|; | |
|© |© аренду; |
|прогнозирова| |
|ние; | |
|© |© |
|самофинансир|страхование;|
|ование; | |
|© |© залоговые |
|инвестиционн|операции; |
|ую | |
|программу; | |
|© |© траст; |
|кредитование| |
|; | |
|© выпуск |© факторинг;|
|ценных | |
|бумаг; | |
|© |© лизинг; |
|налогообложе| |
|ние; | |
|© трансферт. |
Блок 2 – Правовое обеспечение:
© правовые акты;
© законы;
© указы;
© постановления Правительства;
© приказы, распоряжения, письма Минфина и т.п.
Блок 3 – Финансовые рычаги:
|* прибыль |* цена; |
|* доход |* арендная |
| |плата; |
|* |* дивиденды;|
|амортизацион| |
|ные | |
|отчисления | |
|* финансовые|* процентная|
|санкции |ставка; |
|* дисконт |
Блок 4 – Нормативное обеспечение:
* инструкции;
* методические указания.
Блок 5 – Информационное обеспечение:
* компьютерные программы;
* бухгалтерская отчетность;
* статистическая отчетность;
* оперативная отчетность и пр.
ТЕМА 5 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.
Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на
объект для достижения определенных целей.
Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их
рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную
роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами
как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект
управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория,
которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание
возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления
финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления
категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом
управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей,
которые материализуются в финансовых ресурсах.
Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.
К объектам относятся:
– ФПУО;
– страховые отношения;
– государственные финансы и т.д.
Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это
управление.
К субъектам относятся:
– финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии;
– финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства
республик);
– налоговые инспекции.
Функциональные элементы управления:
Элемент 1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление
возможности увеличения финансовых ресурсов.
Элемент 2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых
получается максимальная эффективность при минимальных затратах.
Элемент 3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми,
выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного
хозяйствования.
Управление финансами:
1. Стратегическое управление заключается в определении финансовых ресурсов
на перспективу, для чего необходимо знать динамику ВНП.
2. Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом и
заключается в воплощении в жизнь идеи стратегического планирования.
Финансовая система РФ включает в себя комплекс государственных и
негосударственных специализированных учреждений, в функции которых входит:
а). осуществление различного рода финансовых, денежных, страховых,
валютных операций;
б). эти же органы предоставляют аудиторские услуги;
в). они оказывают консультации по всем вопросам финансово-экономической
деятельности;
г). осуществляют регулирование финансовой сферы.
Система финансового управления осуществляется с помощью финансового
аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов
и организаций занимающихся управлением финансами. Или, другими словами,
финансовый аппарат - система финансовых органов.
Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов,
аналогичных группировке финансовых отношений.
Первая сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях.
Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в
распоряжении отраслей и предприятий.
Вторая сфера - система страховых органов.
Третья сфера - государственные финансы - Министерство финансов, все
финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными
фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.
Четвертая сфера - кредитные учреждения - Центробанк и коммерческие банки.
Финансовый аппарат составляют:
а). финансовые органы государства;
б). страховые органы;
в). финансовые службы предприятий.
Рассмотрим финансовые органы государства. Их три:
1. Федеральное собрание
* Совет Федерации (89 чел. х 2 = 178 чел.);
* Государственная дума (450 чел.).
2. Президент.
3. Минфин, который включает в себя нижестоящие уровни Госналогслужбы.
Центральное место в Минфине занимает бюджетное управление, а на втором
месте находится казначейство, которое исполняет бюджет. Далее –
– управление налоговых реформ;
– управление ценными бумагами и финансовым рынком;
– управление финансирования сельского хозяйства.
Сейчас формируется управление финансирования конверсионных программ.
Казначейство - создано в 1993 году. Эта структура была создана для того
чтобы осуществлять функции бюджета. Кроме того, казначейство проводит
расчеты, депозитные и другие операции, которые раньше выполнял Центробанк,
т.к. Центробанк был исполнителем бюджета.
Казначейство возглавляется главным управлением федерального казначейства.
Это главное управление входит в центральный аппарат Министерства финансов и
подчиняется непосредственно ему. Можно сказать, что казначейство
представляет собой внутренний банк Министерства финансов, который имеет
отделения на местах и свою систему расчетов. На 01.01.94 было создано 59
территориальных органов.
Контрольно - ревизионное управление создано при Министерстве финансов в
1923 году. Оно подчиняется непосредственно Министерству финансов. Органы
КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот аппарат
содержится за счет средств федерального бюджета. КРУ - это единственная
система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие
виды деятельности:
– документирование ревизии на государственный предприятиях, организациях и
учреждениях;
– проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной
преступностью.
Главная проблема в работе этой структуры - законодательная база для
финансового контроля.
Старые структуры:
– управление финансированием социальных программ и науки;
– управление финансированием обороны и безопасности;
– управление валютно - финансового регулирования.
Автоматизация управления финансами.
Автоматизированные системы управления становятся неотъемлемой частью
работы финансовых органов. Автоматизированные системы базируются на
элементах программирования и ЭВМ.
ТЕМА 6
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми
занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство
финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные
хозяйственные перемены.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность
субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом -
составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до
сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются
доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и
кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в
бюджет, плата за банковский кредит и др.). Конкретные задачи финансового
планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема
денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых
заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах;
установление оптимальных пропорций в распределении средств между
централизованными и децентрализованными фондами и др.
Планирование характеризуется:
1) экстенсивностью (охватывает широкий круг социально - политических и
экономических явлений);
2) интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники);
3) эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей,
которые ставит финансовое управление).
Методы финансового планирования:
a) автоматический (данные предыдущего года переносятся, например, на 1999
год. Если есть инфляция, то данные умножаются на коэффициент инфляции).
Этот метод является самым примитивным методом и, как правило, используется
при нехватке времени;
b) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на
количество предыдущих лет);
c) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод
учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями)
В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, должно
принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной
деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался
упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на
сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и
признание общественно необходимых затрат произведенных при их производстве
и реализации.
Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом
связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок
со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса
и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет
функционирование в нем прогнозного метода определения результатов
производства и обмена, но с элементами планирования.
Финансовый план – системная совокупность мероприятий материального
опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16