Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом Министров (правительство). Президент назначает премьер-министра и по его представлению - министров. Член парламента не может быть одновременно членом правительства. Правительству не нужен вотум доверия, однако оно может быть отправлено в отставку посредством вотума недоверия, объявленного большинством в Национальной ассамблее.
В марте 1982 г. принят закон о децентрализации, согласно которому Франция делится на 95 департаментов, 22 области и особую административную единицу Корсику. Закон наделяет исполнительной властью председателей генеральных советов в департаментах и региональных советов в областях. Закон о статусе Корсики, принятый в ноябре 1990 г., предусматривает создание в Корсике законодательного и исполнительного органов, которым переданы функции, исполнявшиеся ранее центральными административными органами.
27. Президент Французской республики и Президент РФ: сравнительный анализ статуса и в государственном управлении.
Президент Франции |
Президент РФ |
· избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования. · избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые получили наибольшее количество голосов в первом туре. |
Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
Полномочия в сфере законодательства · промульгирует законы, принимаемые парламентом · право вносить некоторые законопроекты на референдум минуя парламент · издание указов, декретов · формально не обладает правом законодательной инициативы |
Полномочии в сфере законодательства · вносит законопроекты в Государственную Думу; · подписывает и обнародует федеральные законы; · подписывает ратификационные грамоты; · Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. |
Полномочия в сфере государственного строительства · может распускать Национальное Собрание – нижнюю палату парламента после согласования этого вопроса с председателями палат и с премьер-министром · назначает премьер-министра |
назначает с согласия Государственной Думы председателя Прав. РФ; принимает решение об отставке Прав. РФ представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ представляет Совету Федерации кандидатуры судей формирует и возглавляет Сов. Без. РФ В определенных случаях распускает ГД |
Полномочия чрезвычайного характера позволяют президенту принимать довольно жесткие меры, не всегда диктуемые обстоятельствами. |
Вводит чрезвычайное положение на территории РФ или ее части |
Иные полномочия · назначает трех членов Конституционного совета · назначает председателя конституционного совета · возглавляет Совет внутренней безопасности · имеет право отдать приказ об использовании ядерной мощи Франции |
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. |
28. Роль префектов в организации местного управления во Франции.
Хотя система административно-территориального устройства во Франции относится к континентальной модели, здесь все больше проявляется тенденция разделения функций государственной и местной администрации. С проведением в 1982 г. реформы административно-территориального устройства функции местного самоуправления и прямого государственного управления на местах были отделены друг от друга на уровне департаментов и регионов. На уровне департаментов представителем центральной власти является префект, который назначается в каждый департамент декретом Президента, принятым в Совете министров по представлению Премьер-министра и министра внутренних дел.
Префект представляет на местах Премьер-министра и министров по соответствующим сферам деятельности. Он считается первым по иерархии должностным лицом департамента. префект осуществляет контроль за соблюдением общенациональных интересов и проведением общегосударственной политики, способствует осуществлению в пределах департамента полномочий центральных органов государственной власти обеспечивает взаимосвязь между центральной властью и территориальными структурами. Он контролирует исполнение в департаментах и регионах нормативных актов центральных органов государственной власти; осуществляет координацию деятельности различных правительственных служб на территории департамента (например таких, как управление социальными и санитарными делами, ветеринарии, сельского хозяйства и т.п.). Префект обладает полномочием принятия решения об использовании полицейских сил для поддержания порядка; может обжаловать в судах административной юрисдикции незаконные решения и действия органов власти департамента и коммун.
29. Организация государственного управления в ФРГ.
Федеративная Республика Германия состоит из 16 административных единиц. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.
3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной Германии, в основу которой был положен Основной Закон ФРГ (принят 23 мая 1949 года). Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан ФРГ, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага (нижней палаты федерального законодательства) и представителей региональных органов.
Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: бундестаг – нижняя палата, бундесрат – верхняя палата. Бундестаг избирается населением сроком на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина – по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. В компетенции бундесрата находится одобрение принятых бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и затрагивающих интересы федеральных земель. Если палаты не могут достичь согласия, то создается специальный комитет для выработки компромиссного решения.
Исполнительная ветвь власти представлена Федеральным Правительством Республики, возглавляемым премьер-министром (канцлером Германии), который избирается бундестагом большинством голосов по предложению президента. Структура органов исполнительной власти подразделяется на три уровня – федеральный, земельный и местный, – которые функционируют независимо друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями федерации.
Независимая судебная власть представлена Федеральным Конституционным Судом (высший судебный орган), Верховным Судом ФРГ и Арбитражным Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам.
30. Особенности немецкого федерализма.
ФРГ - это конституционная федерация, учреждаемая на основе Основного закона 1949 года. Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм.
После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся субъектами, в том числе три города - Берлин, Гамбург и Бремен.
Основной закон закрепляет основные принципы федеративного устройства Германии:
- конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства.
- на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности.
- все земли имеют равный статус.
- компетенция земель и федерации разделена.
Земли делятся на округа (их около 50), округа - на районы и города, имеющие статус районов.
В германии действую принципы местного управления. Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов, существуют представительные органы, избираемые населением.
31. Модели местного управления в ФРГ.
В Основном законе ФРГ нет специального раздела, регулирующего вопросы административно-территориального деления страны. Эта сфера отнесена к ведению субъектов федерации. Административно-территориальное деление в различных субъектах германской федерации отличается многообразием. Можно выделить земли с трехзвенной системой территориального устройства (земли округа районы общины) и земли с двухзвенной системой территориального устройства (земли уезды общины). Особое место занимают так называемые города-республики (города-государства), являющиеся по своему правовому статусу одновременно городом и землей — субъектом федерации.
Модель местного самоуправления в Германии относится к континентальному типу, но имеет специфические особенности, которые позволяют сделать вывод о специфическом коммунальном самоуправлении в ФРГ. Местное самоуправление в полном объеме осуществляется на уровне общин и городов.
По такому важному основанию, как взаимоотношения представительного органа с органами управления, различают четыре модели (разновидности) общин.
Первая разновидность (так называемое устройство магистрата).Здесь представительный орган общины (общинное представительство, городское собрание депутатов) избирается населением общины. Образуется также коллегиальный исполнительный орган — магистрат, который избирается представительным органом из своего состава. Магистрат состоит из 6—12 членов, включая бургомистра и почетных членов. Магистрат решает текущие управленческие дела и представляет общину вовне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9