Формы государственного управления (Шпоры по ГМУ ЗС)

Основной закон Японии предусматривает приоритет палаты представителей в решении большинства вопросов, обсуждаемых в парламенте. В частности, это решение о назначении премьер-министра, принятие большинством в две трети голосов присутствующих депутатов повторного решения по законопроекту, отклоненному ранее палатой советников, вынесение резолюции о недоверии (или доверии) премьер-министру. Единственное преимущество, признаваемое конституцией за палатой советников перед палатой представителей, - это функционирование чрезвычайной сессии верхней палаты в период, когда нижняя палата распущена.

Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организации государственного управления (1948 г.).

В состав кабинета, который возглавляет премьер-министр, входят заместители премьера, министры (руководители отдельных министерств) и государственные министры (министры без портфелей), генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро.

Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер-министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер-министра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета. Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер-министра.

Согласно конституции, кабинет министров наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности: проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров (при этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение парламента); организация гражданской службы и руководство ею; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний, восстановлении в правах.

Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и представляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.

36. Организация местного управления в Японии.

В стране существует двухзвенная иерархическая система территориально-административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее - муниципалитеты, к которым относятся города, поселки, сельские общины. В стране 47 префектур, три города (Токио, Осака, Киото) выделены в особые городские префектуры, а остров Хоккайдо образует провинцию, разделенную на округа. Муниципалитетов более 3200.

Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные, городские, поселковые и деревенские собрания. Их количественный состав зависит от численности населения соответствующих административных единиц. Собрания возглавляются председателями.

Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты.

Губернаторы и мэры рассматриваются в качестве органов самоуправления, но в то же время - ив качестве органов государства, поскольку ряд функций делегирован им центральными органами.

Местные собрания и главы администраций (губернаторы, мэры) избираются непосредственно населением на 4 года.

Губернатор может быть смещен премьер-министром, мэр или староста - губернатором. Население может требовать отзыва депутатов, роспуска муниципального собрания, принятия собранием того или иного обязательного постановления, проведения ревизии финансово-бюджетной деятельности муниципальных органов.

Местным собраниям принадлежит право на принятие постановлений по всем вопросам, не входящим в ведение государства, в том числе по вопросам нормативных актов местного значения, в которых могут предусматриваться и уголовные наказания за их нарушение. Сюда же можно отнести утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, важнейшие вопросы распоряжения местным имуществом и т.д. Закон предоставляет местным собраниям право на осуществление контрольных функций в отношении исполнительных органов, например, на проверку документации и получение необходимых отчетов глав и других должностных лиц местной администрации.

Местное собрание в определенном порядке может оспорить решение, принятое главой местной исполнительной власти. Более того, оно может выразить ему недоверие принятием резолюции большинством в три четверти голосов при присутствии не менее двух третей членов собрания. В этом случае глава местной исполнительной власти должен уйти в отставку либо воспользоваться предоставленным ему правом распустить собрание и назначить выборы его нового состава. Однако, если новое собрание на первом своем заседании подтвердит высказанное недоверие, это решение будет окончательным.

На органы местного самоуправления возлагается самостоятельное решение чрезвычайно широкого круга задач. Они должны вносить плановое начало в развитие своих территорий, заботиться о создании и поддержании в хорошем состоянии необходимой для жизнедеятельности инфраструктуры (дороги, реки, каналы, жилищное строительство, городское хозяйство, охрана окружающей среды и т.п.), заниматься вопросами начального и среднего образования, здравоохранения, содействовать местному предпринимательству (прежде всего мелкому и среднему), поддерживать сельскохозяйственное производство, регулировать трудовые отношения, обеспечивать безопасность жизни и сохранность имущества граждан.

Подавляющую часть этих задач выполняют города, поселки, деревни. Префектура как высшее звено местного самоуправления главным образом координирует деятельность муниципалитетов на своей территории и выполняет работы, выходящие за пределы их полномочий. Особенностью является то, что наиболее крупные города могут специальным правительственным указом получать повышенный статус, близкий по полномочиям к префектурам (таких городов 12). Что же касается столицы, то она управляется непосредственно губернатором и префектурным собранием, но в границах Большого Токио учреждены особые органы местного самоуправления - столичные районы, в которых местное население избирает глав администраций и районные собрания. По своему статусу столичные районы практически приравнены к городам.

Организация государственного управления в КНР.

За период после провозглашения в 1949  г.  Китайской Народной Республики в стране приняты четыре  Конституции:  Конституция  1954 г.,  Конституция 1973  г.,  Конституция  1978   г.   и   ныне   действующая Конституция.

Ныне действующая Конституция КНР разработана на  основе  всенародного обсуждения.  Она  официально  обнародована  и  принята  к  исполнению после утверждения на пятой сессии ВСНП  5-го  созыва  4  декабря  1982  г. В ней унаследованы основные принципы первой Конституции 1954 г., при этом  особое внимание уделено обобщению опыта развития социализма в  Китае  и усвоенного мирового  опыта.  Конституция  учитывает  реальную  ситуацию и  исходит  из перспектив развития страны. Вот почему в определенном смысле  она  является Конституцией с китайской спецификой, отвечающей требованиям  политического, экономического   и   культурного развития страны    в    новый    период социалистической модернизации.

ВСНП - высший орган государственной власти, в состав которого входят депутаты от провинций, автономных районов, городов центрального  подчинения, особого административного района и армии. ВСНП осуществляет  законодательные функции государства, вносит изменения в Конституцию и осуществляет  контроль за  ее  исполнением; рассматривает и утверждает план экономического и социального развития страны, отчет о его исполнении; выбирает  и  утверждает бюджет  и  отчет  и  его  исполнении;  выбирает  и  избирает  членов  высших должностных лиц госаппарата, то есть Председателя  КНР  и  его  заместителя; утверждает Премьера Госсовета и других членов Госсовета; избирает  Президента Центрального Военного  Совета  и  утверждает  других  членов  ЦВС;  избирает Председателя Верховного  Народного  Суда;  избирает  Генерального прокурора Верховной Народной Прокуратуры. ВСНП имеет право освобождать этих лиц с занимаемых постов.

Сроки полномочий каждого созыва ВСНП - 5 лет, его  сессии  созываются раз в  год. В промежутках  между сессиями  функции ВСНП осуществляет Постоянный Комитет ВСНП. В состав ПК ВСНП входят  Председатель, заместители Председателя, ответственный секретарь и члены  ПК  ВСНП. Лица,  входящие  в состав  Постоянного  Комитета  ВСНП,  не  могут состоять на службе в государственных административных органах, органах суда и прокуратуры. Как правило, Постоянный Комитет ВСНП заседает раз в 2 месяца. Председатель, заместители Председателя и ответственный секретарь образуют Совет Председателя, который ведет основную текущую работу Постоянного Комитета ВСНП.

Председатель КНР совместно с Постоянным Комитетом  ВСНП осуществляют высшую государственную власть в стране. Председатель КНР на основании решений ВСНП и его Постоянного Комитета опубликовывает законы, производит назначения и смещения в составе Госсовета, издает указы; от  имени государства принимает дипломатических представителей других государств, назначает и отзывает полномочных дипломатических представителей  КНР в других странах, ратифицирует и денонсирует  договоры и важные соглашения, заключенные с другими государствами

Госсовет (Центральное народное правительство КНР) - высший административный орган страны. Госсовет проводит  в жизнь законы и постановления, разработанные и принятые ВСНП и его Постоянным Комитетом, он ответственен перед ними и подотчетен им. В сферу полномочий Госсовета входят определение административных мероприятий  разработка административно-нормативных актов, издание постановлений и  распоряжений; осуществление единого руководства работой министерств, комитетов и других подчиненных ему органов, осуществление единого  руководства  работой местных государственных административных органов страны; составление и  реализация  планов  народно-хозяйственного  и социального развития  и  государственного  бюджета,  руководство  и  ведение хозяйственной работой, городским и сельским строительством, а также работой в области  просвещения,  науки,  культуры,  здравоохранения

Госсовет состоит из Премьера, заместителей премьера, членов Госсовета, министров, председателей комитетов, Главного  ревизора и начальника Секретариата.

ЦВС - государственный орган, осуществляющий руководство всеми вооруженными силами страны, которые включают  Народно-освободительную  армию Китая (НОАК), Народную  вооруженную  полицию  Китая  и  народное  ополчение.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты