Деньги и их функции

трансфертов.

Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которую получают регионы, где

доход на одного человека ниже среднего по РФ.

Формула расчета потребностей регионов в централизованной помощи.

[pic], где

Т – сумма трансферта по региону.

СБД – средний по всем регионам бюджетный доход на душу населения.

ДБР – душевой бюджетный доход по данному региону.

НР – численность населения региона.

К – поправочный коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:

[pic]

Рассчитанные по этой формуле абсолютные суммы трансфертов перечисляются из

вышестоящих бюджетов в данный регион. Результаты применения всех форм этого

выравнивания неоднозначны:

а). не удалось добиться реального выравнивания (например, Татарстан,

Башкортостан, Якутия и т.п. не платят в Федеральный бюджет, а количество

нуждающихся возрастает);

б). результаты неоднозначны из-за “расползания” особых бюджетных режимов

(финансирование республик Коми, содержание СЭЗ в Ингушетии);

в). сама формула имеет недостатки и требует доработки.

ПРОБЛЕМЫ РФ В МЕЖБюджетных ОТНОШЕНИЯХ:

проблема № 1 – До сих пор имеет место несогласованность финансовых

полномочий бюджетов разных уровней и обеспечения, их полномочий и доходов

проблема № 2 – Слабая налоговая база территориальных бюджетов.

проблема № 3 – Неопределенность в перераспределительной политике.

Проблема № 1 (несогласованность) проявляется в том, что решение

Федерального правительства об изменении доходной части бюджетов не

проводится в соответствии с расходной частью. Начиная с 1992 года такие

расходы, как рост зарплаты работников бюджетной сферы, содержание

транспорта, доплата на продукты питания возможны были только на местах,

доходов не было. НДС был снижен с 28 % до 20 %, что снизило и доходы

территориальных бюджетов и обращения регионов к Федеральному правительству

за помощью. Политика “спихивания доходов” продолжается до сих пор.

Например, на регионы были переложены осуществление Федеральных программ,

дотирование Агро - промышленного комплекса (АПК), транспорта, содержание

объектов системы санэпидемстанций и содержание служб МВД в некоторых

регионах. Этот процесс носит хаотический характер.

Проблема № 2 (слабая налоговая база территориальных бюджетов) связана с

высоким уровнем регулируемых доходов по сравнению с закрепленными. Размеры

отчислений устанавливаются местными органами власти, для областей – Минфин,

для городов и районов – городские (районные) финуправления. До 1992 года

подоходный налог, налог на прибыль, НДС являлись регулируемыми налогами, а

в 1992 году – подоходный налог закреплен за бюджетами среднего уровня. В

1994 году в качестве регулируемых налогов были использованы акцизы.

В целом удельный вес закрепленных налогов равен 26, 5 %, что

свидетельствует о слабости налоговой базы территориальных бюджетов и

зависимости местных органов от вышестоящих.

Проблема № 3 (неопределенность) связана с отсутствием продуманных

критериев предоставления финансовой помощи территориям.

По данным исследования:

– дотации в расчете на душу населения были выше у территорий с низкими

показателями выпуска продукции на душу населения;

– дотации были значительны у территорий с высоким уровнем зарплаты;

– дотации были выше у менее урбанизированных территорий с меньшей степенью

и количеством населения.

Это говорит о том, что существует выравнивание возможностей и

антивыравнивающая тенденция.

Таким образом, межбюджетные отношения строятся на централизованном

утверждении бюджетов нижестоящих уровней вышестоящими.

Такая политика ориентирует территории на выбивание более высоких

нормативов. Вышестоящие органы превращаются в “вершителя судьбы”, что

составляет основу для коррупции. В этой ситуации необходимо расширять права

местных органов власти, чтобы у последних были свои налоги 3-ех основных

групп:

1) налоги, которые играют основную роль(

а). прямые:

– поимущественный;

– поземельный;

– промысловый;

б). косвенные:

– налог на покупки;

– акцизы на товары массового потребления);

2) налоги, которые устанавливаются центральными властями в определенных

процентах к государственным, собираемым на территории местных органов.

3) прочие местные налоги:

– налоги на владельцев автотранспорта;

– лицензирование деятельности.

Местных налогов в мире много. Например, в Англии – 1 местный налог, а в

Бельгии – 100.

Неналоговые доходы, поступления от которых находятся в местных органах

власти:

– сдача в аренду и продажа земли;

– сдача в аренду лесных массивов;

– прочие поступления.

На налоговые и неналоговые доходы приходится примерно 60 – 70 % в местных

бюджетах.

Формула выравнивания:

[pic]

Для подсчета потребностей необходимо определить перечень услуг, за которые

несут ответственность местные органы власти (образование, престарелые.

инвалиды, милиция, пожарные, содержание дорог и т.п.).

Доходы – производная от налоговой базы.

МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1996 ГОДУ.

В бюджете были реализованы некоторые перспективы, которые были не

реализованы за предыдущих 4 года.

Существуют следующие системы межбюджетных отношений:

1 – подоходная (определяются налоги, которые зачисляются в Федеральный

бюджет, бюджеты субъектов Федерации; нормативы и ставки, зачисляемые в

бюджеты субъектов Федерации). С 1996 года на 3 года устанавливаются

стабильные ставки и нормативы отчислений от соответствующих Федеральных

налогов и доходов в пользу бюджетов субъектов Федерации:

а). 50 % акцизов на ликеро - водочные изделия, производимые на территории

РФ;

б). 100 % акцизов по остальным товарам, кроме направляемым в вышестоящий

бюджет;

в). 22 % налога на прибыль;

г). 90 % подоходного налога с физических лиц.

2 – фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (формируется в размере

15 % от всех сумм налоговых поступлений Федерального бюджета, включая

экспортные пошлины)

3 – перечисление трансфертов из Фонда Федеральной поддержки регионов

(осуществляется ежемесячно, исходя из фактических налоговых поступлений с

учетом соответствующих корректировок. При этом намечается производить зачет

сумм, причитающихся регионам из Фонда, за счет поступлений на

соответствующую территорию НДС в пределах установленной доли (тем самым

сокращаются встречные потоки).

4 – осуществление возмещения в полном объеме за счет Федерального бюджета

не всего того налога на добавленную стоимость, а части , которая

выплачивается при экспорте (780 млрд. руб.). В 1995 году трансфертными

платежами пользовались 78 из 89 субъектов, а в 1996 году – 75 субъектов.

2 вида нуждающихся территорий:

а). регионы, которые нуждаются в поддержке;

б). регионы, которые особо нуждаются в поддержке.

Общая сумма финансирования по трансфертным платежам составит 58, 6 трлн.

руб. Расходы из Федерального бюджета будут перечисляться в бюджеты

субъектов Федерации по 2-ум каналам:

1 канал – в виде субвенций, которые будут направляться на финансирование

федеральных программ, затраты федерального характера (их назначение

заключается в выравнивании социально - экономического развития).

2 канал – в виде трансфертов, которые предназначены для оказания текущей

финансовой помощи. Их задача – покрыть минимально обоснованные расходы.

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТОВ.

I. НЕПЛАТЕЖИ. Эта проблема возникла вследствие недостатка оборотных

средств, который произошел из-за:

– установления либерального ценообразования;

– прекращения выдачи предприятиями друг другу коммерческих кредитов;

– отмены платежных и расчетных кредитов;

– либерализации цен, которая прошла на фоне разрыва межотраслевых связей;

– неэффективности производства.

В 1992 году Геращенко предложил провести:

а). взаимозачеты (из-за нехватки денег);

б). увеличение темпов роста денежной массы (что привело к инфляции);

в). ввести казначейские векселя, которые выдавались Минфином предприятиям

(эти векселя заменяли наличные деньги, завершая свое существование

осуществив 5 - 6 ступеней оборота);

г). выпуск банками собственных векселей (ими можно было расплачиваться с

сельскохозяйственными предприятиями. Наиболее яркий пример – векселя

Тверьуниверсалбанка, с помощью которых рассчитывалось более 2 000

предприятий);

д). с 1993 года неплатежи оформить как коммерческий кредит.

Проблема неплатежей решалась до недавнего времени выпуском эмиссии

дополнительных платежных средств.

II. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРПЛАТЕ. Не выплачивалась по следующим причинам:

1). нет денег;

2). умышленно деньги проворачиваются в коммерческих структурах;

3). наличие нескольких расчетных счетов;

4). бюджеты не добирают средств.

Все это привело к тому, что Президент лично занялся этой проблемой. В

результате, выплатили часть задолженности (но не всей), чиновники стали

получать зарплату после рабочих.

Здесь основная проблема – какую концепцию принять бюджету? На 1 месте –

фискал вместо упора на экономическую функцию (регулирующую и стимулирующую)

– это в плане расходов. В плане доходов – “клепать” дыры или разрабатывать

приоритеты, чтобы этих дыр не было.

III. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Их мы пытаемся решить с помощью

налогового кодекса. Но его необходимо

во - первых, упростить;

во - вторых, снизить количество налогов вообще и ограничить местное

“налоготворчество”;

в - третьих, объединить некоторые налоги и взносы в один налог.

IV. НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ В ПОЛНОМОЧИЯХ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И МЕСТАМИ. Это необходимо

для того. чтобы межбюджетные отношения строились должным образом. Здесь

есть определенные идеи. Одна из них: стране необходим мощный центр, который

должен взять на себя главные направления жизнедеятельности государства:

энергетика, транспорт, оборона, использование стратегических ресурсов. Со

всем остальным должны справляться местные власти.

Бюджеты должны быть построены на принципе бюджетного федерализма, т.е. в

соответствии с Федеральным устройством и теоретически должен быть не

одноканальной, а трехканальной системой отчислений дохода.

ТЕМА 10

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.

Бюджетный процесс – деятельность органов власти и управления по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты