Финансы предприятия

банка-кредитора. Погашение кредита происходит обычно через два - семь дней

после предупреждения предприятия-заемщика банком.

Онкольный кредит выдается под обеспечение ценными бумагами и товарами и

представляет собой довольно удобную форму кредитования посреднических

организаций, брокеров и дилеров. Он может успешно применяться для

кредитования биржевых спекулятивных операций. Будучи по сути дела кредитом

до востребования, онкольный кредит для заемщика является в некоторой

степени рискованной операцией. Поэтому процентная ставка здесь ниже, чем по

срочным ссудам. Для банка же онкольный кредит с точки зрения качества его

обеспечения и сроков возврата считается наиболее ликвидной статьей активов

после наличности.

Первоклассные, надежные клиенты могут кредитоваться с использованием

контокоррента. Классность заемщика в данном случае играет большую роль

потому, что, в отличие от других форм кредитования, контокоррент связан со

значительным риском для банка.

При кредитовании по контокорренту предприятию открывается только один

счет — контокоррентный; расчетный счет при этом закрывается. Кредитуется

вся текущая производственная деятельность клиента. Финансирование

капитальных вложений с этого счета не производится. Таким образом,

контокоррент представляет собой единый активно-пассивный счет, на котором

концентрируются все текущие расчетные операции предприятия. Он сочетает в

себе свойства ссудного и текущего (расчетного) счета и может иметь

дебетовый или кредитовый остаток.

Поступление платежей в пользу предприятия отражается (в его учете) по

дебету контокоррентного счета, списание со счета — по кредиту. Периодически

(например, раз в квартал) по счету выводится сальдо. Если оно дебетовое — в

пользу предприятия, — начисляется процент по дебету счета, если кредитовое

— процент и комиссия начисляются в пользу банка по кредиту счета. Исходя из

коммерческого характера банковского кредитования, процент в пользу банка

начисляется по более высокой ставке, чем в пользу клиента.

Овердрафт является англо-американской разновидностью контокоррента. Он

представляет собой форму краткосрочного кредита, выдаваемого путем списания

средств с расчетного или текущего счета клиента сверх остатка на нем. В

результате такого списания образуется дебетовое в учете банка, кредитовое —

в учете клиента сальдо, по которому банк взимает процент. Погашение кредита

происходит путем зачисления на расчетный или текущий счет клиента всех

причитающихся ему от контрагентов сумм.

Кредитованию в форме овердрафта предшествует оформление соглашения

между клиентом и банком, в котором оговариваются все его условия, главным

из которых является максимальная сумма овердрафта. Являясь для банка

рискованным мероприятием, кредит в форме овердрафта предоставляется

наиболее надежным клиентам.

6. Активы предприятия. Собственный капитал. Заемный капитал. Чистый

оборотный капитал.

Активы — это средства для формирования производственного потенциала,

который предприятие использует и намеревается извлечь будущую экономическую

выгоду, в нем содержащуюся, т.е. потенциал на определенную дату, который

прямо или косвенно будет способствовать притоку денег или денежных

эквивалентов. Этот потенциал может быть как производственным, так и в форме

конвертируемости денег или денежных эквивалентов или обладать способностью

снижать денежные расходы, когда более совершенный производственный процесс

снижает производственные расходы.

В балансе отражаются внеоборотиые (долгосрочные) активы, приобретенные

для продолжительного пользования в процессе производства на предприятии, и

оборотные активы, — производственные запасы, дебиторская задолженность,

ценные бумаги, денежные средства и др. Это все те активы, которые не

предназначены для длительного и непрерывного пользования в производственном

процессе. Оборотные активы по своему экономическому содержанию непрерывно

возобновляют процесс производства путем полного переноса своей натуральной

формы на изготовляемую продукцию или обеспечения необходимых денежных

расчетов для производственного цикла.

В соответствии с международным стандартом № 5 по бухгалтерскому учету и

отчетности в общей стоимости активов выделяют неликвидные и текущие

(оборотные) активы. К неликвидньм активам относятся:

а) земля и здания;

6) машины и оборудование;

в) земельная собственность и активы, покупаемые в кредит;

г) другие неликвидные активы: долгосрочные капиталовложения в дочерних

компаниях, в ассоциированных компаниях и другие капиталовложения.

Текущие (оборотные) активы включают:

а) денежные средства на счетах и в кассе;

6) реализуемые ценные бумаги, кроме долгосрочных капиталовложений;

в) дебиторские займы: дебиторы по расчетам, прямые дебиторские займы;

межфирменные дебиторские займы; дебиторские займы ассоциированных компаний;

д) товарные запасы.

По международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности

источниками формирования средств являются обязательства, капитал и резервы:

Инвестируемый капитал = Собственный капитал + Долгосрочные

обязательства + Краткосрочные кредиты банка под оборотные средства

Долгосрочные обязательства выступают как инвестируемый капитал, а

краткосрочные обязательства — как обязательства. Следовательно,

Активы = Источники средств = Капитал + Оборотные (краткосрочные)

пассивы

отсюда

Капитал = Активы — Оборотные (краткосрочные) пассивы.

Поэтому в мировой практике капитал рассматривается в пассиве баланса

как инвестируемый, а в активе — как функционируемый. Выделяется также и

рабочий капитал как сумма чистых оборотных (текущих) активов, равная

оборотным (текущим) активам за вычетом краткосрочных обязательств (текущих

пассивов).

Капитал = Собственный капитал + Заемный капитал.

Собственный капитал = стр. 390 пассива баланса

Заемный капитал = Долгосрочные обязательства + Краткосрочные кредиты

банка под оборотные средства

Чистый оборотный капитал = Оборотные активы – Краткосрочные

обязательства.

7. Определение потребности в оборотных средствах.

Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от

правильного определения их потребности.

Для предприятия важно правильно определить оптимальную потребность в

оборотных средствах, что позволит с минимальными издержками получать

прибыль, запланированную при данном объеме производства.

При планировании оптимальной потребности в оборотных средствах во

внимание принимаются денежные средства, которые авансируются для создания

производственных запасов, заделов незавершенного производства и накопления

готовой продукции на складе. Для этого можно использовать три метода:

аналитический, коэффициентный и метод прямого счета.

Аналитический, или опытно-статистический метод нормирования отражает

сложившуюся практику организации производства, снабжения и сбыта. Сущность

его состоит в том, что при анализе имеющихся товарно-материальных ценностей

корректируются их фактические запасы и исключаются излишние и ненужные

ценности.

Метод прямого счета предусматривает научно обоснованный расчет запасов

по каждому элементу оборотных средств в условиях достигнутого

организационно-технического уровня предприятий с учетом всех изменений,

происходящих в развитии техники и технологии, в организации производства,

транспортировке товарно-материальных ценностей и в области расчетов.

при коэффициентном методе в сводный норматив предшествующего периода

вносятся поправки на планируемое изменение объема производства и на

ускорение оборачиваемости средств.

Основным методом нормирования является метод прямого счета по каждому

элементу оборотных средств в отдельности. Другие методы нормирования

используются в промышленности как вспомогательные.

Нормирование оборотных средств заключается: 1) в разработке и

установлении норм запасов всех оборотных средств по отдельным видам товарно-

материальных ценностей, 2) в разработке нормативов собственных оборотных

средств в целом и для каждого их элемента.

Норма оборотных средств выражается в относительных величинах (как

правило, в днях). Она рассчитывается по каждому элементу оборотных средств

и характеризует величину запаса товарно-материальных ценностей на

определенный период времени, который необходим для обеспечения

непрерывности производственного процесса.

Разработка норм запаса является наиболее сложной частью работы

определения потребности предприятия в оборотных средствах, поэтому нормы

могут использоваться в течение ряда лет. Необходимость их пересмотра

возникает при изменении условий производства, снабжения и сбыта,

номенклатуры выпускаемых изделий и т.п.

Норматив оборотных средств — это плановая сумма денежных средств,

постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности.

Общий норматив оборотных средств или совокупная потребность в оборотных

средствах предприятия определяется как сумма частных нормативов,

рассчитанных по отдельным элементам оборотных средств. По большинству

элементов оборотных средств частный норматив определяется:

Н = Р х Д

где Н – норматив оборотных средств по конкретному элементу;

Р – однодневный расход. Он равен частному от деления соответствующих

квартальных затрат на производство на 90 дней;

Д – норма запаса в днях для данного элемента оборотных средств.

Для определения норматива оборотных средств по сырью, основным

материалам, покупным полуфабрикатам используются данные о плановых затратах

на сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты в расчете на квартал.

Норматив оборотных средств по вспомогательным материалам, потребляемым на

большую сумму, по топливу, покупной таре определяется аналогично.

При определении норматива оборотных средств по незавершенному

производству и полуфабрикатам собственного изготовления в расчет

принимается плановая себестоимость незавершенного производства и норма

запаса в днях, зависящая от длительности производственного цикла.

При расчете норматива по готовой продукции на складе под Р понимается

однодневная плановая производственная себестоимость готовой продукции,

норма запаса в днях имеет свое содержание. Она складывается из времени,

необходимого для упаковки и маркировки продукции, подборки по ассортименту,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты