Финансовая система Ставропольского края

противоречивого развития, отражающего и реагирующего на все процессы,

происходящие в политике и экономике края, так и всей России. Начиная с 1991

г. в результате демонополизации страхового дела отмечается быстрый рост

числа страховых компаний, созданных в различной организационно-правовой

форме, формирование рынка различных страховых услуг, развитие

перестраховочной и инвестиционной деятельности страховых организаций. В то

же время демонополизация осуществлялась без четкой программы развития этого

рынка, без достаточно проработанного страхового законодательства и

государственного (административного) регулирования, соответствующей

нормативной и организационной базы, без структуры, которая разрабатывала бы

стратегию и тактику краевого страхового рынка.

На 1 января 1996 г. в крае зарегистрировано порядка 75 страховых

компаний и действуют 58 в основном мелких компаний, которые в силу своих

возможностей не способны брать на себя крупные риски. Общий объем собранных

средств - около 110 млрд. руб., выплаты - 73 млрд. рублей. В страховании

занято 20 тыс. человек. Совокупный уставный капитал страховщиков не

превышает 70 млрд. руб., что не может обеспечить реальную страховую защиту

экономики края от последствий чрезвычайного характера, полное и

своевременное выполнение обязательств по договорам. По-прежнему все расходы

на восстановление уничтожаемых стихийными бедствиями или техногенными

авариями покрываются в основном из краевого или федерального бюджетов.

Актуальной, но труднодоступной для страховщиков остается сфера

страхования объектов, представляющих особую опасность (ядерную, атомную,

химическую, газовую, нефтяную и др.). Не используется реальная страховая

защита населения. Практически в стороне от страхования находится сельское

хозяйство края, которое пока не защищено от последствий неурожая, падежа,

эпидемий и т. п. Не обеспечиваются потенциальные возможности страховых

организаций в инвестиционном процессе. Если в целом по России в 1995 году в

экономику страны страховыми компаниями инвестировано порядка 2 трлн. руб. и

их отчисления государству составили порядка 3 трлн. руб., то по

Ставропольскому краю эти цифры весьма незначительны.

В настоящее время страховой рынок Ставропольского края характеризуется

рядом проблем:

- незначительная капиталовооруженность страховых компаний;

- низкая степень их самоорганизации;

- слабая страховая культура потенциальных потребителей страховых услуг;

- невысокая платежеспособность населения и хозяйственных субъектов;

- низкая инвестиционная привлекательность рубля, рассматриваемая в

долгосрочном плане;

- недостаточное технологическое и методологическое обеспечение страховых

организаций края, а также проблемы подготовки высококвалифицированного

персонала.

Страховой рынок является важным финансовым сектором экономики. В

краевом Сберегательном банке краткосрочные вклады населения и на счетах

предприятий составляют порядка 3 трлн. руб. Однако, эти краткосрочные

резервы не могут являться надежным инвестиционным инструментом, в то время

как ресурсы страховых компаний могут использоваться как долгосрочный резерв

для развития экономики края. Необходимость развития страхования

продиктована самой динамикой экономики края, поскольку оно снимет основную

нагрузку краевого бюджета по возмещению убытков и наоборот обеспечит

дополнительные поступления в бюджет от деятельности страховых организаций,

будет способствовать развитию инвестиционного процесса и обеспечивать

социальную защиту населения. Кроме того, стабильная страховая защита

населения и предприятий сможет повлиять на решение политических проблем и

создание определенного мировоззрения у населения.

В целях совершенствования финансовой структуры края и создания

механизма внебюджетного финансирования социально значимых программ и затрат

по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и иных

чрезвычайных ситуаций Губернатор Ставропольского края утвердил Программу

развития и поддержки страхования в Ставропольском крае.

Программа развития и поддержки страхования в Ставропольском крае была

разработана на основе Государственной Программы поддержки страхового рынка

России с адаптацией для местных условий.

Принцип ее реализации - использование механизма страхования как нового

эффективного средства управления экономикой в целевых программах

комплексного социально - экономического развития регионов.(13(

Цель программы - формирование государственных приоритетов в развитии

страхового рынка края как одного из ведущих финансовых секторов

формирующейся рыночной экономики, включая инвестиционные проекты.

Программа направлена на решение следующих задач:

- создание финансово - кредитных и инвестиционных механизмов в экономике

края посредством формирования новых источников финансирования

государственных социальных программ и затрат по ликвидации последствий

стихийных бедствий, техногенных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций;

- создание системы дополнительного частного страхового обеспечения

населения через проведение социально значимых видов страхования;

- обеспечение внебюджетного финансирования затрат на восстановление

уничтоженного (поврежденного) государственного имущества;

- поддержание деловой и инвестиционной активности страховых организаций,

развитие

- конкуренции на страховом рынке;

- целенаправленное формирование системы административной и общественной

поддержки страхования;

- формирование новых методов стимулирования страховой деятельности;

- повышение эффективности и доступности страховой защиты населения;

- создание правовых, экономических и организационных условий, необходимых

для решения краевых задач в обеспечении страховой защиты населения и

субъектов предпринимательской деятельности;

- привлечение через систему страхования дополнительных финансовых ресурсов

для решения экономических и финансовых проблем края;

- получение значительных дополнительных поступлений в виде налогов от

деятельности страховых компаний;

- привлечение средств страховых компаний в инвестиционные проекты;

- использование системы страхования для укрепления доверия иностранных

инвесторов и привлечения иностранных капиталовложений;

- аккумулирование страховых взносов граждан на долгосрочной основе в

специальных резервах страховых компаний с последующим размещением этих

средств в муниципальные ценные бумаги;

- проведение долгосрочного страхования жизни граждан для решения социальных

и демографических процессов;

- использование системы страхования для обеспечения функционирования

предприятий сельского хозяйства при неурожае, падеже скота или эпидемии;

- использование каналов и информации страховщиков для расширения торговых и

производственных связей предприятий региона;

- обеспечение страховой защиты уникальных и дорогостоящих объектов или

сложных инвестиционных проектов, когда бюджетные расходы на страхование при

страховом случае окажутся несоизмеримо ниже страховых выплат, полученных от

страховщиков;

- создание дополнительных рабочих мест.

В соответствии с планом организационным мероприятий по реализации

программы развития и поддержки страхования в Ставропольском крае

страхованию при Правительстве Ставропольского края был создан

Координационный совет по страхованию.

Координационный совет формируется из представителей Правительства края

и ведущих страховых компаний (всего 8 - 10 человек), осуществляет свою

деятельность на основании законодательства актов Российской Федерации,

нормативных документов по страхованию, руководствуется решениями

Правительства края, соглашением между Правительством, страховыми компаниями

и настоящим Положением.

К функциям координационного совета относится:

Разработка страховой политики и приоритетных направлений развития

страхования.

Разработка и реализация региональных, межрегиональных и отраслевых программ

в области страхования.

Содействие формированию инфраструктуры поддержки и развития страхового

дела.

Координация деятельности страховщиков, зарегистрированных в крае, и

привлечение крупных страховщиков на местный рынок.

Привлечение страховых организаций к реализации краевых целевых программ.

Методологическое руководство деятельностью страховщиков.

Разработка условий и порядка приема страховых компаний в число

аккредитованных страховщиков.

Разработка документов по введению страхования в условиях лицензирования.

Разработка положения о формировании страхового фонда.

Экспертиза новых страховых проектов, условий страхования.

Разработка документации и проведение пропагандистской и просветительной

работы по страхованию.

Участие в разработке директивных и информационных документов Правительства

края, направленных на реализацию программы развития страхования.

2.5 Проблемы, выявленные в результате анализа

финансовой системы Ставропольского края

В эпоху становления рыночных отношений весьма важным являются вопросы,

связанные с финансовым устройством государства. одной из важнейших

составных частей финансовой системы Российской Федерации являются финансы

субъектов Российской Федераций.

Результаты проведенного исследования финансовой системы

Ставропольского края позволяют сделать следующие выводы.

Главной финансовой базой Ставропольского края является бюджет.

Доходная часть бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов.

Кроме того, в бюджет могут поступать трансферты, дотации, субвенции и

заемные средства.

Наибольший удельный вес в структуре доходов краевого бюджета занимают

налоговые доходы (58,91% – в 1999г. и 68,88% – в 2000 г.) То есть

стабильность исполнения бюджета во многом зависит от собираемости налогов.

Начиная с 1998 г. значительно окрепла финансовая самостоятельность

Ставропольского края. об этом свидетельствует снижение трансфертов с 54,40

% в 1998г. до 24,47% в2000 г.

Расходование средств бюджета Ставропольского края происходит в

основном на финансирование территорий и муниципальных образований, а также

нужды здравоохранения, образования, сельского хозяйства.

Правительство Ставропольского края осуществляет учет доходной и

расходной частей краевого бюджета, поступление средств и их использование с

внебюджетных и валютного фондов. Так же Правительство ежеквартально

представляет Государственной Думе Ставропольского края информацию о ходе

исполнения краевого бюджета, о движении средств в краевых внебюджетных и

валютном фондах согласно классификации доходов и расходов с пояснительной

запиской.

На территории Ставропольского края для финансирования строго целевых

мероприятий образован ряд внебюджетных фондов, таких как фонд развития

лесного хозяйства, экономический фонд, фонд поддержки массовой информации,

полиграфии и книгоиздания и др. Указанные фонды призваны решать многие

социально значимые проблемы, поддерживать мало финансируемые отрасли

экономики.

- Важным финансовым сектором экономики края является страховой рынок.

Страхование призвано сократить нагрузку бюджета по возмещению убытков

обеспечить дополнительные поступление в бюджет от деятельности страховых

органов; оно способствует развитию инвестиционного процесса и обеспечивает

социальную защиту населения. Страховой рынок Ставропольского края

характеризуется такими проблемами как незначительная капиталовооруженность

страховых компаний, слабая страховая культура, низкая платежеспособность

населения, низкая инвестиционная привлекательность рубля, рассматриваемая в

долгосрочном плане, недостаточное технологическое и методологическое

обеспечение страховых организаций края, а также проблемы подготовки

высококвалифицированного персонала.

. Финансовая система Ставропольского края в настоящее время имеет ряд

проблем: несвоевременное принятие краевого бюджета, бюджетный дефицит,

недостаточное финансирование внебюджетных фондов, неисполнение федеральных

властей своих обязательств перед регионами, исполнение региональных

бюджетов не в денежной, а в ресурсной форме. Кроме того, нельзя не назвать

и еще одну проблему, а именно отсутствие в бюджетной политике государства

стимулирования заинтересованности региона в преодолении дотационности своих

бюджетов.

Современное состояние межбюджетных отношений также характеризуется

рядом проблем. Практика трансфертов из федерального бюджета в бюджеты

субъектов Российской Федерации не только не привела к выравниванию уровней

социально-экономического развития регионов, но и усугубила их различия.

Зависимость регионов от помощи федерального бюджета нарастает. Необходимы

коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение

финансовой самостоятельности и ответственности Ставропольского края,

поощрение его собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса,

наращивании доходной базы, ускорении социально - экономических реформ.

Таким образом, можно сказать, что одной из важнейших составных частей

финансовой системы государства являются региональные финансы, которые

обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с

социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Финансовой базой региона является его бюджет. порядок составления,

рассмотрения бюджета Ставропольского края, формирования и использования

краевых внебюджетных и валютного фондов установлены законом "О бюджетном

процессе в Ставропольском крае" от 25.04.98 № 6-кз. Правительство

Ставропольского края осуществляет учет доходной и расходной частей краевого

бюджета, поступление средств и их использование с внебюджетных и валютного

фондов, ежеквартально представляет Государственной Думе информацию о ходе

исполнения краевого бюджета, о движении средств в краевых внебюджетных и

валютном фондах согласно классификации доходов и расходов с пояснительной

запиской. Важным финансовым сектором экономики нашего края является

страховой рынок. В целях совершенствования финансовой структуры края

Губернатор Ставропольского края утвердил Программу развития и поддержки

страхования в Ставропольском крае. Финансовая система края характеризуется

рядом проблем, требующих первоочередного решения.

-----------------------

Учреждение банка

Счет подведомствен-ного учреждения

Учреждение банка

Счет подведомствен-ного учреждения

Учреждение банка

Счет подведомствен-ного учреждения

Учреждение банка

Счет распорядителя средств

Учреждение банка

Счет главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ

Учреждение банка

Счет распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации

Учреждение банка

Счет подведомствен-ного учреждения

Учреждение банка

Счет распорядителя средств

Учреждение банка

Счет главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ

Учреждение

банка

Текущий счет по исполнению бюджета субъекта РФ, открытый финансовым

органом исполнитель-ной власти субъекта РФ

регулирующие доходы

отчисления от федеральных налогов

дотации, субвенции

средства, полученные из вышестоящего бюджета по взаимным расчетам и из

фондов финансовой поддержки

отчисления от налога на прибыль

отчисления от налога на добавленную стоимость и акцизов

отчисления от подоходного налога с физических лиц

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты