Формы государственного управления (Шпоры по ГМУ ЗС)

v      по месту осуществления:

·         внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);

·         внешний (осуществляется другим органом);

v      по правовым последствиям:

·         консультативный (решение органа конституционного контроля юридически не обязательно и не влечет юридических последствий);

·         постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

v      по обязательности проведения:

·         обязательный (т.е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);

·         факультативный (только при наличии соответствующей инициативы);

v      по форме:

·         абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);

·         конкретный (проверка в связи с конкретным делом);

v      по объему:

·         полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);

·         частичный (охватывает только некоторые сферы, например, права человека);

v      по содержанию:

·         формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и относится ли вопрос к компетенции издавшего органа);

·         материальный (с точки зрения содержания акта);

v      с точки зрения придания акту обратной силы:

·    имеющий обратную силу;

·         не имеющий обратной силы и действующий только на будущее.

Органы конституционного контроля можно разбить на две группы.

  1. Органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды).
  2. Органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для которых именно конституционный контроль является основным направлением их деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

10. Делегированное законодательство в зарубежных странах.

Важнейшую роль в управлении обществом играет законотворческая деятельность государства, как одна из форм осуществления его функций. Законотворческая деятельность представляет собой процесс подготовки и издания законов. От эффективности ее осуществления зависит благосостояние общества и государства.

 Органом, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти, является парламент. Все конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы.

В настоящее время законодательная деятельность парламента претерпела весьма серьезные изменения. В современных государствах парламент продолжает законодательствовать, однако "во многих странах он не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие органы (Индонезия, Китай), абсолютные монархи (Оман) ". Вместе с усложнением функций государства увеличился объем законодательной деятельности парламента, количество принимаемых актов увеличилось, но, тем не менее, центр тяжести в нормотворчестве переместился в правительство. Это объясняют тем, что объем государственной работы настолько возрос, законодательная техника настолько усложнилась, а само законодательство настолько специализировалось, что парламенту по неволе пришлось отказаться от значительной части своих полномочий в пользу правительства. В последнее время в связи с появлением новых сфер общественных отношений законодательная власть не имеет возможности быстро осуществлять их регулирование. Необходимо искать пути более гибкого и оперативного управления. Ресурсами более быстрого реагирования на появление новых отношений обладает исполнительная власть. Поэтому стоит считать разумным то, что решение многих вопросов законодательная власть перекладывает на исполнительную. В связи с этим в западной науке создана концепция рационализированного парламентаризма, которая осуществляется на практике в ряде стран. Она предполагает ограничение роли парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти. Однако в странах, где используется концепция рационализированного парламентаризма, снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении самых принципиальных вопросов, в том числе и вопросов о правах человека.12 Так, п.1 ст.82 Конституции Испании 1978 г. устанавливает, что Генеральные кортесы могут делегировать правительству полномочия издавать нормативные акты, имеющие силу закона по определенным вопросам, за исключением относящихся к развитию основных прав и свобод... Одной из характерных черт современного государства является рост правительственного нормотворчества, в том числе и в форме делегированного законодательства. Нормы, посвященные ему, встречаются в конституциях различных стран. Так, ст.38 Конституции Франции 1958 г. гласит: «Правительство может для выполнения своей программы обратиться к парламенту за разрешением путем издания ордонансов в течение ограниченного срока мероприятий, обычно входящих в область законодательства»

 Термин «делегированное законодательство» в разных странах толкуют не одинаково, и вопрос о допустимости делегирования законодательных полномочий решается в конституциях неравнозначно. Существуют различные подходы к определению понятия делегированного законодательства. Некоторые источники указывают на то, что это деятельность, другие определяют этот институт через совокупность актов (делегированное законодательство - акты исполнительной власти, изданные по поручению парламента и имеющие силу закона). Такое двоякое понимание вытекает из двух значений термина "законодательство". Думается, что и тот и другой подход имеют право на существование. В некоторых странах континентальной Европы к актам делегированного законодательства относятся лишь те правительственные акты, которые не просто издаются по уполномочию парламента, но и наделены силой закона.

11. Федеративное государство: общие принципы и виды федераций.

Федерация — форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государствоподобные образования.

Характерной чертой федерации, таким образом, является наличие двух уровней осуществления государственной власти.

Соответственно, в федерации наряду с общефедеральной конституцией имеются конституции субъектов федерации, наряду с общефедеральным законодательством — законодательство субъектов, наряду с бюджетом федерации — бюджеты субъектов, наряду с федеральной системой органов государственной власти в каждом из субъектов — свои органы государственной власти, наряду с гражданством федерации — гражданство субъектов, государственные символы федерации и субъектов. Территория федерации (или большая ее часть) представляет собой совокупность территорий субъектов.

Федерация возникает:

·         в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария, Австрия и др.);

·         в результате создания новой структуры ранее унитарного государства (Мексика, Бельгия).

На конституционном уровне федеративный характер государства находит отражение в нормах:

·         содержащих характеристику данного государства как федеративного (Аргентина, Бельгия, ФРГ и др.), а также в названии государства (Федеративная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия и др.) или конституции (Швейцария);

·         устанавливающих разграничение полномочий федерации и ее субъектов;

·         устанавливающих права субъектов на собственные конституции, собственное законодательство, систему органов, гражданство и государственные символы;

·         предусматривающих возможность присоединения новых субъектов к федерации, присоединения одних субъектов к другим, деления субъектов с образованием новых и т.д.;

·         устанавливающих формы участия субъектов в принятии решений на федеральном уровне;

·         устанавливающих гарантии для субъектов со стороны федерации;

·         содержащих условия федеральной интервенции;

·         содержащих условия введения чрезвычайного положения в субъекте федерации.

Различают симметричные, т.е. состоящие из субъектов с относительно одинаковым статусом (Австрия, ФРГ), и асимметричные, т.е. состоящие из субъектов и иных единиц (Австралия, Индия, Венесуэла) федерации.

12. Проблемы территориального устройства в современных федерациях.

Федерализм  -  по  определению  более  демократическая  форма организации государства, чем унитаризм, и  естественно, что в  подавляющем  большинстве  случаев  федерации  имеют республиканскую  форму  правления.  Однако  есть и  исключения. Так, Объединенные  Арабские  Эмираты,  как  видно  из  их названия, представляют  собой  федерацию монархий,  и один  из монархов-эмиров избирается своеобразным президентом  этого государства. Частично  сходная  ситуация  в  Малайзии, где  часть субъектов федерации  форму   правления  имеют   республиканскую,  однако Верховным  правителем  избирается  один  из монархов-султанов, возглавляющих  другие  субъекты  федерации.  Монархиями  являются  такие  федерации,  как  Бельгия,  Канада,  Австралия, но субъекты  этих  федераций  организованы   по  республиканскому типу.

Демократичность  федеративного   территориального  устройства  заключается  в том,  что оно  предполагает децентрализацию власти,  ее  полицентризм,  гарантирующий от  диктатуры. Правда,  это  верно  при  том  непременном условии,  что федерация является действительной,  а не  мнимой, какой  была, например, советская  «федерация», и  что субъекты  федерации организованы  демократически. В  противном случае  возникает децентрализованная  бюрократическая  диктатура,  которая   на  положении человека сказывается еще  более отрицательно,  чем централизованная.

В то же время федерация - это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание.

Ряд  конституций решает вопрос о возможности  изменения состава федерации путем принятия новых ее субъектов  или преобразования  существующих. Так, согласно части  первой разд. 3  ст. IV Конституции США,  новые  штаты  могут  быть приняты в  Союз Конгрессом,  однако  никакой новый  штат не  может быть образован  или  возникнуть в пределах юрисдикции  любого другого штата и никакой штат не может быть  образован слиянием двух или более штатов  или частей  штатов без  согласия законодательных собраний затрагиваемых  штатов, равно как и  Конгресса.  Согласно 2 ст.  18 бразильской Конституции, порядок превращения  федеральной  территории  в  штат   или  возвращения ее  в  штат,  из  которого  она  ранее  выделилась, регулируется дополнительным  законом  (бразильские  дополни тельные  законы равнозначны  французским органическим, итальянским конституционным). Штаты могут объединяться, разделяться,  прекращаться  для включения  в другой  штат  либо  образовывать  новые  штаты (и федеральные территории), однако для всего этого требуется одобрение  как непосредственно заинтересованного населения  путем  плебисцита, так и Национального конгресса путем принятия дополнительного закона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты