Проблемы финансирования фондов ОМС

населения удовлетворить невозможно. Возникает задача оптимизации

распределения ограниченных ресурсов, использования в управлении ресурсами

здравоохранения социальных оценок, выбора приоритетов. В этой связи встает

задача разработки научных основ селективной политики в здравоохранении,

обоснования приоритетов. Ожидаемый эффект от этого направления реформ

состоит в стимулировании структурной перестройки медицинской помощи -

значительное увеличение роли первичного, амбулаторно-поликлинического

звена, что будет соответствовать исправлению существующей гипертрофии

медицинской помощи в сторону стационарной.

В здравоохранении России в период 60-80 годов расходование

ограниченных государственных средств развивалось ориентированно

преимущественно на экономически малоэффективные дорогостоящие вмешательства

уровне специализированных клиник, в то время как весьма эффективные и

относительно дешевые вмешательства в районной системе здравоохранения,

особенно в сельской местности, не получали достаточного финансирования

Одна из задач политики здравоохранения на современном этапе состоит в

том, чтобы обеспечить приоритет районной (местной) системы оказания

медицинской помощи. Решение этой задачи исходит не только из прозаической

реальности - ограниченных финансовых возможностей общества по содержанию

системы медицинского обслуживания, определяемых утвержденным на основе

консенсуса социальным стандартом. Ясно, что наибольший эффект может быть

получен в том случае, если эти чрезвычайно ограниченные средства будут

потрачены таким образом, чтобы в первую очередь удовлетворить потребности

населения в амбулаторно-поликлинической помощи на относительно недорогие

медицинские вмешательства.

7. Оценка структуры медицинской помощи

Структурная перестройка медицинской помощи в определенной мере может

дать экономический эффект без ущерба для интересов пациентов только за счет

замены стационарной помощи амбулаторно-клинической там, где это возможно с

точки зрения медицинских технологий и условий расселения. О том, что

резервы для этого есть, говорит тот факт, что в России уровень

госпитализаций выше, чем во многих цивилизованных странах. В России он

составлял 21-22% всего населения, тогда как в странах с развитой рыночной

экономикой – 12-13% населения (табл. 12) [31].

Таблица 12.

Численность госпитализированных больных в РФ на 100 жителей

|Городское | | | | | |

|население |10,7 |10,4 |10,2 |10,3 |10,1 |

|Сельское | | | | | |

|население |6,1 |6,1 |6,0 |6,1 |6,0 |

|Все | | | | | |

|население |9,5 |9.3 |9,2 |9,0 |8,9 |

Однако одним из парадоксов реформирования системы здравоохранения

явилось не только сохранение высокого уровня госпитализационной активности

населения, но и некоторое снижение числа посещений врачей в расчете на

одного жителя (табл. 13) [31].

В этих условиях пока трудно судить об эффективных структурных сдвигах

в здравоохранении, обусловленных процессом его реформирования. Однако

встает проблема методического характера – как оценивать структурные сдвиги,

в частности, соотношение стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.

Для этого предлагается специально разработанный метод "КВАНТ", суть

которого состоит в том, что различные виды помощи получают количественную

оценку в условных единицах, величина которых эквивалентна их стоимостным

значениям. В соответствии с этим принята следующая классификация отдельных

видов услуг в здравоохранении (условных единицах) [31]:

Таблица 14.

Классификация услуг в здравоохранении

|Один койко-день в стационаре |1000 |

|Один койко-день в дневном стационаре|600 |

|Одно врачебное посещение в | |

|амбулаторно-поликлиническом |400 |

|учреждении | |

|Одно фельдшерское посещение | |

| |200 |

Таблица 15.

Совокупный объем медицинской помощи

населению России в 1992 – 1994 гг.

| |1990 |1992 |1994 |

|Тип ЛПУ |Усл.ед. |% к |Усл.ед. |% к |Усл.ед. |% к |

| | |итогу | |итогу | |итогу |

|В больничных |559,8 |47,8 |529,5 |47,6 |577,3 |50,1 |

|Учреждениях | | | | | | |

|В дневных |3,2 |0,3 |4,7 |0,4 |5,7 |0,5 |

|стационарах | | | | | | |

|В амбулаторно- |562,1 |47,9 |533,9 |48,0 |526,8 |45,8 |

|поликлинических | | | | | | |

|учреждениях | | | | | | |

|В фельдшерско- |47,2 |4,0 |44,4 |4,0 |41,6 |3,6 |

|акушерских пунктах| | | | | | |

|ИТОГО |1172,3 |100 |1112,5 |100 |1151,4 |100 |

Данный перечень не претендует на исчерпанность, и при более детальном

специальном рассмотрении данного вопроса он, очевидно, может быть расширен.

Но в данном случае при принципиальной постановке вопроса о методе измерения

физического объема медицинской помощи и ее структуре мы ограничиваемся

приведенными расчетами, чтобы не усложнять изложение рассматриваемого

вопроса [31]. Результаты расчетов свидетельствуют, что структурные сдвиги

физического объема медицинской помощи в пользу первичного звена пока еще не

произошли. Более того, роль стационара даже несколько возросла.

Таблица 16.

Расходы на здравоохранение в России в текущих

и сопоставимых ценах

| |1990 |1992 |1994 |1994 к |в % к 1992|

| | | | |1990 | |

|Всего затрат | | | | | |

|на |21,5 |636,2 |28362 |1320 |458,7 |

|здравоохранени| | | | | |

|е, млрд. руб. | | | | | |

|в текущих | | | | | |

|ценах. | | | | | |

|В сопоставимых|21,5 |9,4 |13,7 |63,7 |145,7 |

|ценах | | | | | |

|Физический | | | | | |

|объем услуг, |1172,3 |1112,5 |1154,4 |98,2 |103,5 |

|млрд. усл. | | | | | |

|Единиц | | | | | |

|Стоимость 1000| | | | | |

|усл. единиц в |18,3 |571,9 |24632 |1346 |4307 |

|текущих ценах | | | | | |

|В сопоставимых|18,3 |8,4 |11,9 |65,0 |141,7 |

|ценах 1990 г | | | | | |

|В % к 1990 г |100 |46,1 |65,0 |- |- |

|Расходы на | | | | | |

|душу |145,3 |4291 |19163 |51312 |4,465 |

|населения, | | | | | |

|руб. в текущих| | | | | |

|ценах | | | | | |

|В сопоставимых|145,3 |63,2 |64,2 |- |101,5 |

|ценах 1990 г | | | | | |

|В % к 1990 г |100 |43,5 |44,2 |- |- |

С ускорением реформирования здравоохранения можно ожидать повышения

роли первичного звена. Финансовые пропорции распределения ресурсов между

стационаром и амбулаторно-поликлиническим звеном в дальнейшем должны

измениться. Промышленная революция в здравоохранении, осуществляемая в

странах с развитой рыночной экономикой, способствовала значительному

повышению доли амбулаторно-поликлинического звена в общих расходах

здравоохранения. Развитие профилактики, обнаружение заболеваний на

начальных стадиях будут способствовать дальнейшему увеличению доли

амбулаторно-поликлинического звена в общей сумме расходов на

здравоохранение. Этот фактор, равно как и укрепление районной системы

здравоохранения будет способствовать перемещению финансовых потоков с

федерального на местный уровень, возрастанию доли средств субъектов

федерации в консолидированном бюджете.

Макроэкономическая характеристика формирования ресурсов

здравоохранения дополняется анализом величины среднедушевых расходов в

текущих и сопоставимых ценах.

Это важно и для динамических расчетов, и для различных сопоставлений.

За 1991-94 гг. все расходы на здравоохранение выросли в текущих ценах в

1320 раз, с учетом же индекса цен расходы на здравоохранение сократились

примерно на одну треть. В расчете на душу населения расходы на

здравоохранение составили в 1994 г. 191,6 тыс. руб., или примерно 64% от

уровня 1990 года [31].

Макроэкономический анализ состояния здравоохранения включает также

рассмотрение структуры расходов и ее изменение. В этом аспекте период

последних лет отличается наибольшими изменениями. Как показывают

приведенные в табл. 8 данные, наиболее заметное изменение претерпела в

структуре расходов заработная плата: ее доля упала более чем вдвое, что

связано не в последнюю очередь со снижением уровня оплаты труда медицинских

работников. Одновременно с этим выросли расходы, связанные с начислениями

на заработную плату, что является общей характерной чертой переходной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты