населения удовлетворить невозможно. Возникает задача оптимизации
распределения ограниченных ресурсов, использования в управлении ресурсами
здравоохранения социальных оценок, выбора приоритетов. В этой связи встает
задача разработки научных основ селективной политики в здравоохранении,
обоснования приоритетов. Ожидаемый эффект от этого направления реформ
состоит в стимулировании структурной перестройки медицинской помощи -
значительное увеличение роли первичного, амбулаторно-поликлинического
звена, что будет соответствовать исправлению существующей гипертрофии
медицинской помощи в сторону стационарной.
В здравоохранении России в период 60-80 годов расходование
ограниченных государственных средств развивалось ориентированно
преимущественно на экономически малоэффективные дорогостоящие вмешательства
уровне специализированных клиник, в то время как весьма эффективные и
относительно дешевые вмешательства в районной системе здравоохранения,
особенно в сельской местности, не получали достаточного финансирования
Одна из задач политики здравоохранения на современном этапе состоит в
том, чтобы обеспечить приоритет районной (местной) системы оказания
медицинской помощи. Решение этой задачи исходит не только из прозаической
реальности - ограниченных финансовых возможностей общества по содержанию
системы медицинского обслуживания, определяемых утвержденным на основе
консенсуса социальным стандартом. Ясно, что наибольший эффект может быть
получен в том случае, если эти чрезвычайно ограниченные средства будут
потрачены таким образом, чтобы в первую очередь удовлетворить потребности
населения в амбулаторно-поликлинической помощи на относительно недорогие
медицинские вмешательства.
7. Оценка структуры медицинской помощи
Структурная перестройка медицинской помощи в определенной мере может
дать экономический эффект без ущерба для интересов пациентов только за счет
замены стационарной помощи амбулаторно-клинической там, где это возможно с
точки зрения медицинских технологий и условий расселения. О том, что
резервы для этого есть, говорит тот факт, что в России уровень
госпитализаций выше, чем во многих цивилизованных странах. В России он
составлял 21-22% всего населения, тогда как в странах с развитой рыночной
экономикой – 12-13% населения (табл. 12) [31].
Таблица 12.
Численность госпитализированных больных в РФ на 100 жителей
|Городское | | | | | |
|население |10,7 |10,4 |10,2 |10,3 |10,1 |
|Сельское | | | | | |
|население |6,1 |6,1 |6,0 |6,1 |6,0 |
|Все | | | | | |
|население |9,5 |9.3 |9,2 |9,0 |8,9 |
Однако одним из парадоксов реформирования системы здравоохранения
явилось не только сохранение высокого уровня госпитализационной активности
населения, но и некоторое снижение числа посещений врачей в расчете на
одного жителя (табл. 13) [31].
В этих условиях пока трудно судить об эффективных структурных сдвигах
в здравоохранении, обусловленных процессом его реформирования. Однако
встает проблема методического характера – как оценивать структурные сдвиги,
в частности, соотношение стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.
Для этого предлагается специально разработанный метод "КВАНТ", суть
которого состоит в том, что различные виды помощи получают количественную
оценку в условных единицах, величина которых эквивалентна их стоимостным
значениям. В соответствии с этим принята следующая классификация отдельных
видов услуг в здравоохранении (условных единицах) [31]:
Таблица 14.
Классификация услуг в здравоохранении
|Один койко-день в стационаре |1000 |
|Один койко-день в дневном стационаре|600 |
|Одно врачебное посещение в | |
|амбулаторно-поликлиническом |400 |
|учреждении | |
|Одно фельдшерское посещение | |
| |200 |
Таблица 15.
Совокупный объем медицинской помощи
населению России в 1992 – 1994 гг.
| |1990 |1992 |1994 |
|Тип ЛПУ |Усл.ед. |% к |Усл.ед. |% к |Усл.ед. |% к |
| | |итогу | |итогу | |итогу |
|В больничных |559,8 |47,8 |529,5 |47,6 |577,3 |50,1 |
|Учреждениях | | | | | | |
|В дневных |3,2 |0,3 |4,7 |0,4 |5,7 |0,5 |
|стационарах | | | | | | |
|В амбулаторно- |562,1 |47,9 |533,9 |48,0 |526,8 |45,8 |
|поликлинических | | | | | | |
|учреждениях | | | | | | |
|В фельдшерско- |47,2 |4,0 |44,4 |4,0 |41,6 |3,6 |
|акушерских пунктах| | | | | | |
|ИТОГО |1172,3 |100 |1112,5 |100 |1151,4 |100 |
Данный перечень не претендует на исчерпанность, и при более детальном
специальном рассмотрении данного вопроса он, очевидно, может быть расширен.
Но в данном случае при принципиальной постановке вопроса о методе измерения
физического объема медицинской помощи и ее структуре мы ограничиваемся
приведенными расчетами, чтобы не усложнять изложение рассматриваемого
вопроса [31]. Результаты расчетов свидетельствуют, что структурные сдвиги
физического объема медицинской помощи в пользу первичного звена пока еще не
произошли. Более того, роль стационара даже несколько возросла.
Таблица 16.
Расходы на здравоохранение в России в текущих
и сопоставимых ценах
| |1990 |1992 |1994 |1994 к |в % к 1992|
| | | | |1990 | |
|Всего затрат | | | | | |
|на |21,5 |636,2 |28362 |1320 |458,7 |
|здравоохранени| | | | | |
|е, млрд. руб. | | | | | |
|в текущих | | | | | |
|ценах. | | | | | |
|В сопоставимых|21,5 |9,4 |13,7 |63,7 |145,7 |
|ценах | | | | | |
|Физический | | | | | |
|объем услуг, |1172,3 |1112,5 |1154,4 |98,2 |103,5 |
|млрд. усл. | | | | | |
|Единиц | | | | | |
|Стоимость 1000| | | | | |
|усл. единиц в |18,3 |571,9 |24632 |1346 |4307 |
|текущих ценах | | | | | |
|В сопоставимых|18,3 |8,4 |11,9 |65,0 |141,7 |
|ценах 1990 г | | | | | |
|В % к 1990 г |100 |46,1 |65,0 |- |- |
|Расходы на | | | | | |
|душу |145,3 |4291 |19163 |51312 |4,465 |
|населения, | | | | | |
|руб. в текущих| | | | | |
|ценах | | | | | |
|В сопоставимых|145,3 |63,2 |64,2 |- |101,5 |
|ценах 1990 г | | | | | |
|В % к 1990 г |100 |43,5 |44,2 |- |- |
С ускорением реформирования здравоохранения можно ожидать повышения
роли первичного звена. Финансовые пропорции распределения ресурсов между
стационаром и амбулаторно-поликлиническим звеном в дальнейшем должны
измениться. Промышленная революция в здравоохранении, осуществляемая в
странах с развитой рыночной экономикой, способствовала значительному
повышению доли амбулаторно-поликлинического звена в общих расходах
здравоохранения. Развитие профилактики, обнаружение заболеваний на
начальных стадиях будут способствовать дальнейшему увеличению доли
амбулаторно-поликлинического звена в общей сумме расходов на
здравоохранение. Этот фактор, равно как и укрепление районной системы
здравоохранения будет способствовать перемещению финансовых потоков с
федерального на местный уровень, возрастанию доли средств субъектов
федерации в консолидированном бюджете.
Макроэкономическая характеристика формирования ресурсов
здравоохранения дополняется анализом величины среднедушевых расходов в
текущих и сопоставимых ценах.
Это важно и для динамических расчетов, и для различных сопоставлений.
За 1991-94 гг. все расходы на здравоохранение выросли в текущих ценах в
1320 раз, с учетом же индекса цен расходы на здравоохранение сократились
примерно на одну треть. В расчете на душу населения расходы на
здравоохранение составили в 1994 г. 191,6 тыс. руб., или примерно 64% от
уровня 1990 года [31].
Макроэкономический анализ состояния здравоохранения включает также
рассмотрение структуры расходов и ее изменение. В этом аспекте период
последних лет отличается наибольшими изменениями. Как показывают
приведенные в табл. 8 данные, наиболее заметное изменение претерпела в
структуре расходов заработная плата: ее доля упала более чем вдвое, что
связано не в последнюю очередь со снижением уровня оплаты труда медицинских
работников. Одновременно с этим выросли расходы, связанные с начислениями
на заработную плату, что является общей характерной чертой переходной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18