экономики России.
Из других характерных черт следует отметить снижение доли затрат на
питание, приобретение мягкого инвентаря, а также увеличение доли
хозяйственных расходов (включая сильно вздорожавшие тарифы на энергию,
воду, коммунальные нужды) и расходов по приобретению оборудования и
инвентаря, также сильно вздорожавших [31].
Важным аспектом анализа состояния финансирования здравоохранения
являются международные сравнения, в частности, величины расходов на
здравоохранение в расчете на душу населения. Трудности такого рода
сравнений связаны с обеспечением сопоставимости полученных данных.
В таблице 9 приведены расчетные данные о величине расходов на
здравоохранение в целом по стране и в расчете на душу населения в долларах
США. В основу расчетов взяты данные Госкомстата России по программе
международных сопоставлений и приведенные выше расчеты затрат на
здравоохранение и их доли в ВВП. Не вдаваясь в полемику с Госкомстатом
России о корректности расчетов ВВП, полученных в результате международных
сопоставлений, отметим, что даже в первом приближении сравнение
среднедушевых расходов на здравоохранение говорит не в нашу пользу. При
этом со временем разрыв вырос [31]. Однако механически переносить на
здравоохранение показатели покупательной способности, общие для всей
экономики, на наш взгляд, нельзя, так как в России товары и услуги,
относящиеся к здравоохранению, относительно дешевле, чем в США.
В этой связи, не проводя специальных исследований, сошлемся на мнение
известного экономиста И.Бирмана, который доказал данный тезис в
сравнительном анализе уровня жизни населения СССР и США. Им рассчитаны
паритеты для товаров и услуг здравоохранения (рубль/доллар), равные для
условий 80-х годов 0,117 – при советских весах и 0,400 при американских
весах, в то время как официальный паритет до 1990 года составлял 0,52.
Таблица 17
Расчет валового внутреннего продукта России по результатам программы
международных сопоставлений и расходы на здравоохранение.
| |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1994 в % |
| | | | | | |к 1990 |
|ВВП РФ, | | | | | | |
|млрд. |1268,4 |1150,7 |956,5 |868,3 |738,0 |58,2 |
|долларов | | | | | | |
|На душу | | | | | | |
|населения |8555,7 |7743,8 |6432,6 |5839,2 |4963,0 |57,8 |
|долларов | | | | | | |
|Расходы на| | | | | | |
|здравоохр.|41,9 |36,8 |33,8 |38,7 |33,3 |79,5 |
|РФ млрд. | | | | | | |
|долларов | | | | | | |
|На душу | | | | | | |
|населения |282,4 |247,8 |227,1 |260,4 |223,8 |79,2 |
|долларов | | | | | | |
|% к ВВП |3,3 |3,2 |3,5 |4,4 |4.5 |- |
|Расходы на| | | | | | |
|здравоохр.|2765 |2780 |2796 |2968,5 |- |- |
|В США на | | | | | | |
|душу | | | | | | |
|населения | | | | | | |
|долларов | | | | | | |
|Россия в %| | | | | | |
|от США |10,2 |8,9 |8,1 |8,8 |- |- |
|расходы на| | | | | | |
|душу нас. | | | | | | |
Таблица 18
Структура расходов на здравоохранение
из консолидированного бюджета (в %)
| |1978 |1993 |
|Заработная плата |57,1 |27,0 |
|Начисления на заработную|1,2 |9,4 |
|плату | | |
|Канцелярские и |9,2 |12,2 |
|хозяйственные расходы | | |
|Расходы на питание |9,6 |6,0 |
|Приобретение |8,9 |8,8 |
|медикаментов | | |
|и перевязочных средств | | |
|Приобретение |2,6 |10,5 |
|оборудования и инвентаря| | |
|Приобретение мягкого |2,3 |1,0 |
|инвентаря | | |
|и обмундирования | | |
|Государственные |4,6 |4,5 |
|капитальные вложения | | |
|Капитальный ремонт |3,3 |6,8 |
|зданий и сооружений | | |
|Прочие расходы |1,2 |13,7 |
|ИТОГО |100 |100 |
При этих условиях соотношение физических объемов услуг здравоохранения
России и США значительно возрастает. По данным за 1990 г., относящимся к
СССР, среднедушевое потребление услуг здравоохранения составляло в нашей
стране 11,6-39,8% от уровня США, при геометрической средней – 21,4%
(16,81). По ориентировочным расчетам в 1994 г. это соотношение сократилось
до 18,1%.
Проведенный анализ свидетельствует о тяжелом финансовом состоянии
отечественного здравоохранения. Даже используя общий, а не отраслевой
индекс цен, можно видеть, что расходы, выраженные в ценах 1990 года, в
расчете на условную единицу сократились более чем вдвое к 1992 году и более
чем на треть в 1994 году (табл. 18).
Полагаем, что оценка степени недофинансирования здравоохранения может
быть произведена на основе удельных затрат (в расчете на единицу услуг). За
прошедшие годы не произошло существенных изменений в материало-, энерго-,
трудоемкости здравоохранения. Поэтому снижение финансовых поступлений в
расчете на единицу услуг в меньшей степени, чем в 1990 году, можно считать
минимальной мерой недофинансирования здравоохранения.
Недофинансирование здравоохранения в комплексе с другими социально-
экономическими и медико-демографическими факторами негативно отразилось на
здоровье населения: возросли показатели заболеваемости, инвалидности,
смертности населения. Снизилась средняя продолжительность жизни. Падение
этих социальных индикаторов достигло критических размеров. Чтобы наверстать
упущения в этой сфере, без увеличения расходов на здравоохранение не
обойтись. Не случайно правительственные программы ставят цель в ближайшем
будущем повысить удельный вес расходов на здравоохранение до 10%
национального дохода или 7% ВВП [31].
Таблица 19
Стоимость медицинской помощи
в текущих и неизменных ценах (руб.).
| |1990 |1992 |1994 |
| |в текущих |в текущих|в ценах 1990|в текущих |в ценах |
| |ценах |ценах |г |ценах |1990 г |
|Один | | | | | |
|койко-день в |18,3 |572 |8,4 |24632 |11,9 |
|стационаре | | | | | |
|Один | | | | | |
|койко-день в |11 |343 |5 |14779 |7,1 |
|дневном | | | | | |
|стационаре | | | | | |
|Одно | | | | | |
|посещение |7,3 |228 |3,4 |9853 |4,8 |
|врача | | | | | |
|Одно | | | | | |
|посещение | | | | | |
|фельдшерско-а|3,7 |114 |1,7 |4926 |2,4 |
|кушерского | | | | | |
|пункта | | | | | |
8. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
В ФИЛИАЛЕ ФОНДА ОМС г. РАДУЖНОГО
Филиал Владимирского областного фонда обязательного медицинского
страхования города Радужного был образован в 1995 году из сотрудников
областного Фонда, ранее осуществлявших его деятельность на территории
города. В своей работе филиал руководствуется Положением о филиале
Владимирского областного фонда ОМС, утвержденного исполнительным директором
фонда 29 декабря 1995 года [Приложения 1,2]. Основными задачами филиала
являются:
- обеспечение реализации закона Российской Федерации «О медицинском
страховании граждан в РФ»,
- обеспечение достижения всеобщности и равенства возможностей всех
граждан в системе обязательного медицинского страхования,
- осуществление мероприятий по достижению финансовой устойчивости
системы обязательного медицинского страхования.
Структура источников формирования финансовых ресурсов здравоохранения
базируется на положениях закона «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» [9], которые определяют следующую классификацию
источников оплаты медицинских услуг:
- бюджетные средства,
- внебюджетные источники финансирования,
- личные средства граждан,
- иные источники финансирования здравоохранения.
Филиал Владимирского областного фонда обязательного медицинского
страхования (ВОФОМС) г. Радужного на протяжении семи лет обеспечивал
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18