Лекции по Финансам

она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако,

основная часть нормативных документов в демократическом обществе

принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти

корректируется законодательной посредством нормативных актов.

В демократическом обществе исполнительная власть может делать только

то, что написано в законе, поэтому в западной практике Парламент опутывает

исполнительную власть сетью законов (США - 7000 законов, Бельгия - 3000).

До начала реформ Горбачева в России было принято около 100 законов за год,

во время его правления - 200, сейчас, около 100 за год. То, что не охвачено

законом, регулируется документами, принятыми исполнительной властью( Указы

Президента, Постановления Правительства, ведомственные инструкции). Мировая

практика показывает, что эффективный парламентский контроль предупреждает

неправильные решения. принимаемые исполнительной властью, т.к. на нее

сильнее воздействуют различные лоббистские группировки.

II. Современная финансовая политика российского государства охватывает

очень большой круг мероприятий, т.к. с 1991 года проводится коренная

экономическая реформа. 3 основных направлений финансовой политики гос-ва :

1) Комплекс мероприятий. обеспечивающих переход к рыночной экономике.

2) Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.

3) Социальная поддержка населения.

Соотношение между этими направлениями финансовой политики не

исчерпывают всех задач ( существуют задачи совершенствования бюджетной

системы и т.д.). В 1991 году на 1 месте стояли задачи перехода к рынку, в

1992 - кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о

рыночных преобразованиях, а об остановлении спада производства и инфляции,

т.е. №2. Накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные

вопросы.

1) Финансовая политика направленная на создание рыночной экономики.

Основные слагаемые российских реформ, обеспечивающие переход к рынку

:

b) приватизация

c) развитие финансового и страхового рынка. Для свободного переливания

капиталов из одной области в другую должен быть развитый рынок ЦеБу,

для защиты предпринимателей должен быть развитый страховой рынок.

d) таможенная политика. В РФ , т.к. экономика очень монополизирована,

это единственный способ организовать нормальную конкуренцию

e) политика государства в отношении несостоятельных предприятий.

(2) Финансовая политика, направленная на экономическую стабилизацию.

Практически нигде кроме стран, в которых шла война не было спада

производства, как в РФ. РФ : падение производства на 6 %, Украина - 0,1

% от ВВП.

a) борьба с инфляцией ( в РФ выполнена), e.g. искусственное сдерживание

денежной массы в обращении и т.д.

b) инвестиционная политика государства. Важной задачей в настоящее время

является принятие Налогового Кодекса, который должен упростить

налоговую систему, отменить льготы и снизить общее налоговое бремя с

юридических лиц.

c) сокращение дотаций предприятиям и организациям ( жилищно -

коммунальный комплекс отнимает 4% ВВП РФ), следовательно,

переложение бремени на население, но это позволит высвободить большую

часть бюджетных ресурсов ( жилищно-коммунальный комплекс - 100 трлн.

руб, хотя в основном они проходят по местным и региональным

бюджетам). В 1997 году предусматривается примерно 25 трлн.

d) политика в отношении убыточных предприятий.

(3)

a) новая пенсионная реформа будет предусматривать повышение пенсий, но в

основном засчет повышения вкладов работников (Запад : 1/2 взносов в

ПФ - предприятия, остальное - работники)

b) индексация средств и пособий

c) совершенствование финансового механизма в отраслях социально-

культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали

удовлетворение потребностей, контроль за сбором налогов и

совершенствование распределения бюджетных средств, эффективное

взаимодействие федерального и регионального бюджета

d) выделение бюджетных средств для выплаты заработной платы работникам

государственных предприятий.

Лекция № 8. 7. 03. 1997.

Тема : “Управление финансами”

1. Общее понятие управления финансами (самост.)

2. Органы управления финансами.

3. Автоматизация управления финансами.

2. Общее управление финансами осуществляется органами государственной

власти, а именно, в управлении участвуют : Президент РФ, Администрация

Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание; территориальные

органы представительной и исполнительной власти, органы местного

самоуправления.

В компетенцию Федеральных органов исполнительной и законодательной

власти входит рассмотрение и утверждение Федерального бюджета и

внебюджетных фондов, отчета о его исполнении, установление новых налоговых

и неналоговых платежей, определение размеров и условий выплаты пенсий и

пособий, разработка финансового законодательства, определение основных

направлений финансовой политики Россиийского государства. Территориальные и

местные органы власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и

распределение во внебюджетные фонды, помимо этого, разработка

территориального и местного финансового законодательства в рамках,

утвержденных Федеральным законом, введение и изменение территориальных и

местных налогов и неналоговых платежей.

Органы государственной власти и управления. осуществляющие общее

руководство страной, выполняют много других экономических, социальных,

политических функций, и в силу этого обстоятельства не могут осуществлять

детального управления финансовой системой. Для этого необходим следующий

финансовый аппарат, осуществляющий непосредственное управление финансами.

Структуру управления финансами представим соответственно финансовой

системе. Наибольшее значение имеют органы управления госфинансами :

Система Минфина РФ

|Минфин РФ | |

|Территориальные финансовые органы |Минфины республик; областные, |

| |краевые , окружные финансовые |

| |управления - Департаменты |

| |Финансов. |

|Городские и районные финансовые |Низовой уровень |

|управления ( Департаменты) | |

|Федеральные Казначейства |С территориальными |

| |подразделениями, развернутыми во |

| |многих городах, районах. |

Само Министерство Финансов было создано в 1802 году при Александре I.

Его основные задачи :

1) Разработка и реализация стратегических направлений единой

государственной финансовой политики(изначальная концепция).

2) Составление проекта и исполнение Федерального бюджета.

3) Обеспечение устойчивости госфинансов и активное воздействие на

социально-экономическое развитие страны,следить за величиной

бюджетного дефицита

4) Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.

5) Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым

расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

6) Мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных

заемных средств в России и за рубежом, предоставление кредитов

субъектам хозяйствования, управление госдолгом - все эти действия

осуществляются под контролем Правительства РФ.

В составе аппарата Минфина выделяют следующие подразделения :

- Бюджетный Департамент - отсюда исходит проект Федерального бюджета;

- Главное Управление Федерального Казначейства;

- Департамент налоговых реформ (разработка проектов нормативных документов,

связанных с налогообложением, мероприятия в области государственной

политики);

- Департамент ЦеБу и финансового рынка;

- Департаменты, занимающиеся финансированием отдельных отраслей (

комплексов) НХ (департамент оборонного комплекса, транспорта и связи, с/х

и пищепрома, соц. сферы и науки, финансирования госаппарата, иностранных

кредитов и внешних долгов, кредита и денежного обращения;

- контрольно-ревизионное управление (КРУ) - контроль за использованием

средств бюджетных организаций.

Функции 1-ой подсистемы - двойное подчинение (Минфин ( в роли методиста) +

исполнительные органы власти соответствующего уровня в качестве основного

элемента) :

. составление проекта и исполнение бюджета соответствующей территории;

. разработка проектов нормативных документов, которые принимаются

исполнительной властью территориального уровня;

. организация выпуска территориальных займов.

Важный аспект работы - контроль за использованием средств территориального

бюджета бюджетными организациями и коммерческими структурами, получившими

деньги из госбюджета.

3 отдела региональной структуры :

- отдел государственных доходов (поиск резерва роста доходов

территориального бюджета, подготовительная работа по размещению займов,

неналоговых поступлений;

- бюджетный (основной) отдел (составление проекта и исполнение бюджета +

контроль за использованием средств бюджетных организаций);

- отдел финансирования местного хозяйства (определение размеров дотаций,

финансовой помощи, ЖКХ, предприятия местной промышленности. торговли,

бытового обслуживания, находящиеся в госсобственности).

Система Федерального Казначейства.

Создана в 1993 году и с переходом к рынку возникают большие проблемы с

исполнением бюджета, особенно после введения Федерализма :

Система с прямым подчинением не Минфину, а территориальным органам.

Кассовое исполнение бюджета в руках КБ - отсюда задержка с передачей

средств, нецелевое их использование.

Таким образом, исполнение бюджета - основная задача Федерального

Казначейства. Process : Управление Федерального Казначейства открывает счет

в уполномоченном банке. Все федеральные налоги поступают на счет

Казначейства и поступившие деньги им распределяются, определенная часть

перечисляется в территориальный бюджет, другая часть - на счета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты