отдельным разделам и статьям доходов и расходов Федерального бюджета; ряд
других документов.
Одновременно вносятся в Госдуму на рассмотрение проекты законов о
бюджетах Государственных внебюджетных фондов. Если требуется внести
изменения в законы о взимании налогов - то предоставляются проекты
изменений в налоговом законодательстве.
Сначала весь налог попадает в Комитет Госдумы по бюджету, налогам,
банкам и финансам. Комитет просматривает документы с точки зрения полноты и
правильности оформления, и если есть замечания, то пакет может быть
возвращен для уточнения и дополнения.
После положительного заключения Комитета, совет Госудмы утверждает
комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов бюджета (комитет
по обороне, социальной политике).
По 1 экземпляру закона попадает в Совет Федерации, комитеты Госдумы и
другие органы, имеющие право законодательной инициативы.
До рассмотрения проекта Федерального бюджета в первом чтении должны
быть приняты законы и поправки к ним о взимании налогов, страховых взносов.
Рассмотрение проекта Федерального бюджета проходит в 4 чтениях. В 1
чтении ( не позднее 45 дней после предоставления проекта Правительством)
рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета - 1) доходы
федерального бюджета в разрезе группы статей бюджетной классификации; 2)
распределение доходов между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
федерации (по НДС, акцизам, подоходному налогу и т.д.; 3) размер бюджетного
дефицита и источники его покрытия; 4) общий объем расходов бюджета.
Одновременно рассматривается проект бюджета в комитетах Госдумы. Все их
заключения передаются в Комитет по бюджету ..., который затем передает
материалы непосредственно в Госдуму.
В 1 чтении бюджет может быть отклонен в 3-х вариантах :
1. Передать бюджет в согласительную комиссию для уточнения ( в Комиссии
- представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ).
2. Вернуть законопроект Правительству на доработку.
3. Поставить вопрос о доверии Правительству.
II чтение (в течение 15 дней со дня принятия в 1-ом чтении) -
утверждаются расходы Федерального бюджета по разделам функциональной
классификации. Бюджет может быть отклонен и передан в согласительную
комиссию.
III чтение ( не позднее 25 дней после принятия второго) - расходы
утверждаются по разделам функциональной классификации, по ведомственной
классификации, федеральным целевым программам, программам государственных
внешних заимствований и кредитов другим государствам; + перечень защищенных
статей; поправки, изменения по каждой позиции расходной части бюджета,
внесенные отраслевыми комитетами, Комитетом по Бюджету.
IV чтение - в течение 15 дней после принятия в третьем чтении.
Производится окончательное решение вопроса с поправками, рассматривается
поквартальное распределение доходов и расходов, ставится на голосование
бюджет в целом.
После утверждения Госдумой - в течение 5 дней передается в Совет
Федерации, после его одобрения - на подпись Президенту.
Лекция 18. 15.05.1997.
Если бюджет не утвержден до начала отчетного года, то финансирование
ведется по объемам, аналогичным по разделам бюджета, сложившегося в IV кв.
предыдущего года.
Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета происходит в строгом соответствии с законом о
бюджете, но в процессе исполнения могут возникнуть ситуации, когда нужно
вносить корректировки :
1) Если сверхплановые доходы - то дополнительные бюджетные поступления
распределяются Минфином в соответствии с решениями Правительства РФ, т.е.
это деньги, которые тратит Правительство без необходимости согласования с
Парламентом.
2) Доходы меньше запланированных - возникает болезненная ситуация,
связанная с необходимостью сокращения бюджетных расходов. В настоящее время
сокращение расходов производится при помощи механизма секвестров. Секвестр
предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета, кроме защищенных
статей. Здесь следует отметить 2 ключевых момента : 1. Пропорциональность
сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном процессе =>
невозможно лоббирование министерствами размера сокращения), хотя при
секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале
по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%. 2. Есть перечень
защищенных статей. не подлежащих секвестированию, который устанавливается
ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в этом году : зарплата в
бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия,
выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере
здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов;погашение внутреннего долга
в части выплат населению; расходы бюджета развития.
В процессе исполнения бюджета важное значение уделяется контролю за
целевым использованием предоставленных средств. Предусматриваются следующие
санкции :
- при нецелевом использовании средств из Федерального бюджета на
возвратной и безвозвратной основе с предприятий взимается штраф в
размере двойной действующей учетной ставки ЦБ (сейчас 36%*2= 72%);
- в случае предоставления на возвратной основе и несвоевременной
выплате % (обычно в размере 1/2 учетной ставки), то взымаются пени в
размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- при несвоевременном возврате - прекращение всех форм господдержки.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в этом
году осуществлен переход на закупки продукции для госнужд через проведение
торгов и конкурсов среди поставщиков. Для этого вышел 8 апреля 1997 года
УКАЗ Президента РФ № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению
коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции
для государственных нужд”.
Раньше госзакупки производились произвольно, т.е. заключался договор с
определенным предприятием на поставку товаров, при этом многие госслужащие
злоупотребляли своим служебным положением и при заведомой договоренности
приобретали продукцию по завышенным ценам, куда включался “откат”
(представительские выплаты для руководителей организации-поставщика),
стоимость отстроенных дачных городков, квартир, автомобилей личного
пользования. Таким образом, бюджет терял огромные средства. Эти проблемы
существовали и в бывшем СССР, и во многих других странах.
Сейчас же впредь до принятия федерального закона об организации торгов
на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, Указом
устанавливается, что “...заказы на закупку товаров, работ и услуг...для
государственных нужд размещаются на торгах(конкурсах), если иное не
предусмотрено ФЗ и Указами Президента РФ”.
Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для
государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели
должны удовлетворять квалификационным требованиям :
. должны иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию,
финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности,
опыт и положительную репутацию, быть надежным,обладать необходимыми
трудовыми ресурсами для выполнения государственного контракта,
исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и
обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды;
. не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации
(для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом)
. поставщиком не может являться организация, на имущество которой
наложен арест и (или) экономическая деятельность которой
приостановлена.
Преимущественный способ закупки, товаров, работ и услуг для госнужд должен
быть открытый конкурс. Он осуществляется следующим образом : ведомственный
орган публикует в печатных СМИ приглашение к участию в торгах, в т.ч. и на
английском языке - чтобы участвовали инофирмы - указывается количество,
место поставки, условия, сроки, критерии оценки квалификации поставщиков.
По запросу поставщиков им за плату высылается конкурсная документация -
подробная инструкция о том, как готовить заявки, по каким критериям и как
будет оцениваться каждый поставщик при отборе, на каких условиях
заключается госконтракт, т.е. весь механизм прохождения торгов.
После этого поставщик посылает курьеров или отправляет почтой заявку в
запечатанном конверте в указанный срок под расписку.
Заказчик может потребовать от поставщика обеспечения участия его в
торгах, т.е. необходимо подтвердить , что он располагает достаточными
ресурсами - банковская гарантия, залог, поручительство, но обеспечение не
должно превышать 3% предполагаемой стоимости госконтракта.
После поступления заявок пакеты не вскрываются. Затем формируется
конкурсная комиссия - 3 представителя от заказчика,и по 1 представителю от
каждого поставщика, которая осуществляет вскрытие конвертов с заявками на
участие в торгах(конкурсе) и оценку этих заявок по истечении срока,
указанного в конкурсной документации и принимает решение о выигравшей
заявке (предложении, оферте или котировке) . Наименование, адрес и цена
заявки на участие в торгах каждого поставщика объявляются членам комиссии и
немедленно заносятся в протокол процедуры закупок.
При определении наиболее предпочтительной заявки заказчик учитывает
критерии:
1) Цену заявки с учетом всех преимуществ
2) Расходы на эксплуатацию,техническое обслуживание и ремонт продукции,
сроки доставки товаров, завершения работ или предоставления услуг,
функциональные характеристики продукции, порядок и сроки
осуществления платежей и условия предоставления гарантий на
продукцию.
3) Обеспечение национальной обороны и безопасности.
Если в конкурсе один поставщик, то торги считаются несостоявшимися. Может
быть ситуация отклонения всех заявок.
Но открытый конкурс - один из способов организации. Могут быть и другие
способы - проведение закрытых торгов. Если это технически сложная
продукция, которую могут поставить ограниченный круг предприятий и если
цена госконтракта <2500 min месячных оплат труда. Разновидность закрытых -
специализированные закрытые торги, предполагающие полностью скрытую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15