Формы государственного управления (Шпоры по ГМУ ЗС)

18. Европейская континентальная модель местного самоуправления: общие черты и специфические проявления.

В странах континентальной Европы, франкоязычной Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке получила распространение так называемая континентальная (или французская) модель управления. Ее отличия от англосаксонской базируются на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции.

Континентальная модель является иерархической структурой, где происходит сверху передача различных директив, а снизу поступает информация, и где на государственные органы работают представители на местах. Данная модель характеризуется также некоторой подчиненностью нижестоящих местных органов самоуправления вышестоящим по структуре.

В рамках этой модели представительные органы порой создаются только в административно-территориальных единицах, признанных в качестве территориальных коллективов. На отдельных уровнях представительные органы могут вообще отсутствовать (как, например, в районах и кантонах Франции). Субъектом территориального самоуправления на трех основных уровнях во Франции (коммуны, департаменты, регионы) является население, проживающее на данной территории.

Реформой начала 80-х годов во Франции была ослаблена степень соподчиненности между различными уровнями местных органов. В соответствии с законами от 7 января и 22 июня 1983 года ни один территориальный уровень- не может осуществлять опеку над другим, за исключением ряда строго ограниченных вопросов: региональный уровень поставлен над департаментом и коммунами в социальных вопросах, здравоохранении, сельском оснащении, школьном транспорте. Кроме того, был несколько смягчен административный контроль центра над местными представительными органами.

19. Англосаксонская система местного самоуправления: общие черты и специфические проявления.

Англосаксонская модель распространена в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий, без прямого подчинения вышестоящим органам. Для этой модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в этих странах, особенно в США, непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица администрации. Большими полномочиями здесь наделяются комиссии (или комитеты) местных представительных органов, играющие значительную роль в подготовке и принятии отдельных решений.

Контроль за деятельностью местных органов управления в этих странах осуществляется через центральные министерства и через суд. По месту и роли местных органов в политической системе этих стран можно сделать вывод, что они фактически являются составной частью государственного механизма. Термин же "местное управление" служит для обозначения организации и деятельности местных органов и обычно указывает лишь на один из критериев их отличия от других государственных органов - на их местный (локальный) характер.


20. Организация государственной власти в США

Особенности американского федерализма.

Соединенные Штаты Америки - республика по форме правления и федерация по форме государственного устройства. (50 штатов).

Особое правовое положение

·         федеральный округ Колумбия не имеет своего законодательного органа и управляется на основе законов, принимаемых конгрессом США; его жители избирают президентских выборщиков и 1 делегата с правом совещательного голоса в состав конгресса.

·         территории Виргинские острова, восточное Самоа и остров Гуам.

·         свободно присоединившиеся к США государства Пуэрто-Рико, Федеративные штаты Микронезии, Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских островов и Республика Белау.

Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май - сентябрь 1787 г.).

В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципа:

·         разделение властей,

·         федерализм

·         судебный конституционный надзор.

Принцип разделения властей, реализуемый через систему сдержек и противовесов предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной - и разграничение между ними соответствующих функций. На федеральном уровне ветви власти представлены конгрессом, президентом и Верховным судом. Принцип разделения властей предполагает также и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной ветви власти за счет другой. Взаимодействие и взаимовлияние трех ветвей власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов.

Федерализм - конституционный принцип, предполагающий относительно жесткое разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав суверенных штатов передана федеральному правительству. Считаясь суверенными государственными образованиями, штаты на самом деле не обладают всеми атрибутами суверенитета: они лишены внешнеполитических полномочий; ограничена их власть в финансовой сфере; ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, закрепленную конституцией США; штаты не имеют права на сецессию - выход из федерации по собственному волеизъявлению.

Конгресс

сенат

каждый штат представлен двумя членами, (100 сенаторов)

каждый сенатор избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года

все законопроекты о государственных доходах должны исходить от палаты представителей

право избрания президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков

·    устанавливает налоги, пошлины, подати и акцизные сборы,

·    утверждает федеральный бюджет

·    занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени Соединенных Штатов

·    регулирует внешнюю торговлю и торговлю между штатами

·    контроль за деятельностью правительственных учреждений и ведомств.

·    имеет право объявлять войну формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание

палата представителей

435 избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего после выборов года

участие в принятии США международных обязательств в форме договоров

участие в назначении на высшие должности государственного аппарата

Президент и правительство

глава государства и единоличный носитель исполнительной власти, глава вооруженных сил и высший руководитель федерального административного аппарата

Избирается косвенными выборами (сначала избирают выборщиков, а затем уже коллегия выборщиков решает судьбу кандидатов) 538 выборщиков.

Победителем считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов

·    является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене

·    с одобрения и согласия сената назначает федеральных судей, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, в том числе руководителей министерств и ведомств

·    имеет право созыва чрезвычайных сессий конгресса и переноса очередных сессий

·    имеет право отсрочки исполнения приговора и право помилования лиц, осужденных по федеральным законам.

·    президент считается лидером своей партии

·    президент может располагать чрезвычайными полномочиями.

·    является фактическим лидером законодательной политики, формулируя законодательную программу администрации в серии посланий конгрессу. представляет проект бюджета, разрабатываемый экспертами Белого дома

·    обладает правом издания президентских приказов, фактически имеющих силу закона.

Верховный суд

наряду и параллельно с судами штатов функционирует федеральная су­дебная система, состоящая из районных и окружных судов

Члены Верховного суда назначаются президентом США пожизненно (независимость судебной власти от законодательной и исполни­тельной)

имеет право отмены любого закона, как федерального, так и штатного, если будет найдено, что этот закон уклоняется от предписаний и принципов Конституции

имеет право издавать предписания, обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и министров

имеет финальное право трактовать Конституцию

21. Система сдержек и противовесов и взаимодействие ветвей власти в США.

В основу формирования правительственной власти положен принцип разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит конгрессу, исполнительнаяпрезиденту, судебнаяВерховному и нижестоящим федеральным судам.

По конституции, все три ветви власти формируются различным образом. Конгресс избирается непосредственно населением, президент — коллегией выборщиков, Верховный суд — совместно президентом и сенатом. Различны сроки их полномочий. Представители избираются на два, сенаторы — на шесть, президент — на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. По логике Конституции, подобный порядок формирования должен был закрепить независимое положение каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и жестко очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако развитие пошло по другому пути. В самой Конституции были заложены нормы, трансформирующие традиционную схему разделения властей. В дальнейшем они были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, которая представлялась “отцам-основателям”. Это касается как сфер деятельности, так и форм взаимоотношений трех ветвей власти.

Собственно, в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей либо о четком разделении их компетенции. Конгресс утратил исключительное право законодательствовать. За президентом и многими ведомствами закреплено право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из “присущих” президенту пол­номочий, либо делегируется самим конгрессом.

По сути законотворческой является и деятельность судебной власти. В правовую систему конституционные и законодательные нормы преимущественно входят в виде прецеден­тов — судебных решений, в которых дано толкование кон­ституционных и законодательных норм и которым суды дол­жны следовать при разрешении сходных дел.

Функционирование системы разделения властей дополняется и во многом определяется действием системы “сдержек и противовесов”, особых конституционных методов и форм, позволяющих нейтрализовать либо сдержать действия какой-либо из ветвей власти. В руках конгресса наиболее эф­фективным средством воздействия была “власть кошелька”. Президенту, в свою очередь, было предоставлено право вето, которое конгресс мог преодолеть лишь квалифицированным большинством голосов. Наконец, Верховный суд США был наделен правом конституционного надзора. Материальной основой его служило нормативное, в виде прецедентов, толкование Конституции США, а средством практической реа­лизации — право отказа в применении тех законодательных норм (и федерации, и штатов), которые противоречили Кон­ституции США, так, как она представлялась суду.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты