Формы государственного управления (Шпоры по ГМУ ЗС)

Формы государственного управления (Шпоры по ГМУ ЗС)

1.Монархии в современном мире. Проблемы актуальности монархической формы правления.

При монархической (греческое слово monarchia - единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель - монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии - выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая же древняя форма) - скорее исключением. С начала прошлого века это соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государств Европы, Япония, страны Содружества).

Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современной мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх - единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан - в Малайзии, Брунее, Омане; эмир - в Кувейте, ОАЭ; великий герцог - в Люксембурге; князь - в Лихтенштейне.

Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие. Другим важным институтом монархической формы правления является регентство (от лат. regere - управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.

Несмотря на то, что республика является более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией в современном мире не завершен. В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархию, не спешат расставаться со своими традициями и институтами государственной власти. И, наоборот, в некоторых странах мира, где утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе.

2. Современные монархии. Разнообразие форм организации власти.

На современном этапе развития общества и государства монархии бывают – абсолютная, дуалистическая, парламентская.

Абсолютная монархия. (Саудовская Аравия, Оман.)

Характеризуется:

  • в  руках  монарха сосредоточивается  вся полнота  государственной  власти. (Он сам издает законы, непосредственно руководит административной деятельностью или назначает для этого правительство, вершит высший суд)
  • для его власти могут существовать политические, морально-этические, религиозные и иные ограничители.
  • подданные изначально юридически бесправны
  • в современных условиях абсолютная монархия –чрезвычайная редкость.
  • могут иметь «конституции», однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова (не ограничивают власть монарха).

Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Дуалистическая монархия.

Характеризуется:

  • первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии.
  • возникает или уже развивается разделение властей, видно отделение законодательной власти от исполнительной.
  • законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной их частью.
  • исполнительная  власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.
  • судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.
  • однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. (законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит, монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной)
  • правительство, если такое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.
  • как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим.

Парламентарная монархия. (Великобритания,  Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и другие государства).

Характеризуется:

  • существует развитое разделение властей при признании принципа верховенство парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим.
  • что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться  доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначить главой правительства  лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
  • монарх при данной форме правления царствует, но не правит. (правом вето в отношении законов, принятых парламентом он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства)
  • как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы.
  • сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается принципом «Король не  может быть неправ»).
  • политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.

3. Взаимодействие высших органов государственной власти в президентской республике.

Эта форма правления немного напоминает дуалистическую монархию, но имеет весьма существенные отличия от нее.

Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству.

Глава государства в президентской республике получает свои полномочия в результате избрания на известных  срок. Срок нахождения в должности в разных республиках различный: ст. II раздел  1  Конституции США 1788 года предусматривает срок полномочий президента 4 года. Ст. 85 Конституции Италии 1947 года предусматривает, что этот срок равен семи годам, также как и во Франции

Здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти стояться на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Это проявляется в следующем.

  • И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получает свой мандат  непосредственно от народа.
  • Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства.
  • Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту.

Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Тем не менее парламент и правительство вынуждены сотрудничать, так как ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц  исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Президентская форма правления не является безупречной.

  1. в отличии от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям.
  2. едва ли существует оптимальный способ избрания  президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов.

4. Взаимодействие высших органов государственной власти в смешанной (полупрезидентской) республике.

Смешанная (полупрезидентская) республика. Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента – Национального Собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может

распускать Национальное Собрание по своему усмотрению, что не характерно не для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим типичен для парламентарной республики (парламентаризм или министериализм).Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где «человеком № 1» признается все же не глава государства, а глава правительства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты