Формы государственного управления (Шпоры по ГМУ ЗС)

Можно отметить, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия,  Польша, Хорватия и ряд других стран), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладая общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс. Глава правительства подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством.

5. Парламентарный режим при парламентских формах правления.

Парламентарные республики имеют следующие признаки:

  • президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента;
  • по конституции президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство (институт контрассигнатуры);
  • правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (отсюда существование таких институтов, как вотум недоверия, резолюция порицания);
  • парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства в определенных конституцией случаях.

Этот государственный режим действует при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась в Японии ст. 41 Конституции предусматривает, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства.

Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Иногда стоит какой-либо партии отозвать своих полномочных представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

6. Министериальный режим при парламентских формах правления.

Парламентарные республики имеют следующие признаки:

  • президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента;
  • по конституции президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство (институт контрассигнатуры);
  • правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (отсюда существование таких институтов, как вотум недоверия, резолюция порицания);
  • парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства в определенных конституцией случаях.

В станах, где существует двухпалатная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония  1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партий, обладающей а парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.


7. Проблема определения формы правления в современной России.

По форме правления Россия является полупрезидентской (президентско-парламентарной) республикой или республикой смешанного типа. Главой государства является президент РФ, избираемый народом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, как глава государства представляет Россию внутри станы и в международных отношениях; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, не противоречащие конституции и федеральным законам; решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент, не являясь формально главой исполнительной власти, в соответствии с конституцией и федеральными законами, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия Государственной думы премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из председателя правительства (премьер-министра), его заместителей и федеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с конституцией и федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Правительство во главе с премьер-министром слагает свои полномочия в случае избрания нового президента. Федеральное Собрание (парламент РФ) является представительным и законодательным органом, состоящим из двух палат – Совета Федераций и Государственной Думы.

8. Политический режим: понятие и классификация.

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства и.д.

Характерные черты тоталитаризма:

1.        идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;

2.        господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа.

3.        запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;

4.        тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации,

5.        монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д

6.        доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора;

Признаки авторитарного режима:

  1. автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
  2. неподконтрольность власти народу,
  3. игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
  4. монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции
  5. отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
  6. в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
  7. отсутствует единая идеология;
  8. права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере)

Характерные черты демократического режима:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении
  2. периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  3. провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
  4. принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;
  5. демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;
  6. доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;
  7. реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

9. Конституционный контроль в зарубежных странах.

Конституционный контроль (надзор) — деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.

Обычно под соответствием конституции понимается непротиворечие актов или действий участников конституционно-правовых отношений предписаниям конституции.

Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбери против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.

Различают две модели конституционного контроля: американскую и европейскую.

По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).

По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (например, Конституционный Трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный Совет во Франции) органами конституционного контроля.

Конституционный контроль имеет следующие виды:

v      по времени осуществления;

·         предварительный (проводится до вступления в силу решения, а закона — до санкционирования и промульгации, в отношении международного договора — до ратификации);

·         последующий (проводится в отношении действующих актов);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты