Государство и право, их типология, формы и значение

Тема 6. Механизм государства

Учебные вопросы:

1.      Понятие и структура механизма государства. Соотношение понятий механизм государства и аппарат государства

2.      Понятие, назначение и признаки аппарата государства

3.      Понятие, признаки и виды органов государства

4.      Принципы организации и деятельности государственных органов

1.       Понятие и структура механизма государства. Соотношение понятий механизм государства и аппарат государства

Рассматривая государство как специфическую социально-политическую организацию, возникающую на определенном этапе общественного развития в целях защиты членов сообщества, обеспечения условий, способствующих стабильному, поступательному развитию цивилизации, необходимо обратить внимание на то, что государственная деятельность носит не стихийный, а целенаправленный характер.

При этом различные направления государственной деятельности (функции государства) реализуются многочисленными государственными и негосударственными органами, в совокупности образующими государственный механизм.

Механизм государства олицетворяет государство в целом, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Таким образом, механизм государства – это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач определяемых системой функций государства.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «аппарат государства» (государственный аппарат, аппарат государственной власти).

В учебной и научной литературе нередко содержится анализ соотношения понятий «аппарат государства» и «механизм государства».

В теории государства и права понятие механизма государства рассматривается как в широком, так и в узком смысле.

Узкий подход содержит в себе представление о структуре государственного аппарата как совокупности органов государственной власти и управления, в основу деятельности которых положен механизм государственного принуждения. Таким образом, понятия «аппарат государства» и «механизм государства» отождествляются (Матузов Н.И., Малько А.В.).

Таким образом, с точки зрения данного подхода, под механизмом государства следует понимать систему государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих, осуществляющих задачи и функции государства.

Однако в процессе реализации функций государства принимают участие различные государственные организации, в том числе и такие, которые не обладают собственно властными полномочиями.

Сторонники широкого понимания механизма государства включают в него органы государственной власти, а также государственные органы и учреждения, не обладающие самостоятельными властными полномочиями, однако жизненно необходимые государству для эффективной реализации властных предписаний. Такие органы (учреждения), получили в науке название «материальных придатков государственного аппарата». Как правило, к материальным придаткам государства относят институты, при помощи которых реализуется государственное принуждение: вооруженные силы, полицию (милицию), органы безопасности, исправительные учреждения и т.д. Так, по мнению М.Н. Марченко, «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Сходную точку зрения высказывают В.С. Афанасьев и В.В. Лазарев, которые считают, что «в государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы т.п.)».

А.И. Королев относит к материальным придаткам органы, создаваемые при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийные бедствия) и имеющие временный характер (например, Государственный комитет обороны в период Великой Отечественной войны).

Можно согласиться с мнением этих авторов о том, что так называемые материальные придатки играют немаловажную роль в осуществлении задач, стоящих перед государством.

Однако термин «материальные придатки» можно было бы использовать в принципиально ином смысле: например, к ним можно отнести предприятия, учреждения, организации, осуществляющие материальное, техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности государственных органов.

В этом смысле вполне приемлемым является определение механизма государства, сформулированное М.К. Исаковой: «Механизм государства – законодательно закрепленная система, располагающая необходимыми материальными придатками государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства».

Таким образом, представители более широкого понимания механизма государства включают в него организации, предприятия, учреждения и т.д. Понятие государственного аппарата, в связи с этим, представляется более узким, поскольку в него включаются только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, которые не в состоянии решить весь комплекс проблемных вопросов, стоящих перед современным государством.

При этом зачастую именно к государственным организациям применяется категория «материальные придатки», и они определяются как «подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства». Государственные учреждения понимаются как «подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах»; а государственные предприятия – как «подразделения государственного механизма, которые тоже властными полномочиями не обладают (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли».

Следовательно, с точки зрения широкого подхода к пониманию «механизма государства»: механизм государства – это система государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, взятая в их взаимодействии и практическом функционировании.

В современной юридической литературе вполне обоснованно высказывается и иная точка зрения на соотношение понятий «государственный аппарат» и «государственный механизм», авторы которой обращают внимание, прежде всего, на этимологию данных категорий. Действительно, слово «аппарат» применительно к юридической науке означает «учреждение или ряд учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления или хозяйства». Слово же «механизм» определяется как система, в которой движение одного вызывает движение другого. Подобным образом определяются значения этих слов и в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова. Так, слово «аппарат» в нем толкуется как «совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь отрасль правления государства», а слово «механизм» (в переносном значении) как «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности».

На основании этого утверждается, что понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства), т.е. под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Следовательно, изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой.

Однако общим недостатком вышеперечисленных подходов, по мнению Р.А. Ромашова, является смешивание структурных и функциональных аспектов государственной организации общества и, как следствие, отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества.

Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов (органы местного самоуправления, политические партии, вошедшие в парламент, СМИ и т.д.), которым государство передает часть своих функциональных полномочий, и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации функций государства. В сложившейся ситуации представляется уместным разграничение структурных и функциональных составляющих государства и, как следствие различение феноменов «механизм государства» и «государственный механизм».

Структуру механизма государства, образуют государственные органы и учреждения, создаваемые по воле государства и действующие преимущественно в общегосударственных интересах. Таким образом, понятие «механизм государства» тождественно понятию «аппарат государства» в его широком смысле.

Категория государственный механизм включает в себя помимо механизма (аппарата) государства систему негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации отдельных государственных функций, и наделило их соответствующими государственными полномочиями (прежде всего полномочиями, связанными с правоприменительной деятельностью).

Отношения между государственными и негосударственными институтами в государственном механизме могут быть условно названы «отношениями социального симбиоза» (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, реализует монополию на правосудие и государственное принуждение. Вместе с тем негосударственные институты оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения.

2.       Понятие, назначение и признаки аппарата государства


Важнейшей составляющей механизма государства, сточки зрения широкого подхода, является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

Государственный аппарат представляет собой систему органов и должностных лиц, с помощью которых осуществляются управленческие функции государства. В силу того, что государственный аппарат как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.

Аппарат государства – это система всех, наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций (т. е. для управления обществом).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты