Проблемы финансирования фондов ОМС

экономики России.

Из других характерных черт следует отметить снижение доли затрат на

питание, приобретение мягкого инвентаря, а также увеличение доли

хозяйственных расходов (включая сильно вздорожавшие тарифы на энергию,

воду, коммунальные нужды) и расходов по приобретению оборудования и

инвентаря, также сильно вздорожавших [31].

Важным аспектом анализа состояния финансирования здравоохранения

являются международные сравнения, в частности, величины расходов на

здравоохранение в расчете на душу населения. Трудности такого рода

сравнений связаны с обеспечением сопоставимости полученных данных.

В таблице 9 приведены расчетные данные о величине расходов на

здравоохранение в целом по стране и в расчете на душу населения в долларах

США. В основу расчетов взяты данные Госкомстата России по программе

международных сопоставлений и приведенные выше расчеты затрат на

здравоохранение и их доли в ВВП. Не вдаваясь в полемику с Госкомстатом

России о корректности расчетов ВВП, полученных в результате международных

сопоставлений, отметим, что даже в первом приближении сравнение

среднедушевых расходов на здравоохранение говорит не в нашу пользу. При

этом со временем разрыв вырос [31]. Однако механически переносить на

здравоохранение показатели покупательной способности, общие для всей

экономики, на наш взгляд, нельзя, так как в России товары и услуги,

относящиеся к здравоохранению, относительно дешевле, чем в США.

В этой связи, не проводя специальных исследований, сошлемся на мнение

известного экономиста И.Бирмана, который доказал данный тезис в

сравнительном анализе уровня жизни населения СССР и США. Им рассчитаны

паритеты для товаров и услуг здравоохранения (рубль/доллар), равные для

условий 80-х годов 0,117 – при советских весах и 0,400 при американских

весах, в то время как официальный паритет до 1990 года составлял 0,52.

Таблица 17

Расчет валового внутреннего продукта России по результатам программы

международных сопоставлений и расходы на здравоохранение.

| |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1994 в % |

| | | | | | |к 1990 |

|ВВП РФ, | | | | | | |

|млрд. |1268,4 |1150,7 |956,5 |868,3 |738,0 |58,2 |

|долларов | | | | | | |

|На душу | | | | | | |

|населения |8555,7 |7743,8 |6432,6 |5839,2 |4963,0 |57,8 |

|долларов | | | | | | |

|Расходы на| | | | | | |

|здравоохр.|41,9 |36,8 |33,8 |38,7 |33,3 |79,5 |

|РФ млрд. | | | | | | |

|долларов | | | | | | |

|На душу | | | | | | |

|населения |282,4 |247,8 |227,1 |260,4 |223,8 |79,2 |

|долларов | | | | | | |

|% к ВВП |3,3 |3,2 |3,5 |4,4 |4.5 |- |

|Расходы на| | | | | | |

|здравоохр.|2765 |2780 |2796 |2968,5 |- |- |

|В США на | | | | | | |

|душу | | | | | | |

|населения | | | | | | |

|долларов | | | | | | |

|Россия в %| | | | | | |

|от США |10,2 |8,9 |8,1 |8,8 |- |- |

|расходы на| | | | | | |

|душу нас. | | | | | | |

Таблица 18

Структура расходов на здравоохранение

из консолидированного бюджета (в %)

| |1978 |1993 |

|Заработная плата |57,1 |27,0 |

|Начисления на заработную|1,2 |9,4 |

|плату | | |

|Канцелярские и |9,2 |12,2 |

|хозяйственные расходы | | |

|Расходы на питание |9,6 |6,0 |

|Приобретение |8,9 |8,8 |

|медикаментов | | |

|и перевязочных средств | | |

|Приобретение |2,6 |10,5 |

|оборудования и инвентаря| | |

|Приобретение мягкого |2,3 |1,0 |

|инвентаря | | |

|и обмундирования | | |

|Государственные |4,6 |4,5 |

|капитальные вложения | | |

|Капитальный ремонт |3,3 |6,8 |

|зданий и сооружений | | |

|Прочие расходы |1,2 |13,7 |

|ИТОГО |100 |100 |

При этих условиях соотношение физических объемов услуг здравоохранения

России и США значительно возрастает. По данным за 1990 г., относящимся к

СССР, среднедушевое потребление услуг здравоохранения составляло в нашей

стране 11,6-39,8% от уровня США, при геометрической средней – 21,4%

(16,81). По ориентировочным расчетам в 1994 г. это соотношение сократилось

до 18,1%.

Проведенный анализ свидетельствует о тяжелом финансовом состоянии

отечественного здравоохранения. Даже используя общий, а не отраслевой

индекс цен, можно видеть, что расходы, выраженные в ценах 1990 года, в

расчете на условную единицу сократились более чем вдвое к 1992 году и более

чем на треть в 1994 году (табл. 18).

Полагаем, что оценка степени недофинансирования здравоохранения может

быть произведена на основе удельных затрат (в расчете на единицу услуг). За

прошедшие годы не произошло существенных изменений в материало-, энерго-,

трудоемкости здравоохранения. Поэтому снижение финансовых поступлений в

расчете на единицу услуг в меньшей степени, чем в 1990 году, можно считать

минимальной мерой недофинансирования здравоохранения.

Недофинансирование здравоохранения в комплексе с другими социально-

экономическими и медико-демографическими факторами негативно отразилось на

здоровье населения: возросли показатели заболеваемости, инвалидности,

смертности населения. Снизилась средняя продолжительность жизни. Падение

этих социальных индикаторов достигло критических размеров. Чтобы наверстать

упущения в этой сфере, без увеличения расходов на здравоохранение не

обойтись. Не случайно правительственные программы ставят цель в ближайшем

будущем повысить удельный вес расходов на здравоохранение до 10%

национального дохода или 7% ВВП [31].

Таблица 19

Стоимость медицинской помощи

в текущих и неизменных ценах (руб.).

| |1990 |1992 |1994 |

| |в текущих |в текущих|в ценах 1990|в текущих |в ценах |

| |ценах |ценах |г |ценах |1990 г |

|Один | | | | | |

|койко-день в |18,3 |572 |8,4 |24632 |11,9 |

|стационаре | | | | | |

|Один | | | | | |

|койко-день в |11 |343 |5 |14779 |7,1 |

|дневном | | | | | |

|стационаре | | | | | |

|Одно | | | | | |

|посещение |7,3 |228 |3,4 |9853 |4,8 |

|врача | | | | | |

|Одно | | | | | |

|посещение | | | | | |

|фельдшерско-а|3,7 |114 |1,7 |4926 |2,4 |

|кушерского | | | | | |

|пункта | | | | | |

8. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

В ФИЛИАЛЕ ФОНДА ОМС г. РАДУЖНОГО

Филиал Владимирского областного фонда обязательного медицинского

страхования города Радужного был образован в 1995 году из сотрудников

областного Фонда, ранее осуществлявших его деятельность на территории

города. В своей работе филиал руководствуется Положением о филиале

Владимирского областного фонда ОМС, утвержденного исполнительным директором

фонда 29 декабря 1995 года [Приложения 1,2]. Основными задачами филиала

являются:

- обеспечение реализации закона Российской Федерации «О медицинском

страховании граждан в РФ»,

- обеспечение достижения всеобщности и равенства возможностей всех

граждан в системе обязательного медицинского страхования,

- осуществление мероприятий по достижению финансовой устойчивости

системы обязательного медицинского страхования.

Структура источников формирования финансовых ресурсов здравоохранения

базируется на положениях закона «О медицинском страховании граждан в

Российской Федерации» [9], которые определяют следующую классификацию

источников оплаты медицинских услуг:

- бюджетные средства,

- внебюджетные источники финансирования,

- личные средства граждан,

- иные источники финансирования здравоохранения.

Филиал Владимирского областного фонда обязательного медицинского

страхования (ВОФОМС) г. Радужного на протяжении семи лет обеспечивал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты