Формы государственного управления (Шпоры по ГМУ ЗС)

23. Организация местного управления в США.

Законодательная власть во всех штатах принадлежит законодательным собраниям (легислатурам) штатов. Конституция каждого штата устанавливает структуру законодательного органа штата, порядок его избрания, срок полномочий его членов, полномочия законодательного органа и процедуру их осуществления. По своей структуре и методам работы законодательные собрания штатов во многом копируют конгресс. Сроки полномочий членов законодательных собраний в разных штатах различны: в 46 штатах члены палаты представителей избираются на два года; в четырех штатах - на четыре года; сенаторы в 38 штатах избираются на четыре года, в 12 штатах - на два года. Периодичность проведения сессий законодательных собраний также различна: в большинстве штатов сессии проводятся ежегодно, а в некоторых штатах - раз в два года

Исполнительная власть во всех штатах вверяется губернатору. Конституционные предписания устанавливают порядок выборов губернатора, круг и срок его полномочий. На него возлагается обязанность обеспечивать исполнение законов и осуществлять контроль за деятельностью административного аппарата. Одно из наиболее весомых полномочий губернатора - право вето в отношении законопроектов, принятых законодательными собраниями. Право вето предусмотрено конституциями всех штатов, кроме Северной Каролины. Более чем в 20 штатах губернаторы не могут переизбираться после одного или двух сроков пребывания на посту.

Если президент США назначает членов кабинета, то губернатор, как правило, имеет дело с руководителями исполнительных органов, которые избираются вместе с ним. К ним относятся государственный секретарь штата, генеральный атторней штата, казначей, аудитор, контролер и другие высшие должностные лица.

Для США характерна значительная децентрализация власти не только по горизонтали, но и по вертикали. Органы власти и местного самоуправления наделены достаточными полномочиями на автономное управление местными делами. Они функционируют на твердой финансовой базе, имея собственные доходы и принимая самостоятельные бюджеты. Положение дел с административным правом и с административными учреждениями в штатах во многом сходно с положением в федерации, так как штаты обычно копируют федеральную практику.

В настоящее время штаты разделены на графства (их около 3 тыс.), муниципалитеты (инкорпорированные города и виллиджи - около 19 тыс.), тауншипы и тауны (около 17 тыс.), школьные округа (около 14,5 тыс.) и особые округа (около 33 тыс.). Графства служат для управления главным образом сельскими территориями. В муниципальных корпорациях проживает около двух третей всего населения страны. Тауншипы (маленькие городки в составе приходов) и тауны (административные центры районов или центры деловой и торговой жизни города), которые рассматриваются в качестве квазикорпораций, существуют в 20 штатах. Управление особыми округами специализируется на выполнении отдельных функций (образование, водоснабжение, санитария и т. п.), и границы округов определяются обычно с учетом целесообразности и часто безотносительно к границам округов другого вида и к границам иных территориальных единиц.

Во главе графства стоит или совет наблюдателей из 5 и более членов (нередко более 100), избираемых жителями тауншипов, входящих в графство, или, что более распространено, совет уполномоченных из 3-7 членов, избираемых всем населением графства. Помимо советов, в графствах избираются также такие должностные лица, как шериф, коронер, казначей, надзиратель школ и др. Исполнительной властью в графствах в последнее время все больше становится назначаемый советом управляющий (менеджер), который руководит аппаратом служащих и координирует управление делами графства. Совет графства контролирует состояние местных дорог, содержание мест заключения, больниц и мест для отдыха. Под контролем штата графство несет ответственность за организацию выборов, переписей населения, сбор и обработку статистических данных по своей территории. Параллельно с советом графства могут действовать различные целевые комиссии (по вопросам здравоохранения, общественных сооружений и т. п.).

В большинстве штатов города, находящиеся на территории графства, имеют собственные, независимые от графства и более разнообразные по форме органы самоуправления. В одних случаях избираются мэр и совет, члены которого становятся главами департаментов городского управления; в других - избирается муниципальная комиссия, которая может назначить мэра с ограниченными правами. Получила распространение и такая форма муниципального управления, при которой избранный населением совет нанимает управляющего для квалифицированного руководства городским хозяйством.

23. «Вестминстерская модель» взаимодействия высших органов государственной власти в Великобритании.

Великобритания - парламентская монархия. Конституции здесь нет, ее законодательство основывается на многовековых конституционных обычаях и прецедентах, то есть парламентарии смотрят, как когда-то был решен аналогичный случай (настолько отшлифованы за многие сотни лет парламентские законы и процедуры). Формально страной правит монарх (с 1952 года - Королева Елизавета II). Но фактически высший законодательный орган - парламент, который включает в себя королеву, палату общин и палату лордов. Палата общин представляет собой общенациональное собрание, избирается раз в пять лет. Палата лордов - аристократы, принцы крови, наследные пэры. Палата лордов имеет право задержать законопроект (не финансовый) на год. Финансовые законопроекты превращаются в законы при прохождении палаты общин и подписании королевой. Обычно она не препятствует работе палаты лордов и вообще не вмешивается в государственные дела. Из этого можно сделать вывод, что королева для англичан - традиция, которой, как и многими другими, они дорожат и на которые считают нужным выделять огромные суммы из бюджета.

Исполнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром. Члены кабинета министров - наиболее видные деятели правящей партии, то есть партии, получившей большинство на последних выборах.

Консервативная и лейбористская партии обычно входят в правительство и определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. Лейбористская партия состоит в основном из рабочих. Основное положение программы лейбористов: “улучшение” капитализма, то есть трансформация капитализма в социализм путем реформ. Лейбористской партии Великобритании принадлежит идея создания “Социалистического Содружества Великобритании” и национализация ряда отраслей промышленности. Основные задачи политики консерваторов: поддержка свободного предпринимательства, индивидуальной инициативы, борьба против “государственного бюрократизма”. Консервативная партия представляет интересы аристократии, предпринимательства, землевладельцев. В последние годы в политической жизни страны возросла роль менее крупных партий - Либеральной, националистических партий Шотландии и Уэльса. Ведущие партии часто вынуждены искать у них поддержки в парламенте.

25. Организация и реформирование местного управления в Великобритании.

В настоящее время организация и деятельность органов местного самоуправления регулируется Законом о местном управлении 2000 года. В графствах, округах и унитарных образованиях формируются представительные органы – советы, избираемые прямыми выборами  или на 4 года, или с обновлением наполовину каждые 2 года, или с ежегодным обновлением на 1/3. Каждый совет самостоятельно выбирает один из вариантов, который утверждается государственным секретарем по вопросам окружающей среды, Выборы проходят одновременно во всей стране, как правило, в начале мая. Советники осуществляют свою деятельность, как правило, на непрофессиональной основе, т.е. они сочетают данные функции с иной деятельностью. Каждый совет формирует постоянно действующий исполнительный орган. Закон о местном управлении предусматривает три варианта такого органа. Эта система «мэр и кабинет» в условиях которого избранный прямыми выборами мэр формирует свой кабинет, состоящий из назначаемых им помощников. Второй вариант – система «лидер и кабинет» при которой глава исполнительного органа избирается советом, а его помощники назначаются либо главой, либо советом. И, наконец, система «мэр и управляющий», предполагающая прямые выборы мэра, который осуществляет управленческие функции вместе с управляющей, назначаемым советом.

МСУ на низовом уровне осуществляется через приходы, занимающиеся строительством дорог и мостов, отвечающие за содержание улиц, общественных зданий. В приходах и общинах прямыми выборами избираются советы на 3 года. Данные советы ежегодно избирают своих представителей, которые возглавляют исполнительный аппарат.

К ведению органов МСУ относится управление полиции, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами, попечение престарелых. В Великобритании, как и во всех англосаксонских странах, функции государственного управления на местах осуществляется по специальным округам. В частности, по специальным округам строится управление государственными учреждениями здравоохранения, а также рядом других отраслей.

26. Организация государственного управления во Франции.

Франция - республика. Действует конституция Пятой республики - "Конституция Республики и Сообщества" от 28 сентября 1958 г. с изменениями, внесенными в 1962 г., 1963 г., 1974 г., 1976 г., 1985 г., 1986 г., 1992 г., 1993 г. и 1995 г. Глава государства - президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 7 лет. Президент избирается абсолютным большинством голосов. Если это большинство не достигнуто в первом туре голосования, проводится второй тур. Президент назначает премьер-министра и министров без утверждения их парламентом, имеет право распускать Национальное собрание после предварительных консультаций с председателем Национального собрания и назначать новые выборы, может принимать любые чрезвычайные меры, которые диктуются обстоятельствами. Возглавляет Высший совет магистратуры.

 Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается по мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555 членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 2 члена - в заморских департаментах. Сенат избирается путем косвенного голосования по мажоритарной системе сроком на 9 лет. Каждые 3 года состав Сената обновляется на одну треть. Сенаторы избираются не всеобщим голосованием, а лишь голосами выборщиков-депутатов, членов областных и генеральных советов департаментов, а также муниципальных советов. Согласно конституции председателю Национального собрания предоставлено право обращаться в Конституционный суд.

По конституции 1958 г. создан Конституционный совет - высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением конституции. В совет входят 9 членов, назначаемых на 9 лет (их мандат не возобновляется), и все бывшие президенты республики пожизненно. Конституционный совет обновляется на одну треть каждые 3 года. Три члена совета назначаются президентом, трое - председателем Сената и трое - председателем Национального собрания. Председатель Конституционного совета назначается президентом из числа членов совета и формально является восьмым лицом в государственной иерархии. Конституционный совет осуществляет контроль за выборами президента, депутатов и сенаторов, следит за правильностью проведения референдумов и объявляет их результаты. Решения Конституционного совета никакому обжалованию не подлежат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты