Проблемы финансирования фондов ОМС

|го | | | | | | | |

|неработающего| | | | | | | |

|в год (руб.) | | | | | | | |

В условиях кризиса неплатежей 1998 г усугубилась проблема нарастания

сумм просроченной задолженности по уплате страховых взносов в Фонд ОМС.

Если на 1 января 1995 г просроченная задолженность по филиалу составляла

277,5 тысяч рублей, то к 1998 г мы имели возрастание суммы задолженности до

1392,9 тысяч рублей, то есть в пять раз. Основными причинами высокого

уровня просроченной задолженности являются общеэкономические проблемы и

связанные с ними проблемы взаимных неплатежей.

Свыше 95% всей недоимки, накопленной по филиалу Фонда ОМС г. Радужного,

составили предприятия оборонного комплекса, которым в свою очередь

задолжало Министерство обороны РФ. В таблице 23 представлена динамика

просроченной задолженности по страховым взносам.

[pic]

1994 1995 1996 1997 1998

1999 2000

Рис. 11. Динамика задолженности по страховым взносам.

На рис. 12 представлена динамика поступления денежных средств в

удельном отношении, то есть на одного застрахованного. Ярко выражено

падение поступлений в 1998 году, обусловленное кризисом.

[pic] 1995 1996 1997 1998

1999 2000

Рис. 12. Поступления на одного застрахованного

Эти факторы негативно отражаются на состоянии финансовых ресурсов

филиала Фонда ОМС, усложняются взаимоотношения плательщиков и филиалом,

возникает потребность в ужесточении контроля и применении санкций, таких

как обращения к взысканию с неплательщиков через Арбитражный суд

Владимирской области [Приложения 6, 7].

Анализ абсолютных показателей накопленной задолженности по страховым

взносам целесообразно дополнить расчетом относительных величин. В качестве

относительной величины можно предложить вычислить удельную цену накопленной

задолженности:

Сумма накопленной задолженности на конец периода

У = -----------------------------------------------------------

-----------

План поступлений за период

Результаты вычислений представлены в таблице 23.

Таблица 23

Динамика удельной цены просроченной задолженности

| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|Просроченная| | | | | | | |

|задолженност|131,3 |277,5 |616,8 |966,6 |1392,9 |1847,5 |2467,5 |

|ь по | | | | | | | |

|страховым | | | | | | | |

|взносам | | | | | | | |

|(тысяч | | | | | | | |

|рублей) | | | | | | | |

|План |414,8 |740,0 |1170,4 |1418,6 |1675,2 |2270,4 |3670,6 |

|поступлений | | | | | | | |

|Удельная | | | | | | | |

|цена |31,7 |37,5 |52,7 |68,1 |83,1 |83,4 |67,2 |

|просроченных| | | | | | | |

|страховых | | | | | | | |

|взносов | | | | | | | |

Исследования показали, что наиболее высокий показатель удельной цены

отмечается в 1998 г – 83,1 рубля. Положительным моментом является

наметившееся снижение показателя в 1999 г и усиление этой тенденции в 2000

г. Это обусловлено увеличением сборов страховых взносов и погашением

недоимки прошлых лет крупными оборонными предприятиями. Таким образом,

постепенно преодолеваются последствия кризиса 1998 г. Очевидным стимулом

погашения предприятиями недоимки прошлых лет, образовавшейся на 1 января

2000 г, стал введение в действие Федерального закона [10].

[pic] 1994 1995 1996 1997

1998 1999 2000

Рис. 13. Изменение удельной цены просроченных страховых взносов

В таблице 24 приведены данные по начисленным и взысканным финансовым

санкциям.

Таблица 24

Начисленные и взысканные финансовые санкции

| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|Начислено | | | | | | | |

|санкций |92,8 |500,9 |1838,2 |2958,8 |3425,5 |3860,6 |404,9 |

|(тыс. руб.)| | | | | | | |

|Взыскано |6,4 |123,6 |56,8 |153,8 |128,1 |114,4 | |

|(тыс. руб.)| | | | | | | |

|Доля | | | | | | | |

|взысканных |6,9 |24,7 |3,1 |5,2 |3,7 |3,0 |5,7 |

|в | | | | | | | |

|начисленных| | | | | | | |

|% | | | | | | | |

Значительное нарастание финансовых санкций произошло в силу высокого

процента, установленного нормативом - 1% в день [25]. При этом доля

взысканных пени за последние пять лет колеблется между 3 и 6%. Очевидно,

что такие штрафные санкции как мера воздействия на плательщика,

стимулирующая своевременность уплаты страховых взносов, крайне

неэффективна. Пени поступают от тех предприятий, которые являются

законопослушными плательщиками, которые пропускают сроки уплаты страховых

взносов из-за нарушения уплаты по договорам контрагентами. В 2000 г были

проведены списания пени предприятиям, погасившим недоимку прошлых лет по

страховым взносам. Всего списана задолженность плательщиков по пени на

сумму 3,3 миллиона рублей.

Анализ финансовых показателей, характеризующих формирование финансовых

ресурсов Фонда ОМС дает возможность выявить пути возможного повышения

финансовой устойчивости системы медицинского страхования. Представляется

целесообразным решение на федеральном уровне следующих вопросов:

- установление жестких нормативов платежей, подлежащих перечислению

органами местного самоуправления, за страхование неработающего

населения. Норматив должен быть установлен как определенное

соотношение между существующими в данной местности средней величиной

отчисления за одного работающего, к величине платежей за

неработающего,

- совершенствовать законодательство, регулирующее вопросы банкротства. В

частности законодательно запретить предприятиям, находящимся в стадии

банкротства, учреждать новые предприятия. Это позволит исключить

накопление задолженности без обеспечения ее погашения.

- усилить бюджетную дисциплину, в частности разрешить проблему

неплатежей оборонных предприятий, выполняющих государственный заказ и

являющихся злостными неплательщиками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным выводом, на наш взгляд, следует считать то, что при всех

недостатках, и недоработках, можно считать, что система обязательного

медицинского страхования в Росси создана и работает. Большая часть

медицинских учреждений финансируется именно из этого источника, они уже

накопили опыт работы с системой медицинского страхования и успешно

взаимодействуют как с фондами различных уровней, так и со страховыми

компаниями.

Система обязательного медицинского страхования показала свою

способность к совершенствованию. Являясь по понятным причинам одним из

центров внимания общества, система ОМС претерпела в последние полгода

значительные изменения в части сбора страховых взносов, так же впрочем, как

и другие системы обязательного социального страхования.

Организация сбора и уплаты взносов на обязательное медицинское

страхование изменена принятой в 2000 году и введенная в действие с 2001

года второй частью Налогового кодекса Российской Федерации, который

содержит главу 24 «Единый социальный налог». В соответствии с Федеральным

законом [7] с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления,

полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные

внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского

страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса),

осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Таким образом, с

2001 года сбор всех налогов, платежей и обязательных взносов, а также

контроль за правильностью их уплаты сосредоточен в одном государственном

органе – Министерстве по налогам и сборам РФ.

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в

вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих

средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об

обязательном социальном страховании. В отношении налогоплательщиков единого

социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные

Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля,

осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в

государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат)

излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке,

установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в

государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января

2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в

порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом взысканные после 1

января 2001 года суммы недоимки, пени и штрафов по платежам в

государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты

соответствующих фондов, а по платежам в Государственный фонд занятости

населения - в федеральный бюджет.

Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего

населения в фонды обязательного медицинского страхования по-прежнему

производятся органами исполнительной власти за счет средств,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты