Лекции по Финансам

совершенствовании. Переход к рынку вызвал серьезное увеличение количества

финансовых нарушений и масштабов потерь от этих нарушений (в начале 90-х -

чеченские авизо - крупная банковская афера. Из каналов денежного обращения

было изъято $3,75 млрд, в то время как крупнейшая афера за рубежом - $150

млн. - в Швейцарии. В настоящее время наиболее серьезны 3 области

финансовых нарушений :

- нарушение налогового законодательства и уход от уплаты налогов (недобор

30-40% налогов);

- незаконное (нецелевое) использование бюджетных средств (лоббирование,

личные финансовые отношения);

- большое количество финансовых нарушений, ущемляющих права акционеров,

мелких инвесторов как фирмами, осуществляющими незаконное привлечение

финансовых средств, так и предприятиями, где руководство(администрация)

осуществляет бесконтрольно ФХД.

Пути совершенствования финансового контроля :

. требуется совершенствование действующего финансового законодательства,

т.к. многие нарушения происходят в силу лазеек в действующих законах;

. необходима и стабильность законодательства, т.к. нередки изменения

условий уплаты налогов, деятельности на рынке ЦеБу вследствие чего

совершаются финансовые нарушения из-за несвоевременности применения

изменений.

. у государства дилемма : ожесточать или ослаблять санкции по отношению к

нарушителям налоговой дисциплины. Здесь речь идет о злостных нарушителях,

к которым может быть применима и уголовная ответственность;

. с другой стороны, для тех предприятий и организаций, где ошибки из-за

непрофессиональности - здесь требуется более прагматичная позиция,

поэтому проводятся налоговые амнистии(увеличение срока, до которого

можно внести налоговые платежи), разъяснительные работы ГНС. Должна

появиться заинтересованность в результатах экономической деятельности у

проверяющих (т.е часть средств от собранных штрафов и выявленных

дополнительных доходов идет в фонды и распределяется в налоговых

службах).

. НП тоже нуждается в совершенствовании. Есть предложение передать ей право

на проведение предварительных следствий (как сейчас, а дальше - в

следственные органы), но весь процесс разбирательства с созданием внутри

НП налоговых судов;

. компьютеризация работы контролирующих органов (ведь сейчас 3.000.000

налогоплательщиков - юр.лиц, платят 2.400.000). А вот в страховании

отчеты компании сдают выполненными на дискетах.

. для повышения эффективности аудиторского контроля - привлечение

иностранных фирм с беспристрастным контролем .

. есть и примеры дублирования финансового контроля, поэтому нужна

координация деятельности;

. эффективность использования бюджетных средств значительно повысится, если

придать гласности расходные статьи бюджета. Парламент обладает большими

возможностями по осуществлению контроля за бюджетом, необходимо повышать

роль Счетной палаты и всего Федерального Собрания.

Лекция 13. 4.04.97.

Раздел: “Государственные финансы”

Тема 8. Государственный бюджет

1. Сущность и роль госбюджета в социально-экономическом развитии общества.

2. Доходы бюджета.

3. Налоговая политика государства

4. Расходы бюджета

5. Бюджетная политика в области расходов.

6. Бюджетный дефицит, управление им.

1. Еще при рассмотрении финансовой системы мы рассматривали госбюджет как

ведущее звено. Госбюджет связан денежными отношениями , имеющими

объективный характер, т.е. существование бюджета объективно обусловлено, он

существует и во всех общественно-экономических формациях, где существовали

финансовые отношения, т.е. бюджет - экономическая категория, тесно

связанная с существованием государства.

Госбюджет должен обслуживать функции государства и его основное

назначение - удовлетворение государственных потребностей. Госбюджет

выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими

участниками общественного производства в процессе распределения и

перераспределения стоимости общественного продукта и части национального

богатства путем образования централизованных фондов государства и их

использования на цели расширенного производства, удовлетворения социальных

и других общественных потребностей. Госбюджету, как части финансовых

отношений присущи те же признаки и функции, что и у финансов как у

экономической категории.

Материально-вещественная форма бюджетных отношений - централизованные

фонды государства, которые также получили название “бюджет”, т.е. под одним

термином “госбюджет” подразумеваются разные понятия :

1. Как экономическая категория - совокупность экономических отношений.

2. Централизованный фонд государства и различных госструктур.

3. Финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.

Хотя бюджету присущи все признаки финансов, эта категория имеет свою

специфику :

1. Он всегда связан с государством - одним из участников распределительных

отношений.

2. У бюджета иной объект распределения. С помощью финансов распределяется

ВВП и его слагаемые, а бюджет - лишь часть ВВП или НД. Через бюджет не

распределяется амортизация, излишек оборотных средств - C. Включается

лишь прибавочный и необходимый продукт. Основная часть - чистый доход. В

определенных условиях бюджет участвует в распределении НБ (приватизация,

конфискация, выручка от продажи золотого запаса).

3. В основном - перераспределительный инструмент (финансы - и на 1 и на 2

стадии), хотя встречается и на 1 стадии (предприятие платит из выручки

косвенные налоги).

Роль бюджета.

Он обслуживает все основные функции государства :

- экономическая (обеспечивает финансирование важнейших НХ объектов -

предприятия и производства на субсидировании, имеющие большое НХ

значение). Вот многом роль определяется конкретной экономической

ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим

неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд; США в годы WWII -

нужно увеличение выпуска военной продукции - были госкапвложения,

возведение засчет госинъекции атомной промышленности; иной пример -

индустриализация).

- важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения

ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а

субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент

поддержки развития слабых районов - сильное межтерриториальное

распределение );

- социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение -

частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при

сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих

граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных

странах доля социальных расходов (здравоохранение , образование, помощь

малоимущим)- почти 60% от бюджета - США. Т.е бюджет - главный рычаг

выравнивания в социальном смысле, чтобы не допустить в стране социальных

конфликтов);

- политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До

середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов (XVIII

век - Россия - 90%). Сейчас отходит на второй план,т.к. есть более важные

направления;

- НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно-

технических проектов);

- финансирование госорганов власти.

Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов(

госбюджета к величине ВВП. Есть мнение, что расходы лучше, т.к. именно они,

а не заниженный доход определяют степень участия в распределительном

процессе.

Этот показатель в настоящее время имеет тенденцию к возрастанию

(Германия - 1972 г - 24%, сейчас - 29%). Это связано с повышением

роли(доли) государства в распределительном процессе, хотя и при господстве

рыночной экономики. В России этот показатель - 39! (650 трлн. /1659 трлн.),

США - 36%. В Нидерландах же в 1989 году только по центральным органам

власти - 54 %. Однако, эти расчеты очень сомнительны, т.к. по данным

Госкомстата 28% от ВВП идет на накопление, а это обновление основных и

оборотных фондов).

Чрезмерная централизация - тоже негативная черта, т.к. давятся стимулы

к развитию производства. В то время как рост процента на Западе означает

рост их благосостояния, у нас чрезмерная централизация может дать обратный

ход. В дополнение рекомендуется смотреть учебник.

2. Доходы госбюджета выражают экономические отношения, возникающие у

государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе

формирования бюджетных фондов.

Форма проявления этих отношений - различные виды платежей, а их

материально-вещественное воплощение - денежные средства, поступающие

государству от субъектов ЭО. Все доходы государства от способа из

извлечения могут быть объединены в 2 группы :

. налоги и другие обязательные платежи;

. прочие доходы.

90 % всех доходов госбюджета составляют налоговые поступления, кроме того,

5% - неналоговые поступления, 5% - целевые бюджетные фонды (Дорожный).

Таким образом налоги - 95%, не учитывая госкредиты для баланса расходной и

доходной частей.

В настоящее время в России - все обязательные поступления - налоги, а в

Советское время - большая часть доходов - неналоговые обязательные платежи.

Разница заключается в том, что налог - обязательный платеж, размер и

условия взимания которого определены законом. Т.е. для всех

налогоплательщиков устанавливаются единообразные условия, именно поэтому

они используются в рыночной экономике.

В Советское время - существовала плата за производственные фонды,

отчисления от прибыли - все ставки и условия определялись не законом, а

существовали определенные ведомства для подчиненных предприятий. Не было

заинтересованности в повышении эффективности производства. Это было

разрушено в 1991 году, и с 1992 года появились налоги. Они ,естественно,

существовали и раньше - для физических лиц и колхозов, а госпредприятия

считались собственностью государства - наши! Сейчас это действует в системе

ЦБ.

Налоги - также мощный социальный фактор (например, волнения в США -

XVIII век, когда Английский Парламент решил ввести гербовый сбор - типа

госпошлины, т.е. сбор за постановку печати. Этот налог вызвал возмущение в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты