совершенствовании. Переход к рынку вызвал серьезное увеличение количества
финансовых нарушений и масштабов потерь от этих нарушений (в начале 90-х -
чеченские авизо - крупная банковская афера. Из каналов денежного обращения
было изъято $3,75 млрд, в то время как крупнейшая афера за рубежом - $150
млн. - в Швейцарии. В настоящее время наиболее серьезны 3 области
финансовых нарушений :
- нарушение налогового законодательства и уход от уплаты налогов (недобор
30-40% налогов);
- незаконное (нецелевое) использование бюджетных средств (лоббирование,
личные финансовые отношения);
- большое количество финансовых нарушений, ущемляющих права акционеров,
мелких инвесторов как фирмами, осуществляющими незаконное привлечение
финансовых средств, так и предприятиями, где руководство(администрация)
осуществляет бесконтрольно ФХД.
Пути совершенствования финансового контроля :
. требуется совершенствование действующего финансового законодательства,
т.к. многие нарушения происходят в силу лазеек в действующих законах;
. необходима и стабильность законодательства, т.к. нередки изменения
условий уплаты налогов, деятельности на рынке ЦеБу вследствие чего
совершаются финансовые нарушения из-за несвоевременности применения
изменений.
. у государства дилемма : ожесточать или ослаблять санкции по отношению к
нарушителям налоговой дисциплины. Здесь речь идет о злостных нарушителях,
к которым может быть применима и уголовная ответственность;
. с другой стороны, для тех предприятий и организаций, где ошибки из-за
непрофессиональности - здесь требуется более прагматичная позиция,
поэтому проводятся налоговые амнистии(увеличение срока, до которого
можно внести налоговые платежи), разъяснительные работы ГНС. Должна
появиться заинтересованность в результатах экономической деятельности у
проверяющих (т.е часть средств от собранных штрафов и выявленных
дополнительных доходов идет в фонды и распределяется в налоговых
службах).
. НП тоже нуждается в совершенствовании. Есть предложение передать ей право
на проведение предварительных следствий (как сейчас, а дальше - в
следственные органы), но весь процесс разбирательства с созданием внутри
НП налоговых судов;
. компьютеризация работы контролирующих органов (ведь сейчас 3.000.000
налогоплательщиков - юр.лиц, платят 2.400.000). А вот в страховании
отчеты компании сдают выполненными на дискетах.
. для повышения эффективности аудиторского контроля - привлечение
иностранных фирм с беспристрастным контролем .
. есть и примеры дублирования финансового контроля, поэтому нужна
координация деятельности;
. эффективность использования бюджетных средств значительно повысится, если
придать гласности расходные статьи бюджета. Парламент обладает большими
возможностями по осуществлению контроля за бюджетом, необходимо повышать
роль Счетной палаты и всего Федерального Собрания.
Лекция 13. 4.04.97.
Раздел: “Государственные финансы”
Тема 8. Государственный бюджет
1. Сущность и роль госбюджета в социально-экономическом развитии общества.
2. Доходы бюджета.
3. Налоговая политика государства
4. Расходы бюджета
5. Бюджетная политика в области расходов.
6. Бюджетный дефицит, управление им.
1. Еще при рассмотрении финансовой системы мы рассматривали госбюджет как
ведущее звено. Госбюджет связан денежными отношениями , имеющими
объективный характер, т.е. существование бюджета объективно обусловлено, он
существует и во всех общественно-экономических формациях, где существовали
финансовые отношения, т.е. бюджет - экономическая категория, тесно
связанная с существованием государства.
Госбюджет должен обслуживать функции государства и его основное
назначение - удовлетворение государственных потребностей. Госбюджет
выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими
участниками общественного производства в процессе распределения и
перераспределения стоимости общественного продукта и части национального
богатства путем образования централизованных фондов государства и их
использования на цели расширенного производства, удовлетворения социальных
и других общественных потребностей. Госбюджету, как части финансовых
отношений присущи те же признаки и функции, что и у финансов как у
экономической категории.
Материально-вещественная форма бюджетных отношений - централизованные
фонды государства, которые также получили название “бюджет”, т.е. под одним
термином “госбюджет” подразумеваются разные понятия :
1. Как экономическая категория - совокупность экономических отношений.
2. Централизованный фонд государства и различных госструктур.
3. Финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.
Хотя бюджету присущи все признаки финансов, эта категория имеет свою
специфику :
1. Он всегда связан с государством - одним из участников распределительных
отношений.
2. У бюджета иной объект распределения. С помощью финансов распределяется
ВВП и его слагаемые, а бюджет - лишь часть ВВП или НД. Через бюджет не
распределяется амортизация, излишек оборотных средств - C. Включается
лишь прибавочный и необходимый продукт. Основная часть - чистый доход. В
определенных условиях бюджет участвует в распределении НБ (приватизация,
конфискация, выручка от продажи золотого запаса).
3. В основном - перераспределительный инструмент (финансы - и на 1 и на 2
стадии), хотя встречается и на 1 стадии (предприятие платит из выручки
косвенные налоги).
Роль бюджета.
Он обслуживает все основные функции государства :
- экономическая (обеспечивает финансирование важнейших НХ объектов -
предприятия и производства на субсидировании, имеющие большое НХ
значение). Вот многом роль определяется конкретной экономической
ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим
неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд; США в годы WWII -
нужно увеличение выпуска военной продукции - были госкапвложения,
возведение засчет госинъекции атомной промышленности; иной пример -
индустриализация).
- важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения
ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а
субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент
поддержки развития слабых районов - сильное межтерриториальное
распределение );
- социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение -
частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при
сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих
граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных
странах доля социальных расходов (здравоохранение , образование, помощь
малоимущим)- почти 60% от бюджета - США. Т.е бюджет - главный рычаг
выравнивания в социальном смысле, чтобы не допустить в стране социальных
конфликтов);
- политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До
середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов (XVIII
век - Россия - 90%). Сейчас отходит на второй план,т.к. есть более важные
направления;
- НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно-
технических проектов);
- финансирование госорганов власти.
Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов(
госбюджета к величине ВВП. Есть мнение, что расходы лучше, т.к. именно они,
а не заниженный доход определяют степень участия в распределительном
процессе.
Этот показатель в настоящее время имеет тенденцию к возрастанию
(Германия - 1972 г - 24%, сейчас - 29%). Это связано с повышением
роли(доли) государства в распределительном процессе, хотя и при господстве
рыночной экономики. В России этот показатель - 39! (650 трлн. /1659 трлн.),
США - 36%. В Нидерландах же в 1989 году только по центральным органам
власти - 54 %. Однако, эти расчеты очень сомнительны, т.к. по данным
Госкомстата 28% от ВВП идет на накопление, а это обновление основных и
оборотных фондов).
Чрезмерная централизация - тоже негативная черта, т.к. давятся стимулы
к развитию производства. В то время как рост процента на Западе означает
рост их благосостояния, у нас чрезмерная централизация может дать обратный
ход. В дополнение рекомендуется смотреть учебник.
2. Доходы госбюджета выражают экономические отношения, возникающие у
государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе
формирования бюджетных фондов.
Форма проявления этих отношений - различные виды платежей, а их
материально-вещественное воплощение - денежные средства, поступающие
государству от субъектов ЭО. Все доходы государства от способа из
извлечения могут быть объединены в 2 группы :
. налоги и другие обязательные платежи;
. прочие доходы.
90 % всех доходов госбюджета составляют налоговые поступления, кроме того,
5% - неналоговые поступления, 5% - целевые бюджетные фонды (Дорожный).
Таким образом налоги - 95%, не учитывая госкредиты для баланса расходной и
доходной частей.
В настоящее время в России - все обязательные поступления - налоги, а в
Советское время - большая часть доходов - неналоговые обязательные платежи.
Разница заключается в том, что налог - обязательный платеж, размер и
условия взимания которого определены законом. Т.е. для всех
налогоплательщиков устанавливаются единообразные условия, именно поэтому
они используются в рыночной экономике.
В Советское время - существовала плата за производственные фонды,
отчисления от прибыли - все ставки и условия определялись не законом, а
существовали определенные ведомства для подчиненных предприятий. Не было
заинтересованности в повышении эффективности производства. Это было
разрушено в 1991 году, и с 1992 года появились налоги. Они ,естественно,
существовали и раньше - для физических лиц и колхозов, а госпредприятия
считались собственностью государства - наши! Сейчас это действует в системе
ЦБ.
Налоги - также мощный социальный фактор (например, волнения в США -
XVIII век, когда Английский Парламент решил ввести гербовый сбор - типа
госпошлины, т.е. сбор за постановку печати. Этот налог вызвал возмущение в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15