Шпоры по философии

| |жизни, основной источник | |

| |которого - | |

| |неравномерность | |

| |исторического развития. | |

|44. Культура как мера |45. Социальные функции |46. Историческая |

|развития человека. |культуры. Многообразными |необходимость и свобода |

|Совокупность материальных|способами включается |личности. Все |

|и духовных ценностей, а |культура в движение |общественные отношения |

|также способов их |истории. Они выражают |разделяются на первичные |

|созидания, умение |личностную сторону |(материальные) и вторичные|

|использовать их для |деятельности человека в |(духовно-практические). В|

|прогресса человечества, |обществе, выполняют |общественной жизни |

|передавать от поколения|важную функцию |объективное и |

|к поколению и составляет|трансляции опыта, знаний, |субъективное, |

|культуру. Культура-все |результатов человеческой |практическое и духовное |

|созданное человеком; |деятельности. Новые идеи, |неразделимы. |

|совокупность созданных |и те из них которые |Свободно-волевая |

|и создаваемых |находятся как-бы в |деятельность и |

|человеком ценностей; |стадии разработки, и те|закономерности в обществе |

|качественная |которые уже являются |: 1)М.Вебер |

|характкристика уровня |результатом человеческой |(субъективный идеализм) |

|развития общества. |деятельности, и сама эта |: абсолютизировал |

|Ценность-факт культуры, и|деятельность-все это дает|неповторимость |

|она социальна по своей |результат, который |исторических событий и на |

|сути. Огромный пласт из|включаются затем в |этой основе отверг наличие|

|этих культурных ценностей|исторический процесс, |какой-либо |

|и вообще существенную |внося в него новые |закономерности в обществе.|

|форму их выражения |элементы. Любое |Но если в обществе нет |

|составляет система |изобретение человека может|объективной тенденции, то|

|символов. Стержень |превратится в фактор | |

|культурных ценностей - |исторического развития и |невозможно |

|понятие нравственности. |начать оказывать на него |прогнозирование событий, |

|Там, где есть человек,|воздействие. Примером |а стало быть теряет |

|его деятельность, |тому может быть |смысл и цели |

|отношения между людьми,|изобретение ядерного |социальное бытие. |

|там имеется и |оружия, которое с момента |2)Марксизм : в обществе |

|культура. Культура: |своего изобретения |имеют место объективная |

|материальная и духовная|начало влиять на ход |необходимость, причинная |

|(не противопоставлять!).|научно-технического |обусловленность и |

|Цивилизация = |прогресса. Для устранения |повторяемость (т.е. |

|окультуренная природа +|этой страшной угрозы были |общественная жизнь |

|средства окультуривания |созданы различные |детедменирована). |

|+ человек, усвоивший |комитеты во многих странах|но существуют особенности |

|эту культуру, способный |мира.Так создание |общественных законов (см. |

|жить и действовать в |научно-технической мысли |ВОПРОС N 48). |

|окультуренной среде |вошло в социальную жизнь, |Человечество всегда |

|своего обитания + |оказывая влияние на |должно будет |

|общественные |протекающие в обществе |корректировать линию |

|отношения(формы |социальные, экономические|своего поведения, |

|социальной организации |и политические процессы. |считаясь с законами живой |

|культуры) обеспечивающие|Но не все что было |и неживой природы. Маркс |

|существование Ц. и ее |рождено человеческой |: "люди не свободны в |

|продолжение. |мыслью вошло в |выборе своих |

|Ц.-социокультурное |общественную жизнь, в |производительных сил, |

|образование. Не Ц., а |культуру, стало моментом|которые образуют основу |

|К.-единственный критерий |исторического процесса. |всей их истории, потому |

|социального развития |Многие изобретения не |что всякая |

|общества. |были реализованы по |производительная сила есть|

| |различным причинам, к |приобретенная сила, |

| |примеру, изобретение |продукт предшествующей |

| |Ползуновым в 18 веке |деятельности". Свобода |

| |паровой машины (Россия |есть деятельность на |

| |просто не была к этому |основе познанной |

| |готова); работы в области |необходимости. |

| |генетики советских ученых |Необходимость отражает |

| |и т.д. В ходе |нечто устойчивое, |

| |общественного |упорядоченное, что и |

| |исторического процесса из |отражается в законах |

| |тех "предложений", |сохранения. Свобода же |

| |которые идут со стороны |отражает развитие, |

| |культуры, данным обществом|появление нового, |

| |осуществляется как-бы |разнообразного, новых |

| |"социальный отбор" этих |возможностей. |

| |предложений и то каким он |Необходимость выражает |

| |будет зависит от |наличное, показывает, |

| |текущего состояния |каков мир есть, а |

| |развития общества. |свобода отражает будущее |

| | |- каким мир должен быть. |

| | |Развитие общества и есть |

| | |постоянный процесс |

| | |перехода необходимости в |

| | |свобеду. Гегель : мировая|

| | |история - процесс |

| | |возрастания свободы. |

| | |Свобода многолика, но |

| | |сущность ее одна - наличие|

| | |разнообразных |

| | |возможностей, |

| | |следовательно она - |

| | |наибольшая ценность. |

| | |Маркс : лишь при условии |

| | |обретении социальной |

| | |свободы начинается |

| | |развитие человеческих |

| | |сил, которое является |

| | |самоцелью. |

47. НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные

вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м

этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного

физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап)

автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной

техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу

производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит

человечество на решение глобальных проблем.

Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального"

общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и

техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры.

Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все

соц.проблемы.

Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать

сложные

политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед

всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит

выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой

цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому

человеку. |48. Будущее человечества и реальный исторический процесс.

Будущее человечества - см. ВОПРОС N 47. и вопросы связанные с

истор.прогрессом. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его

порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое

нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система,

подчиняющаяся определеным законам функционирования и развития.

Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей.

Маркс К., Энгельс Ф. : история - не что иное, как деятельность

преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются

самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то

надличностному. Законы развития общества - это объективные,

существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной

жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего

к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ

возрастают и потребности

человека.

Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе

свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а

законы развития общества делаются и проявляются

в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный

характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее)

действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом

единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы,

характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся

только в ограниченном историческом времени или пространстве. | 49.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты