результата к поставленной цели. Целью финансового контроля, осуществляемого
органами Федерального казначейства, является сокращение количества и объема
нарушений бюджетного законодательства. Основной вид нарушения бюджетного
законодательства, снижению которого обязано способствовать казначейство –
использование бюджетных средств не по назначению.
В результате проведенных проверок целевого использования бюджетных
средств выявляются нарушения, существенными из которых являются нарушения,
допускаемые учреждениями и организациями по таким статьям экономической
классификации, как оплата труда гражданских служащих, приобретение
предметов снабжения и расходных материалов, начисления на оплату труда.
В составе выявленных нарушений большая часть сумм, использованных не
по целевому назначению, были выданы бюджетополучателям наличными
средствами (заработная плата, текущие расходы), значительно меньшая часть
сумм - были перечислены с лицевых счетов получателей средств безналичным
путем (коммунальные платежи, начисления на оплату труда, капитальные
вложения).
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной эффективности
осуществления текущего контроля и необходимости ее повышения.
Что же делать в такой ситуации? ОФК необходимо сосредоточениеить
основное внимание на текущем контроле.
На основании п. 2.10. совместного письма Минфина РФ и ЦБР от 5 мая,
11 апреля 1997 г. №№36н, 433а «О порядке расчетно-кассового обслуживания
счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования
распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах
федерального казначейства» органы федерального казначейства
осуществляют контроль за порядком ведения кассовых операций распорядителей
бюджетных средств, открывших лицевые счета в ОФК. Этот контроль
осуществляется путем проведения проверки исполнения бюджетополучателями
порядка работы с наличными денежными средствами, в процессе которой, в
том числе, проверяется целевое направление средств, получаемых наличным
путем. Однако периодичность подобных проверок довольно низка. Для
достижения эффективности текущего контроля необходимо их проведение не
реже 2 раз в текущем финансовом году у каждого бюджетополучателя, причем
проверять сплошным порядком все полученные через ОФК наличные средства.
Также при проверке сумм, запрашиваемых получателем на получение
заработной платы, стипендии, необходимо требовать предъявления мемориальных
ордеров «Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям»,
приказы на выплату премий с указанием источника выплат, ведомости на
выплаты заработной платы, стипендий, штатные расписания и другие документы,
подтверждающие обоснованность выплат. В случае выявления фактов нецелевого
использования средств федерального бюджета необходимо принимать немедленные
меры к восстановлению указанных средств либо к уменьшению текущего
финансирования именно в текущем финансовом году.
Организации, учреждения, являясь получателями средств федерального
бюджета, несут бюджетно-правовую ответственность за исполнение
государственных финансов. Основанием для применения норм бюджетно-правовой
ответственности является совершение правонарушений, к которым в
соответствии с действующим федеральным законодательством можно отнести
нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета
Практически все нарушения, за которые предусмотрена ответственность в
виде санкций имущественного характера, лежат в области исполнения бюджета.
В реализации таких санкций органам федерального казначейства принадлежит
главенствующая роль, поскольку они обладают в наиболее полной мере
информацией о выделенных бюджетополучателям средствах федерального бюджета,
им предоставлены права по проведению проверок в финансируемых из
федерального бюджета учреждениях и организациях.
Использование средств федерального бюджета не по целевому назначению
влечет применение органами федерального казначейства к организациям -
нарушителям, следующих мер принуждения: списание в бесспорном порядке суммы
средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению;
оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований.
В законе «О федеральном бюджета на 2001 год» не предусмотрена
ответственность в виде взыскания в бесспорном порядке штрафных санкций за
нецелевое использование государственных средств. Но указанная выше
ответственность предусмотрена ст. 75 закона «О федеральном бюджете на 2000
год». Таким образом, в 2000 году в бюджет осуществлялось взыскание штрафных
санкций и сумм средств, использованных не по целевому назначению.
Нарушитель знал о необратимости наказания за нецелевое использование
бюджетных средств.
Обращаясь кВ ст. 289 Бюджетного кодекса «Нецелевое использование
бюджетных средств», определяютсяподчекну следующее: во-первых, определено
понятие нецелевого использования бюджетных средств; во-вторых,
предусмотрено изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств,
использованных не по целевому назначению; в-третьих, определена
ответственность в виде взыскания штрафных санкций за нецелевое
использование средств с руководителей организаций - получателей бюджетных
средств в соответствии с КоАП; в-четвертых, предусмотрено уголовное
наказание при наличии состава преступления.
В п. 2 ст. 284 БК РФ «Полномочия органов федерального казначейства в
области применения мер принуждения» говориться, что руководители органов
федерального казначейства и их заместители, в том числе, имеют право
составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.
Перенесенный акцент со штрафов, взимаемых с организации, на штрафы,
взимаемые с руководителей организации, верен.
Но в настоящее время невозможность реализовать органами федерального
казначейства право наложения штрафных санкций на руководителей организаций
– получателей средств федерального бюджета, вызвана отсутствием в КоАП
конктретных составов правонарушений, перечисленных в ст. 289-306 БК РФ.
В результате этого Ээффективность контрольной функции органов
федерального казначейства зависит, главным образом, от готовности
нарушителей бюджетного законодательства уплачивать штрафные санкции в
добровольном порядке.
Поэтому, говоря о наказании за нецелевое использование средств,
целесообразно включить в главу 12 КоАП «Административные правонарушения в
области торговли и финансов» статью, содержание которой предусмотрит размер
штрафа на руководителя организации, допустившего использование бюджетных
средств не по целевому назначению. Таким образом, будеут предусмотрены
наказание за нецелевое использование государственных средств, а также
первоочередная ответственность руководителей организаций.
Правом применения мер принуждения к нарушителям бюджетного
законодательства по материалам проверок ОФК по г. Ижевску обладают
руководители (заместители руководителей) Управления федерального
казначейства по Удмуртской Республике (УФК по УР).
Федеральное казначейство создано и существует, чтобы осуществлять
непрерывный контроль за использованием бюджетных средств, казначейские
технологии исполнения бюджета в основном позволили достаточно эффективно
контролировать целевое направление бюджетных средств.
Казначейством ежедневно осуществляется перечисление и контроль за
движением и целевым использованием средств, выделяемых из бюджета для
финансирования расходов по бюджетополучателямей. Повысилась управляемость,
защищенность этих средств, а также оперативность финансирования расходов.
145 лицевых счетаов, открытых в Отделении федерального казначейства, служат
не только отражением операций по исполнению федерального бюджета, но и дают
возможность осуществлять более полный контроль за целевым использованием
средств.
Сегодня в России создана уникальная система контроля за направлением и
использованием бюджетных средств, которая реализуется с помощью новейших
компьютерных технологий. Современная казначейская система контроля за
направлением и использованием бюджетных средств позволяет осуществлять учет
исполнения федерального бюджета и ведет к укреплению платежной и
финансовой дисциплины, снижает возможность совершения злоупотреблений,
нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, а также
позволяет обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального
бюджета. И неразрывность процесса контроля на всех этапах бюджетного
процесса является, объективно наиболее эффективной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации №116-ФЗ (с изменениями на 9 июня 2001
года) Конституция РФ от 12 декабря 1993 года
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, от 26.11.2001, 1998 г.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, № 146 – ФЗ от 31.07.19981999 г.
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации, № 145 – ФЗ от 31.07.19982000 г.
1. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” (в редакции
Федерального Закона от 03.02.1996 № 17-ФЗ) (с изменениями на 17 августа
2001 года)
2. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” №36-ФЗ от 22
февраля 1999 года
1. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2000 год” №227-ФЗ от 31
декабря 1999 года
2. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2001 год” №150-ФЗ от 27
декабря 2000 года
3. Указ Президента Российской Федерации “О Федеральном казначействе” № 1556
от 8 декабря 1992 года
1. Указ Президента РФ «О государственном заказе на подготовку и повыше-
ние квалификации государственных служащих» № 103 от 09.08.1995.
1. Указ Президента РФ “О мерах по обеспечению государственного финансового
контроля РФ” № 477 от 12.05.1997
1. Указ Президента РФ “О мерах по оздоровлению государственных финансов” №
1278 от 11.12.1997
1. Положение о федеральном казначействе Российской Федерации,
утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства Российской
Федерации от 27 августа 1993 года № 864
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 года
№546 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации» (с изменениями на 10 марта 2000
года)
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19