Общество как саморазвивающаяся система. Человеское общество - это высшая
ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы
их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные
формы собственности и вековая борьба за нее, политика и
государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.
Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в
целостную систему происходит независимо от их воли : естественный
факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.
см. ВОПРОС N 48 о специфике общественных отношений. В своих действиях люди
исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют
сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются
прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные
идеи.
Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых,
национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых
чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную
жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.
Отсюда многообразие наук об обществе : 1)Этнография изучает быт и
культуру народов земного шара, их происхождение,
расселение и культурно-исторические связи. 2)Юридическая наука
рассматривает сущность и историю государства и права. 3)Языкознание
изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.
4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и
обучения
подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества.
5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику
литературного
творчества, общественое значение художественной литературы. 6)Экономика
изучает экономические отношения людей, законы, управляющие
производством, распределением и обменом материальных благ. | |
|50. Формы общественного |51. Культура и |52. Структура общества. |
|сознания: 1)Политическое|цивилизация.Взаимная |Социальные образования и |
|- совокупность |ответственность человека и|исторические формы их |
|полит.доктрин, |общества. Цивилизация - |эволюции. Каждому |
|концепций, программ, |это преобразованный |исторически определенному|
|взглядов и |человеком мир |способу производства |
|представлений. Возникает |внеположенных ему |соответствует свой |
|вместе с появлением |материальных объектов, а |спицефический тип |
|классов, но оказывает |культура - это внутреннее |соц.сферы общества: |
|сильнейшее влияние на |достояние самого |наличие определенных |
|др. формы общественного |человека, оценка его |классов и соц.групп |
|сознания, в т.ч. и на |духовного развития, его |(род, племя, народность, |
|экономику. |подавленности или свободы,|нация, семья). |
|Особенность: она выражает|его полной зависимости |Определяющим элементом |
|коренные интересы |от окружающего соц.мира |социальной сферы в любом |
|различных больших |или его духовной |классовом обществе |
|соц.групп. 2)Право - |автономности. Если |являются классы. |
|совокупность норм и |культура, с этой точки |В.И.Ленин : классами |
|правил поведения людей, |зрения, формирует |называются большие группы |
|утвержденных гос-вом. |совершенную личность, то|людей, различающиеся по |
|3)Мораль - совокупность |цивилизация формирует |их месту в исторически |
|норм поведения,не |идеального |определенной системе |
|установленных |законопослушного члена |общественного |
|гос-вом.(обеспечиваются |общества, |производства, по их |
|традициями, общественным |довольствующегося |отношению к средствам |
|мнением, авторитетом |предоставленными ему |производства, по их роли |
|всего общества) |благами. |общественной организации |
|4)Художественное - |Ж.Леви-Строса (Франция) : |труда. |
|духовная деятельность |человеческая жизнь с |В каждом обществе наряду с|
|людей в сфере культурной |развитием цивилизации не|классами существуют также |
|жизни,которая |улучшается, а осложняется,|соц.группы, которые по |
|затрагивает какие-то |принося с собой массу |своему отношению к |
|струны души, волнует, |негативных последствий |собственности не входят в |
|вызывает раздумья, |для человека. (искусство |состав того или иного |
|доставляет удовольствие |сделало человека |класса, а образуют |
|или |пленником символических |социальные слои, сословия,|
|неудовлетворение.(книги, |структур, => счастливыми|касты и т.д. Ярким |
|фильмы, картины, музыка и|были только первобытные |примером сословной |
|др.) 5)Религиозное - |люди, т.к. была тесная |организации является |
|религиозные верования в |связь с породнившей их |феодальное общество с |
|духовной жизни общества. |природой). |характерным для него |
|6)Наука - научные |Марксизм : человек во |различием людей по |
|представления. |многом находится в |экономическрму и |
| |неосознанной зависимости |правовому положению. |
| |от установившихся в |Так, крупный |
| |обществе стереотипов. |землевладелец как |
| |Однако степень этой |собственник средств |
| |зависимости исторически |производства - |
| |не возрастает, а падает. |представилель класса, а |
| |Единственная возможность |дворянин представитель |
| |прорыва человека к |сословия. Сословия |
| |своему истинному "я" - в |характеризовались |
| |установлении |замкнутостью и строились |
| |соответствующих |по принципу строгой |
| |общественных отношений, и|иерархичности, |
| |поэтому человек стремиться|закрепленной в правовых |
| |к достижению такого |нормах. |
| |общественного состояния. |Соц.структура современного|
| | |общества также помимо |
| | |основных классов включает|
| | |и определенные |
| | |соц.группы, куда относятся|
| | |в основном интеллигенция |
| | |и служащие. Границы |
| | |между классами и другими |
| | |соц.группами общества |
| | |всегда относительны и |
| | |подвижны. |
|53. Проблемы общественной|40. Движущие силы и |24. Неиcчеpnaемоcть, |
|психологии и идеологии. |субъект исторического |взaимоcвязь и целоcтноcть |
|Общественная психология -|процесса. Субъект может |бытия. Бытие см. |
|частичный аналог |быть либо личностью либо |глоссарий; Сказать т.з. |
|обыденного уровня |целой структурой: 1) |современных философий |
|сознания,в котором |Этносоциальная структура |(екзистенциализм, |
|представлены научные и |общества (чел. семья, |прагматизм и т.д.). Бытие |
|ненаучные взгляды и |народность); 2) |изучает онтология. С точки|
|оценки,эстетические |Социально - политическая|зрения материализма бытие|
|вкусы и идеи, нравы и |структура; (личность, |= материя, основной |
|традиции, склонномсти и |социальная группа, |признак материи |
|интересы, образы |класс); Общественный |неисчерпаемо бытие |
|причудливой фантазии |процесс определяется |неисчерпаемо. |
|илогика здравого смысла.|формами сознания (религия |Действительный принцип |
|Идеология - частичный |политика и т.д.); |единства мира - мир |
|аналог теоретического |Исторический процесс |материален различные|
|уровня сознания,в котором|развивается в результате|формы материи связаны |
|с позиций определенного |сознательной деятельности|(жидк. тверд. газообр.) |
|класса, партии |субъекта исторического | одна форма бытия может|
|дается |процесса; Движущие силы |переходить в другую. |
|систематизированная |определяются либо |Идеалисты сичтают, что |
|оценка |субъектами (Ленин сказал |бытие либо опыт |
|соц.дейцтвительности. |-> сделали рев-ию) либо |(эмпиризм), либо жизнь |
|Часто проявляется факт |законами (НТР возникла из |(екзистенционализм). Не |
|"отставания" идеологии |потребности общества). |раскрывает принцип |
|от общественной |53. Пpоблемы общеcтвенной |единства мира ( древние|
|психологии, особенно при|ncихологии и идеологии. |греки считали, что есть |
|тоталитарных режимах. |Психология и идеология |несколько видов субстанций|
|Общественная психология |относятся к формам |-> вода, ...). |
|и идеология могут одни |общественного сознания. |37. Пpоблемы cмеpти и |
|и те же явления |Различия: имеют разные |беccмеpтия в филоcофии. |
|действительности отражать|институты, психология ->|Средневековая Ф. - |
|по-разному. Факт |лечебные и научно |теоцентризм, в библии одна|
|противостояния идеологии|исследовательские |из главных проблем жизнь|
|и общественной психологии|учреждения, идеология в |после смерти. Жизнь |
|приводит не только к |основном политика и |человека мука. Затем эпоха|
|ее отставанию от |гос. апарат. Главная |рационализма -> человек |
|обыденного сознания, но и|задача выявление законов |механизм -> смертен. |
|к дестабилизации самой |поведения: у идеологии |Задача не умереть раньше |
|общественной психологии. |задача подчинить |времени, выработать |
|Для стабилизоции |(пропаганда), у |максимально свой ресурс; |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9