Деньги и их функции

составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность

регламентируется следующими законами: Закон “Об основах бюджетного

устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы

республик. Для составления необходимо 18 месяцев.

Сроки действия бюджетов:

Россия: 1 января – 31 декабря

США: 1 октября – 30 сентября

Англия: 1 апреля – 31 марта

Пакистан: 21 марта – 20 марта.

Рассмотрим бюджетный процесс в России. На основании указа Президента

правительство начинает разработку бюджета.

Этап 1 – анализируются основные положения в социально - экономической

сфере; определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные

направления бюджетной политики, после чего рассчитываются контрольные цифры

проекта бюджета (3 месяца).

Этап 2 – территориальные органы государственного управления ведут

проработку и согласование контрольных цифр.

Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и

в Парламент через Президента (2 месяца). С этим посланием Президент должен

выступить в Парламенте.

Разделы послания:

1) основные показатели социально - экономического развития;

2) сводный финансовый план;

3) основные направления бюджетной политики;

4) баланс доходов;

5) проект бюджета;

6) оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет.

После выступления комиссии и комитеты осуществляют постатейное

рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета выносится на

рассмотрение Федерального собрания: Государственной думы (450 чел.) и Совет

Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в

Государственной думе, если она одобряет (256 чел. “за”), то проект

передается в Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение

определенного срока. Бюджет может быть не утвержден, если какую - либо

республику “обидели”. Допустим. что бюджет утвержден и в Совете Федерации,

далее он идет к президенту, который его подписывает. После подписи

Президента бюджет становится Законом.

Если бюджет не утвержден в Совете Федерации (если не проголосовали “за”

как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90 чел.), то происходит балансировка,

следовательно, проект направляется в сослагательную комиссию, где

представлено несколько сторон:

– Минфин (те, кто сочинил);

– Государственная дума (которая проголосовала “за”);

– Совет Федерации (который проголосовал “против”);

– Президент.

После утряски происходит переголосовка в Совете Федерации.

Если этот проект не утверждает Президент (как правило, несоответствие

Конституции), то он кладет на него вето. Тогда закон отправляется в

Государственную думу и Совет Федерации. Первая может преодолеть своим

полномочием вето (2/3 от 450 чел = 300 чел. “за”).

В процессе исполнения бюджета могли возникать ситуации, когда он не

исполняется, тогда прибегают к экстраординарным мерам:

– секвестирование (сокращение расходов);

– финансирование защищенных и нефинансирование незащищенных статей.

После исполнения бюджета проводится собрание, на котором утверждается

отчет об использовании бюджета (отчет утверждается практически

автоматически).

СИСТЕМА КАССОВЫХ ИСПОЛНЕНИЙ БЮДЖЕТА.

I система – банковская. Все денежные потоки, которые должны идти сверху

вниз и наоборот (из народного хозяйства в бюджет и наоборот) могут идти

через банки, именуемые уполномоченными. Смысл – правительство

уполномочивает определенные банки осуществлять переводы, расчеты и т.п.

операции. Всего в России около 2 700 банков, 2 200 из которых находятся в

Москве. Всего лишь 12 банков из 2 200 являются уполномоченными (среди них

СбС).

II система – казначейская. Минфин может не доверять банкам, а создать свои

органы на местах для прохождения бюджетной связи. Раньше эта организация

называлась Госбанк СССР, теперь Центробанк РФ. Эта система присутствует в

70 субъектах Федерации. Была разрушена и пока еще не до конца

восстановлена.

III система – смешанная

Последняя процедура бюджетного процесса – утверждение исполненного

бюджета. Она осуществляется тогда, когда министр финансов выступает с

утверждением нового бюджета.

ТЕМА 11

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (СПЕЦФОНДЫ)

Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в

распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.

Порядок образования и использования этих фондов регламентируется

финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды

подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня

управления – на государственные и региональные.

Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с

экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для

решения общественных вопросов.

Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном

уровне; региональные фонды – на региональном уровне.

Источники этих фондов могут быть постоянными и временными.

Основные направления расходования денежных средств следующие:

– уставная деятельность;

– определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные

бумаги;

– коммерческая деятельность.

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По

своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и

использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для

финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых

на основе оперативной самостоятельности.

Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных

целевых отчислений:

а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд;

б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей;

в). за счет субсидий из бюджета;

г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов;

д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

С помощью внебюджетных фондов можно:

– влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования,

кредитования отечественных предприятий;

– обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет

специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей

среды;

– оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий,

субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

– предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая

иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении

государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.

Внебюджетные фонды имеют определенные льготы:

а). освобождения от уплаты налогов;

б). освобождение от уплаты таможенных пошлин (необходимо, чтобы не было

льгот по коммерческой деятельности

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются

характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На

разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и

финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как

относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными

на территории государства, различаясь по административно - территориальным

единицам. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные

фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими

условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств

направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные

бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками

финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование

денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых,

доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования

затрат соответствующего фонда.

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так

и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на

федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части

передаваемой в распоряжение территориальны х властных структур. Это

достигается путем определения доли налогов, поступающей в республиканский,

областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся Пенсионный

фонд, фонд государственного социального страхования, Государственный фонд

занятости населения и другие. На региональном уровне формируются свои

внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить:

фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды

социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды.

Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении

государственных органов власти, но оперативное управление ими

осуществляется различным, в том числе специально создаваемым

административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные

права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом.

Основные виды внебюджетных фондов:

1 место – государственное социальное страхование. Этот фонд создается

страховыми методами. К созданию этого фонда привлекаются все, кто

занимается коммерческой деятельностью.

Источники образования:

1). страховые взносы предприятий и организаций (28 % от зарплаты);

2). средства государственного бюджета;

3). доход от реализации путевок;

4) прочие.

Расходование происходит на:

I – выплату пособий:

а). по временной нетрудоспособности;

б). по беременности и родам;

в). по уходу за ребенком до исполнения ему 3 лет (на региональном уровне)$

г). и тому подобные.

II – финансирование санаторно - курортного обслуживания.

III – материальное обеспечение деятельности профсоюзов.

2 место – пенсионный фонд. Центральное управление находится в Москве, а

руководящие органы расположенные на местах.

Задачи пенсионного фонда:

а). сбор средств для выплаты пенсий и пособий, а также организация

пенсионного дела.

б). участие в финансировании региональных программ.

Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников:

1). Страховые взносы, которые платят все предприятия, независимо от формы

собственности.

2). Зарплата работника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты