территориальных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В
общих положениях Закона сформулированы новые понятия консолидированного,
минимального бюджета, минимальных социальных и финансовых норм, средней
финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов и
регулирования финансовых отношений.
Отдельный раздел Закона посвящен доходам территориальных бюджетов. В
нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, который
должен быть не менее 70% доходной части минимальных бюджетов, порядок
предоставления и использования дотаций и субвенций.
Раздел "Расходная часть бюджетов" определяет права территориальных
органов власти по формированию расходов своих бюджетов, при этом впервые
зафиксировано не только положение о бюджете текущих расходов и бюджете
развития, но и содержание этих бюджетов.
В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны
общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения
бюджетов. При этом определяется взаимодействие исполнительных органов
власти разных уровней в обеспечении исходными данными для составления
проектов бюджетов.
В заключительных разделах Закона регламентируется исполнение бюджета,
контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены
гарантии бюджетных прав территориальных органов власти, их ответственность
за принятые ими решения по бюджетным вопросам.
Вопросы, касающиеся территориальных финансов, отражены в Законе "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991г. Все
налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три
группы:
1. Федеральные налоги.
2. Налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных областей, автономных округов.
3. Местные налоги.
Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и
территориальных органов, по отношению к соответствующим налогам, т.е. право
этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать
ставки налогов, предоставлять плательщикам налоговые льготы,
контролировать взимание налогов и т.д.
В Законе "О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям,
автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу"
от 15 июня 1992г. определены права территорий на получение финансовой
помощи в виде целевых субвенций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных
фондов.
Дальнейшим шагом в развитии финансово-бюджетных прав стал Закон "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
от 28 августа 1995г. В Законе зафиксировано, что федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации обеспечивают территориям минимальные местные бюджеты, и
минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами
субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности.
2.2 финансовая база Ставропольского края
Финансовой базой органов власти субъектов РФ, в том числе и
Ставропольского края, являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права,
предоставленные этим органам, дают им возможность составлять,
рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться
переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Территориальные бюджеты – один из главных каналов доведения до
населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные
фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Кроме
того, из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей
производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности,
коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются
важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их
назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением
деятельности территориальных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями
народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,
организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют территориальные бюджеты в осуществлении
общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в
распределении государственных средств на содержание и развитие социальной
инфраструктуры общества.
Распределение и доведение до населения производимых благ
осуществляется в значительной мере с помощью бюджетной системы. Как
известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов
потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку
кадров из территориальных бюджетов выделяется более 60% всех расходов
консолидированного бюджета Российской Федерации, на здравоохранение – около
55%, на социальное обеспечение – более 70%, на жилищно-коммунальное
хозяйство – свыше 90%.
На органы власти Ставропольского края возложена важная задача по
осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий
по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет
средств его бюджета.
Прежде чем проанализировать за счет чего формируется доходная часть
бюджета Ставропольского края и куда расходуются аккумулируемые средства,
необходимо рассмотреть, как организуется бюджетный процесс в Ставропольском
крае.
Составление, рассмотрение и утверждение бюджета Ставропольского края.
Основополагающим документом - Законом РФ "Об основах бюджетных прав и
прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления" от 15.04.1993 г. № 4807-1(6(, а с 01.01.2000 г. – Бюджетным
кодексом (1( установлены общие принципы составления, рассмотрения проектов
бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования
внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-
экономического развития национально-государственных и административно-
территориальных образований.
Закон реализует один из основных принципов организации бюджетной
системы - самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности означает,
что в каждом субъекте Федерации законодательные (представительные) органы
власти самостоятельно регламентируют и организуют бюджетный процесс.
На основе этого закона законодательные органы власти Ставропольского
края приняли закон "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" (11( от
25.04.98 № 6-кз с последующими изменениями и дополнениями.
Этот документ устанавливает общий порядок составления, рассмотрения
проектов консолидированного бюджета и краевого бюджета, формирования и
использования краевых внебюджетных и валютного фондов в соответствии с
законами Российской Федерации, Уставом Ставропольского края и
постановлениями Государственной Думы Ставропольского края в целях
финансового обеспечения социально - экономического развития края.
Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения проекта
бюджета Ставропольского края. Составлению проекта бюджета края предшествует
разработка прогнозов социально - экономического развития края. Прогноз
социально - экономического развития Ставропольского края разрабатывается
Правительством Ставропольского края с учетом мнения органов местного
самоуправления в срок не позднее шести месяцев до начала финансового года и
представляется на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу
Ставропольского края.
Прогноз содержит:
- анализ социально - экономического развития края за прошедший и
текущий годы;
- прогноз социально - экономического развития края на следующий
финансовый год с выделением приоритетных направлений и обоснованностью их
финансирования.
Для полного учета всех финансовых ресурсов, а также определения средней
финансовой обеспеченности муниципального образования органы местного
самоуправления составляют финансовый баланс муниципального образования.
Органы местного самоуправления представляют в Правительство
Ставропольского края прогнозируемые доходы по всем бюджетным источникам,
контрольные расчеты и обоснования расходов своих бюджетов, свои предложения
по изменению и уточнению проектируемых показателей.
Правительство Ставропольского края в двухнедельный срок рассматривает
предложения органов местного самоуправления и по результатам рассмотрения
составляет протокол.
Правительство Ставропольского края заключает соглашения с органами
местного самоуправления, предприятиями и организациями отраслей народного
хозяйства, имеющими различные организационно - правовые формы, о совместных
и целевых расходах в период формирования бюджета органами местного
самоуправления.
Взаимодействие Правительства Ставропольского края с органами местного
самоуправления муниципальных образований в административных районах
Ставропольского края при формировании контрольных цифр проекта
консолидированного бюджета осуществляется через территориальные (районные)
государственные администрации, кроме органов местного самоуправления
муниципальных образований городов краевого значения, в порядке,
устанавливаемом Губернатором Ставропольского края.
Доходная часть бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов.
Кроме того, в бюджеты могут поступать трансферты, дотации и субвенции, а
также заемные средства.
Источники доходной части бюджета соответствующего уровня определяются
на основании налогового законодательства Российской Федерации и
законодательства Ставропольского края.
При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов,
превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых
затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета Правительство
Ставропольского края, исполнительный орган местного самоуправления могут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10