Лекции по Финансам

домам, предоставление социальных пенсий (деньги для ПФ из

Федерального бюджета); доплаты к пенсиям госслужащих.

18. Обслуживание государственного долга - растет в % отношении из года в

год - составляет 8,6% - все 100% из Федерального бюджета - уплата %

по внешнему и внутреннему госдолгам, погашение основной суммы долга.

19. Пополнение государственных запасов и резервов - закупка золота -1,3%

- вся сумма из Федерального бюджета.

20. Прочие расходы - 14,9% (1/2 - Федеральный бюджет). 70% - финансовая

помощь субъектам федерации и нижестоящим бюджетам, Фонд трансфертов;

объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс(местные

бюджеты); резервный фонд (Президента, Правительства) - 1,5 трлн. руб,

государственная поддержка Крайнего Севера.

* - Есть еще расходы целевых бюджетных фондов - 3,4% ( образовавшиеся в

результате консолидации части внебюджетных фондов - дорожный фонд, фонд

экономического стимулирования).

Лекция 17. 25.04.1997.

5. Расходы госбюджета в настоящее время не покрываются доходами, отсюда

важнейшее направлении политики в области расходов - их всемерное сокращение

и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования,

обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности

контроля за использованием бюджетных средств.

В качестве мероприятий для повышения эффективности федерального бюджета

можно предложить всемерное расширение предоставления бюджетных средств на

возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных

организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию

только при условии получения государством дополнительного пакета акций или

доли в уставном капитале предприятия.

На возвратной основе предоставляются бюджетные средства в рамках

финансового лизинга; при сезонном кредитовании с/х предприятий (закупка

семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по

финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по

высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам. Обычно бюджетные

ссуды на эти цели предоставляются под уплату % в размере 1/2 учетной ставки

ЦБ.

Очень серьезная проблема бюджета - то, что он большой, громоздкий.

Однако,при наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей

отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции). Реально на

инвестиции идет 25 трлн. руб, в то время как это является важнейшим

условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает вопрос - как дать max

эффект, стимулировать частные инвестиции.

Первый инструмент регулирования - финансирование высокоэффективных

технических проектов :

1) Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем

любое предприятие может выставить свой проект.

2) Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что

сам инвестор вложит не менее 20%.

В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из

федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень

ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.

В 1997 году появился новый инструмент - предоставление госгарантий под

инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает,

но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство

обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-

кредитором :

1. Государство обязуется возместить до 60% долга

2. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог

с рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств

3. Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы

экономического риска в расчет не принимаются.

4. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора -

наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта

оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то

сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, и в

течение 1997-2005 сумма взносов в бюджет должна превысить затраты

государства на проект, причем при расчете за каждый год будет

производиться деление на коэффициент дефлятора(корректировка на

инфляцию).

Естественно,не все заложенные в бюджете в позиции госдолга 50 трлн. будут

выплачены как гарантии, реально - лишь 1-2 трлн, однако, эти средства

должны вытянуть из частников большое количество инвестиций.

В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм

стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития(27 трлн.). Его

значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он

устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития

было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые

основные средства. 2 основных источника :

I. Связанные кредиты иностранных государств, банков - 15 трлн.

II. Выпуск внутренних займов.

Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной основе,

в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные с

санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление

госгарантий.

Другой важный вопрос, связанный с расходами - создание нового механизма

госзакупки товаров. До сих пор заключение контрактов производилось с

произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были

завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор

поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при

низкой цене.

Другая важная проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации

государства достигают 100 трлн. руб. Население покрывает 27% жилищно-

коммунальных услуг. В настоящее время назревает жилищно-коммунальная

реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий

малоимущим. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются

альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных предприятий с

государственными по оказанию коммунальных услуг.

Среди традиционных направлений сокращения расходов стоит отметить такие

направления как затраты на ВПК и госаппарат.

Тема : Бюджетное устройство и бюджетный процесс.

1. Характеристика бюджетной системы России (самостоятельно).

2. Межбюджетное регулирование.

3. Бюджетный процесс.

2. Межбюджетное регулирование - предоставление финансовой помощи одним

бюджетом другому в различных формах. Основные формы :

1) Дотации.

2) Субвенции

3) Бюджетные ссуды

4) Отчисления от регулирующих налогов и доходов

5) Трансферты.

1) - самая простая форма; для сбалансирования из вышестоящих бюджетов

предоставляется сумма(абсолютная) средств. Эта форма самая несовершенная и

порождает иждивенчество.

2) - целевая дотация бюджету для финансирования определенных

мероприятий (USA,England). Это более прогрессивная форма, которая может

предоставляться на долевых началах.

3) - предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент.

4) - наиболее распространенная до последнего времени форма; когда с

налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный

процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет (раньше - налог

с оборота). Этот способ стимулировал изыскание дополнительных средств для

роста сбора налогов. Недостаток - % отчислений устанавливается виртуально,

свой для каждого региона, отсюда стремление повысить %, а не искать

средства.

5) Новый механизм - бюджетный федерализм, заимствованный у Германии,

когда распределение средств производится при помощи трансфертов. Финансовая

помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой

поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды

направляется 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин.

Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый потенциал = сумма

поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов / количество жителей

региона.

Характеризуя сумму поступающих в регионы налогов, это 25% НДС,

региональный налог на прибыль - до 22%, весь подоходный налог с населения,

50% акцизов на алкогольную продукцию; 100% остальных акцизов, кроме акцизов

на нефть, газ, бензин; часть платежей за природные ресурсы; транспортный

налог; + региональные налоги (налог на имущество, лесной налог) = налоговый

потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со

средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты,

если этот показатель ниже среднего по России; размер трансфертов

определяется пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не

хватает, то регион имеет право на дополнительный трансферт.

Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования (

например, Москва имеет высокий налоговый потенциал, но тем не менее

получает субвенции).

Важное значение имеет бесперебойное поступление средств из регионов

(оставляют часть средств у себя). При нарушении отдельными регионами правил

уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены санкции :

1) Приостановление финансирования из федерального бюджета программ и

мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты,

субвенции).

2) Приостановление поставки продукции из централизованных

государственных ресурсов.

3) Прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям данного региона.

3. Бюджетный процесс - составление, рассмотрение, утверждение и исполнение

бюджетов различных уровней. Рассмотрим бюджетный процесс на примере

федерального бюджета :

Проект федерального бюджета готовится Минфином РФ вместе с различными

планами и прогнозами, обосновывающими проект бюджета. Проект Федерального

бюджета передается в Правительство, после одобрения должен быть вынесен до

01.09 текущего года на рассмотрение Госдумой, что сопровождается

выступлением Президента. Передаются также предварительные итоги социально-

экономического развития на текущий год, прогноз на планируемый год,

составляется отдельный документ “Основные направления бюджетной и

налоговой политики”; прогноз сводного финансового баланса, прогноз

консолидированного бюджета РФ, федеральные целевые программы, расчеты по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты