| |го |
| |стиму-лирова|
| |ния; в связи|
| |с |
| |перераспреде|
| |лением |
| |де-нежных |
| |средств |
| |целевого |
| |назначения. |
|3. |3. между |
|складывающие|субъектами |
|ся у |хозяйствован|
|предприятий |ия разных |
|со |отраслей, в |
|страхо-выми |том числе |
|организациям|денежные |
|и в связи с |отношения, |
|формирование|связанные с |
|м и |формирова-ни|
|использовани|ем и |
|ем |использовани|
|различ-ных |ем |
|страховых |внебюджетных|
|фондов. |фондов |
| |социального |
| |страхова-ния|
| |, пенсионных|
| |и пр. |
|4. |4. денежные |
|образующиеся|отношения |
|между |субъектов |
|предприятием|хозяйствова-|
|и банком в |ния с |
|связи с |потребителям|
|получением |и услуг и |
|ссуд, их |спонсорами. |
|погашением, |На их основе|
|уплатой |формируются |
|процентов по|финансовые |
|ним, |источники |
|предоставлен|учреждений и|
|ием банкам |организа-ций|
|временно |непроизводст|
|свобод-ных |венной |
|денежных |сферы. |
|средств за | |
|определенную| |
|плату. | |
|5. у | |
|предприятия | |
|с | |
|государством| |
|по поводу | |
|образования | |
|и | |
|исполь-зован| |
|ия | |
|внебюджетных| |
|и бюджетных | |
|фондов | |
|(пла-тежи в | |
|бюджет, | |
|бюджет-ное | |
|финансирован| |
|ие, платежи | |
|во | |
|внебюджет-ны| |
|е фонды и | |
|др.) | |
|6. между | |
|предприятием| |
|и | |
|вышестоящими| |
|струк-турами| |
|управления | |
|(“вертикальн| |
|ая” | |
|взаимо-связь| |
|в границах | |
|внутри-отрас| |
|левого | |
|перераспре-д| |
|еления | |
|финансовых | |
|ресурсов. | |
ФПУО как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества,
так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.
В рамка сферы ФПУО концентрируются преобладающая часть материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного
воспроизводства в обществе.
В состав ФПУО входят:
I. ФКП (финансы коммерческих предприятий) — все предприятия материального
производства и часть непроизводственной сферы, в условиях рыночной
экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого
расчета.
Коммерческий расчет — метод ведения хозяйства, целью которого является
получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает
обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения
хозяйствования уровня рентабельности.
Специфика коммерческого расчета:
Ё субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;
Ё финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации со
стороны государства;
Ё субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую
ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение
обязательств;
Ё в условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного
рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.
II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая деятельность
не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы
используются на развитие самого учреждения.
Источники финансовых ресурсов:
* бюджетные средства;
* внебюджетные государственные фонды;
* средства населения;
* денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств
за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами;
* выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на
массовые мероприятия;
* выручка от сдачи имущества в аренду;
* доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и
т.п.).
III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:
а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;
б). финансы политических и общественных движений;
в). финансы специальных целевых фондов;
г). финансы благотворительных фондов.
Общественное объединение — добровольное формирование, возникшее в
результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе
общности их интересов.
Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы
денежных отношений:
– денежные отношения между общественными организациями и их членами,
связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи
и пр.;
– денежные отношения общественных организаций с предприятиями и
учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут
перечисляться в фонды общественных организаций;
– денежные отношения общественных организаций по формированию и
использованию целевых денежных фондов;
– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами
общественных организаций;
– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными
им производственно - хозяйственными структурами.
Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2
способа использования финансовых ресурсов:
– самоокупаемость;
– сметное финансирование.
II. финансы Страхования
Страхование – совокупность особых замкнутых перераспределительных
отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных
взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения
возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания
потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых
случаев.
Страхование — специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
1) Социальное страхование (все методы);
2) Личное страхование;
3) Имущественное страхование;
4) Страхование ответственности;
5) Страхование предпринимательских рисков.
III. государственные финансы.
Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и
перераспределения стоимости общественного продукта и части национального
богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении
государства и его предприятий и использованием государственных средств на
затраты по расширению производства, удовлетворение социально – культурных
потребностей общества, нужд обороны и управления.
Государственные финансы включают в себя:
1). Бюджет – экономическая категория, представленная денежными
отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами
по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и
использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование
народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и
государственного управления.
2). Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и
использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования
некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе
организационной самостоятельности фондов.
Источники формирования
а). специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно
вещевых лотерей;
б). субсидии из бюджета;
в). дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы
г). добровольные взносы и пожертвования.
Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном
объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных
мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают
государственные власти в случае финансовых затруднений.
3). Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства
с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно
свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и
их использование на финансирование государственных расходов.
Формы государственного кредита:
– государственные займы;
– казначейские ссуды.
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ.
I. Финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и
государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного
воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые
ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других
стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально -
вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы,
выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно
обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении
увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.
Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости
общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.
Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих
направлениях:
Ё финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
Ё финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
Ё финансовое стимулирование экономики.
Воспроизводственные затраты — это прежде всего уставный фонд, в котором
выделяются основные и оборотные средства. Для покрытия затрат необходимы
деньги.
Для расширения производства (увеличения элемента “C”) надо привлекать
дополнительные ресурсы.
Финансовые источники делятся на:
1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);
2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16