которого - | |
| |неравномерность | |
| |исторического развития. | |
|44. Культура как мера |45. Социальные функции |46. Историческая |
|развития человека. |культуры. Многообразными |необходимость и свобода |
|Совокупность материальных|способами включается |личности. Все |
|и духовных ценностей, а |культура в движение |общественные отношения |
|также способов их |истории. Они выражают |разделяются на первичные |
|созидания, умение |личностную сторону |(материальные) и вторичные|
|использовать их для |деятельности человека в |(духовно-практические). В|
|прогресса человечества, |обществе, выполняют |общественной жизни |
|передавать от поколения|важную функцию |объективное и |
|к поколению и составляет|трансляции опыта, знаний, |субъективное, |
|культуру. Культура-все |результатов человеческой |практическое и духовное |
|созданное человеком; |деятельности. Новые идеи, |неразделимы. |
|совокупность созданных |и те из них которые |Свободно-волевая |
|и создаваемых |находятся как-бы в |деятельность и |
|человеком ценностей; |стадии разработки, и те|закономерности в обществе |
|качественная |которые уже являются |: 1)М.Вебер |
|характкристика уровня |результатом человеческой |(субъективный идеализм) |
|развития общества. |деятельности, и сама эта |: абсолютизировал |
|Ценность-факт культуры, и|деятельность-все это дает|неповторимость |
|она социальна по своей |результат, который |исторических событий и на |
|сути. Огромный пласт из|включаются затем в |этой основе отверг наличие|
|этих культурных ценностей|исторический процесс, |какой-либо |
|и вообще существенную |внося в него новые |закономерности в обществе.|
|форму их выражения |элементы. Любое |Но если в обществе нет |
|составляет система |изобретение человека может|объективной тенденции, то|
|символов. Стержень |превратится в фактор | |
|культурных ценностей - |исторического развития и |невозможно |
|понятие нравственности. |начать оказывать на него |прогнозирование событий, |
|Там, где есть человек,|воздействие. Примером |а стало быть теряет |
|его деятельность, |тому может быть |смысл и цели |
|отношения между людьми,|изобретение ядерного |социальное бытие. |
|там имеется и |оружия, которое с момента |2)Марксизм : в обществе |
|культура. Культура: |своего изобретения |имеют место объективная |
|материальная и духовная|начало влиять на ход |необходимость, причинная |
|(не противопоставлять!).|научно-технического |обусловленность и |
|Цивилизация = |прогресса. Для устранения |повторяемость (т.е. |
|окультуренная природа +|этой страшной угрозы были |общественная жизнь |
|средства окультуривания |созданы различные |детедменирована). |
|+ человек, усвоивший |комитеты во многих странах|но существуют особенности |
|эту культуру, способный |мира.Так создание |общественных законов (см. |
|жить и действовать в |научно-технической мысли |ВОПРОС N 48). |
|окультуренной среде |вошло в социальную жизнь, |Человечество всегда |
|своего обитания + |оказывая влияние на |должно будет |
|общественные |протекающие в обществе |корректировать линию |
|отношения(формы |социальные, экономические|своего поведения, |
|социальной организации |и политические процессы. |считаясь с законами живой |
|культуры) обеспечивающие|Но не все что было |и неживой природы. Маркс |
|существование Ц. и ее |рождено человеческой |: "люди не свободны в |
|продолжение. |мыслью вошло в |выборе своих |
|Ц.-социокультурное |общественную жизнь, в |производительных сил, |
|образование. Не Ц., а |культуру, стало моментом|которые образуют основу |
|К.-единственный критерий |исторического процесса. |всей их истории, потому |
|социального развития |Многие изобретения не |что всякая |
|общества. |были реализованы по |производительная сила есть|
| |различным причинам, к |приобретенная сила, |
| |примеру, изобретение |продукт предшествующей |
| |Ползуновым в 18 веке |деятельности". Свобода |
| |паровой машины (Россия |есть деятельность на |
| |просто не была к этому |основе познанной |
| |готова); работы в области |необходимости. |
| |генетики советских ученых |Необходимость отражает |
| |и т.д. В ходе |нечто устойчивое, |
| |общественного |упорядоченное, что и |
| |исторического процесса из |отражается в законах |
| |тех "предложений", |сохранения. Свобода же |
| |которые идут со стороны |отражает развитие, |
| |культуры, данным обществом|появление нового, |
| |осуществляется как-бы |разнообразного, новых |
| |"социальный отбор" этих |возможностей. |
| |предложений и то каким он |Необходимость выражает |
| |будет зависит от |наличное, показывает, |
| |текущего состояния |каков мир есть, а |
| |развития общества. |свобода отражает будущее |
| | |- каким мир должен быть. |
| | |Развитие общества и есть |
| | |постоянный процесс |
| | |перехода необходимости в |
| | |свобеду. Гегель : мировая|
| | |история - процесс |
| | |возрастания свободы. |
| | |Свобода многолика, но |
| | |сущность ее одна - наличие|
| | |разнообразных |
| | |возможностей, |
| | |следовательно она - |
| | |наибольшая ценность. |
| | |Маркс : лишь при условии |
| | |обретении социальной |
| | |свободы начинается |
| | |развитие человеческих |
| | |сил, которое является |
| | |самоцелью. |
47. НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные
вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м
этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного
физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап)
автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной
техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу
производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит
человечество на решение глобальных проблем.
Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального"
общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и
техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все
соц.проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать
сложные
политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед
всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит
выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой
цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому
человеку. |48. Будущее человечества и реальный исторический процесс.
Будущее человечества - см. ВОПРОС N 47. и вопросы связанные с
истор.прогрессом. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его
порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое
нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система,
подчиняющаяся определеным законам функционирования и развития.
Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей.
Маркс К., Энгельс Ф. : история - не что иное, как деятельность
преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются
самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то
надличностному. Законы развития общества - это объективные,
существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной
жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего
к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ
возрастают и потребности
человека.
Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе
свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а
законы развития общества делаются и проявляются
в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный
характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее)
действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом
единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы,
характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся
только в ограниченном историческом времени или пространстве. | 49.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9