Социальное реферирование как стратегия власти

появилось у определённых слушателей в прошлый раз. Некоторые из вас, должно

быть, были смущены словом, довольно простым, которое я комментировал, а

именно, tychic. Ведь я кажется достаточно прояснил, что это прилагательное,

образованное от tuchй, подобно тому, как psychique (психический)

прилагательное соотносится с psuchй (душа). Я использовал эту аналогию в

центре опыта повторения вполне намеренно, потому что для любой концепции

психического развития, рассматриваемой психоанализом, факт tychic является

основополагающим. Он состоит в связи с глазом, в связи с eutuchia[34] и

dustuchia, со счастливой первой встречей или же несчастливой, чему и будет

посвящена сегодня моя лекция.

I

Я вижу себя смотрящей на себя, сказала как-то юная парка. Без

сомнения, это заявление имеет богатые и сложные смыслы по отношению к теме,

разработанной в La Jeune Parque, — феминностью, но это не наш случай. Мы

имеем дело с философом, который что-то понимает, существенно коррелирующее

с сознанием в его отношении к представлению, и которому и предназначается Я

вижу себя смотрящей на себя. С какой реальностью мы в действительности

здесь имеем дело? Как же происходит корреляция в действительности с

фундаментальным положением, с которым мы встречаемся в картезианском

cogito, и в котором субъект понимает себя как мысль?

То, что изолирует это понимание мысли самой себя, есть некоторое

сомнение, которое называется методологическим сомнением, суть которого

заключается в поддержке мысли в представлении. Как же получается, что Я

вижу себя смотрящей на себя остается её оболочкой и основой, и, возможно,

более, чем можно представить, обосновывает её определённость? Я согреваю

себя тем, что согреваю себя является отсылкой к телу как телу — я чувствую,

что чувство тепла, которое из некоторой точки изнутри меня рассеивается,

определяет меня как тело. Поэтому в Я вижу себя смотрящей на себя нет

такого ощущения — быть поглощенным видением.

Более того, феноменологи преуспели в артикуляции определённости и

самым дезорганизующим образом, ведь является вполне очевидным, что я вижу

вовне, и восприятие находится не во мне, а в объектах, которые оно

понимает. Однако я схватываю [apprehend] мир восприятием, которое, кажется,

касается сути Я вижу себя смотрящей на себя. Привилегированное положение

субъекта, должно быть, устанавливается здесь через биполярные рефлексивные

отношения, с помощью которых, в той степени насколько я воспринимающ, мои

представления принадлежат мне.

Вот так мир поражается самонадеянностью идеализма, подозрения в

принятии мной лишь моих представлений. Серьёзные практики не выглядят

слишком тяжёловесными, но зато философ-идеалист здесь на месте

конфронтирует как с самим собой, так и с теми, кто его слушает, слегка

смущаясь. Как можно отрицать, что ничего из этого мира не является мне

иначе как в моих представлениях? Именно таков непреодолимый метод епископа

Беркли, о чьей субъективной позиции с достаточной степенью уверенности

можно сказать — включая что-то, что может оказаться упущенным при

рассмотрении, а именно, что мне принадлежит аспект представлений, который

так напоминает о праве собственности. Подошедший к пределу, процесс такого

размышления, такой рефлектирующей рефлексии, следует не куда иначе, как к

сведению субъекта картезианских размышлений к силе аннигиляции.

Модус моего присутствия в мире — это субъект настолько, насколько он

сам себя сократил к этой определённости бытия субъекта, так что стал

активной аннигиляцией. Действительно, процесс философских размышлений

отбрасывает субъекта к трансформирующемуся историческому действию и в его

рамках устанавливает конфигурированные модусы активного самосознания в его

приложении к истории. Что же касается размышлений о бытии, которые

достигают своего пика в мысли Хайдеггера, то в них восстанавливается бытие

как таковое, которое есть сила аннигиляции, или, по меньшей мере, ставится

вопрос о возможности такого.

И это также есть пункт, к которому ведёт нас Морис Мерло-Понти. Но

если ссылаться на его текст, то можно заметить, что именно это в этом

пункте он и пытается упразднить, дабы предположить возвращение к истокам

интуиции, касающейся видимого и невидимого, чтобы вернуться к тому, что

выше всех рефлексий, тетических и нететических, дабы определить появление

самого видения. Для него это сводится к вопросу восстановления — так как по

его словам есть лишь вопрос реконструкции или восстановления, а не

противоположного хода, — вопрос воспроизводства способа, с помощью которого

не из тела, а из того, что он называет плотью мира, первоначальная точка

видения и может возникнуть. Может показаться, что таким образом в этой

незаконченной работе кто-либо видит появление чего-то, подобного поиску

безымянной субстанции, из которой я, видящий, выделяю себя. Из тенет (rets)

или лучей (rais), если вы предпочитаете, в сиянии, частью коего я сперва

являлся, я возник как глаз, определённым образом допустив возникновение из

того, что я бы назвал функцией видения (voyure).

Исходит бурный аромат, на горизонте, где охотится Артемида, едва

сверкает, ведь с её касанием это и связывается в тот момент рокового

провала, в котором теряется говорящий.

Однако это ли реальность, которой он хотел обладать? Эти следы, что,

оставаясь, свидетельствуют о части, всплывают из его размышления, которое

позволяет в этом усомнится. Точки отсылки, здесь намеченные, с большей

определённостью относятся к строгому психоанализу и дают нам возможность

понять направление поисков, возникшее в рамках философской традиции и

приведшее к новому измерению в размышлении о субъекте, при анализе

улавливаемому.

Лично я не мог не быть поражен определённостью тех заметок, которые

для меня являются менее загадочными, чем, как кажется, для других

читателей, потому что они соотносятся дольно точно со схемами (вернее, с

одной из них), которыми я буду здесь оперировать. Ознакомьтесь, например, с

замечанием относительно того, что он назвал засовыванием-высовыванием

пальца из-в перчатку, и насколько этот процесс приоткрывает — обратите

внимание на то, как кожа превращается в мех в варианте с зимними перчатками

— нам то, что сознание, в его иллюзии видения себя видящим себя берёт

начало в структуре из-в взгляда.

2

Но что же такое взгляд?

Начну с первой точки аннигиляции, которая отмечена паузой в поле

усечения [reduction] субъекта. Она предупреждает нас о необходимости ввести

другую референцию, анализ которой сводится к усечению привилегированного

положения сознания.

Психоанализ рассматривает сознание как безнадежно ограниченное и

институирует его как принцип не только идеализации, но mйconnaissance,

понятому как — используя термин, обретший новую ценность в его отношении к

видимому — scotoma[35]. Термин был введён в словарь психоанализа его

французской школой. Это что, просто метафора? И опять здесь обнаруживается

двусмысленность, которая затрагивает всё, что отражено в регистре обзорного

желания.

Сознание что-то значит для нас лишь в его отношении к тому, что в

пропедевтических целях я пытался обозначить в домысле одного незаконченного

текста. В нем ставится вопрос о децентрировании субъекта как говорящего в

самой лакуне, то есть именно там, где на первый взгляд он представляет себя

как говорящего. И я здесь указываю лишь на отношение пред-сознательного к

бессознательному. «Динамичное» присваивается сознанию как таковому;

внимание субъекта переносится на его собственный текст и останавливается на

точке, отмеченной ещё Фрейдом, лежащей вне теории и, строго говоря, ещё не

артикулированной.

Как я предполагаю, здесь и находится интерес, извлекаемый субъектом из

своего собственного разрыва. Этот разрыв связан с тем, что определяется

именно привилегированным объектом [privileged object], возникшим при каком-

то первоначальном разделении, каком-то само-расчленении, спровоцированном

самим приближением реального, чьё имя по нашей логике будет objet a.

В обзорном отношении объект, от которого зависит фантазия, помещающая

субъект в состояние значительных колебаний, — это взгляд. Его

предпочтительное положение —также таковое и потому, что субъект долгое

время не был понимаем, так как находился в его зависимости, — происходит от

самой его структуры.

Давайте схематизируем то, что мы имеем в виду. С момента, когда

появляется этот взгляд, субъект пытается адаптироваться к нему, он

становится тем точкообразным объектом, той точкой исчезающего бытия, с

которой субъект смешивает свою собственную неудачу. Более того, среди всех

объектов, которые указывают субъекту на его возможную зависимость от

регистра желания, взгляд специфицируется как невоспринимаемый. Вот почему

он и является более, чем любой другой объект, непризнанным (mйconnu), и

возможно, что также и по этой причине субъект вынужден, к счастью,

символизировать своё собственное исчезновение и точкообразный штрих (trait)

в иллюзии сознания видения себя смотрящим на себя, в котором взгляд

вычеркивается.

Если, таким образом, взгляд является оборотной стороной сознания, то

как мы можем вообразить [imagine] его?

Выражение не годно, так как предоставляется же тело взгляду. Сартр в

одном из восхитительнейших отрывков из L`Кtre et le Nйant привносит это в

функцию существования других. Другие остаются при точно таких же, частично

их де-осознавая [de-realising], условиях, которые в сартровском определении

присущи объективности, а не изначально взгляду. Взгляд, как полагается

Сартром, — это взгляд, который меня удивляет, удивляет настолько, насколько

изменяется вся перспектива, силовые натяжения в моем мире, насколько они

упорядочиваются от точки ничто, где я, в радиально-сетчатый вид организмов.

На месте между мной, аннигилирующим субъектом, и тем, что меня окружает

(кажется, что взгляд обладает таким привилегированным положением, что даже

скотомизирует [scotomize] меня), я, который смотрит, и глаз его, который

видит меня как объект. Коль скоро я нахожусь под взглядом, пишет Сартр, я

больше не вижу глаза, что смотрит на меня, и, если я вижу глаз, взгляд

исчезает.

Это корректный феноменологический анализ? Нет. Не является истинным,

что, когда я нахожусь под взглядом, когда я вымаливаю взгляд, когда я его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты