Государство и право, их типология, формы и значение

3. Установить, не запрещено ли применять аналогию закона или аналогию права в данном случае. Прямой запрет на применение уголовного закона по аналогии содержится в ч. 2 ст. 3 УК РФ, поскольку Конституцией РФ в ст. 54 закреплен принцип недопустимости ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В административном праве не допускается аналогия в отношении правонарушений. В других отраслях права аналогия не запрещается, а в гражданском праве ее допустимость закрепляется в ст.6 ГК РФ.

4. Отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона). Причем сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных найденной нормой, должно быть установлено в существенных признаках (т.е. позволяющими судить о равенстве, равнозначности обстоятельств в правовом отношении).

5. При отсутствии сходной нормы установить общие принципы права (или отрасли права) и на их основе решить дело (аналогия права). “Если такие принципы не выражены в законодательстве, они выводятся с соблюдением логических правил дедукции”. Общие принципы права могут быть сформулированы и в научных трудах ведущих ученых-правоведов. В этой связи с особой остротой может встать вопрос о содержании принципов естественного права, которые являются (должны являться) основой позитивного законодательства.

6. Дать в решении по делу мотивированное объяснение причин и оснований применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Это обеспечивает возможность проверки правильности решения дела вышестоящими или контрольно-надзорными органами.

Применение права по аналогии – не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения или в общих принципах права. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом, а преодолен – аналогией закона и аналогией права.


4.  Понятие и необходимость толкования права


В процессе применения права возникают ситуации, когда понимание смысла правовой нормы невозможно без ее дополнительного анализа. Процесс интерпретации (толкования) правовых норм и призван привести к соответствию смысла и содержания правовой нормы с одной стороны, и ее текстовое выражение с другой. Толкование (интерпретация) права является необходимым элементом деятельности любого субъекта по реализации правовых предписаний.

Прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и разъяснить.

Интерпретационная деятельность (толкование права) – это сложный волевой процесс (деятельность различных субъектов), направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права и обнародование его для всеобщего сведения.

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Стадии толкования права.

Данный процесс состоит из двух стадий:

1.   Толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать;

2.   В целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

Неотъемлемым элементом интерпретационной деятельности является вынесение акта толкования права (интерпретационного акта).

Акт толкования права – это один из видов правовых актов, имеющих свои особенности:

не содержит норм права;

не имеет самостоятельного значения и действует в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы;

зависит от нормативно-правовых актов, обслуживают их и разделяют их судьбу;

адресован правоприменительным органам;

не может лежать в основе решения юридического дела.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как результат – устное или письменное разъяснение смысла правовой нормы.

Акт толкования как действие представляет собой процесс последовательного уяснения и разъяснения смысла и содержания правовой нормы.

Устный акт толкования представляет собой разъяснение, не имеющее юридической силы, а лишь способствующее пониманию каким-либо субъектом смысла правовой нормы.

Письменная форма акта свойственна, прежде всего, официальной их разновидности. Такой акт толкования – это официальный документ, имеющий вспомогательное юридическое значение, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права и рассчитанный на постоянное или единовременное использование.

Значение толкования права заключается в обеспечении полного и точного раскрытия воли правотворческого органа, выраженного в нормативно-правовых актах, в оптимизации процесса применения права, в эффективности реализации интерпретированных правовых предписаний.


5.  Способы (приемы) толкования права


Первая стадия интерпретационной деятельности – уяснение смыслового содержания правовой нормы. Уяснение характеризует гносеологическую (познавательную) природу толкования, направленного на познание права. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, толкующего правовое предписание.

Объектом толкования-уяснения являются любые правовые нормы, смысл которых требуется уяснить либо в процессе применения права, либо в процессе правотворчества. Нельзя отрицать возможность уяснения смысла правовой нормы для применения ее в будущем и даже как самоцель.

Процесс толкования осуществляется не произвольно, а с помощью определенных способов. Так интерпретатор достигает наиболее точных результатов. Способы толкования дополняют и обусловливают друг друга. Они дают положительные результаты лишь при их использовании в совокупности.

Уясняя смысл и социальное назначение правовой нормы, интерпретатор исследует:

1.   Саму норму (посредством языкового и логического способов толкования-уяснения).

2.   Ее правовые связи, то есть взаимоотношения с другими юридическими предписаниями и правовыми принципами (систематический способ толкования).

3.   Ее внеправовые связи с другими общественными явлениями (историко-политический, функциональный способы толкования-уяснения).

Приемы (способы) толкования:

Грамматический (языковой)

Систематический

Историко-политический

Логический

Специально-юридический (юридический)

Функциональный

Общепризнанными являются три первых.

1. Грамматическое (языковое) толкование начинается с осмысления соответствующего текста нормативного акта. При уяснении смысла правовой нормы всегда используется этот способ. Объектом в данном случае выступает текст интерпретируемой нормы, закрепленный в нормативно-правовых актах.

Анализируя текст, интерпретатор:

а) проводит лексико-морфологический анализ текста, где выясняет значение отдельных слов, взятых изолированно. Вначале выясняется общеупотребительное значение слов, затем специальное и, наконец, юридическое. По общему правилу при различии в содержании указанных терминов следует использовать термины в юридическом значении. Так, юридическая трактовка термина «хулиганство» несколько уже общеупотребительной. Среди юридических предпочтение отдается «легальным» (закрепленным в законодательстве) терминам над научными, то есть отраженными в различного рода справочной литературе, комментариях, монографиях и т.д.;

б) осуществляет синтаксический анализ, рассматривая словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, характер и виды взаимодействия;

Языковое толкование имеет особое значение и должно осуществляться особенно тщательно в случае, если правовая норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т.д.).

1.      Систематическое толкование способствует выяснению правовых связей интерпретируемой нормы.

Это такие связи, как:

субординация (юридическая сила акта),

координация (отраслевая обособленность и группировка),

связи управления (общая норма и специальная),

связи происхождения (первичная и производная нормы).

В результате выявляются внешние противоречия нормы: например, норма закреплена в нескольких нормативно-правовых актах, один из которых утратил силу. Способствует точному уяснению смысла нормы права и сравнение ее с нормой другой отрасли права, регулирующей сходные отношения (например, ст.152 ГК РФ и ст.130 УК РФ).

Уяснить суть конкретной нормы можно лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию, развивающие, детализирующие ее, выяснив, в каком по значимости акте она сформулирована, какое место в этом акте занимает. Это и составляет содержание систематического толкования. Например, статья 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда. Но в этой статье ничего не говорится о том, в чем эти правила заключаются. Таких правил много, они содержатся в законах и иных нормативных актах, и их нельзя не учитывать при толковании статьи 143 УК.

При толковании изучается связь конкретных норм с общей частью той же отрасли права. Такое сопоставление помогает уточнить и раскрыть смысл толкуемой нормы, более четко определить ее общую направленность, сферу действия.

3. При историко-политическом толковании исследуются:

1)     состояние общественных отношений во время издания нормативного акта. Так, в момент принятия УК РСФСР 1968 года режим государственной и личной собственности несколько отличался. Отсюда и различия в размере наказания – считалось, что государственная или общественная собственность имели более высокую ценность, нежели личная. Изменение общественных отношений способствовало установлению равнозначимости государственной и частной (уже не личной) собственности. Исходя из такой предпосылки, законодатель посчитал необходимым внести изменения в УК РСФСР и объединил нормы об ответственности за преступления против собственности в одну главу – «Преступления против чужой собственности». Здесь толкование осуществлялось в процессе правотворческой (скорее правоподготовительной) деятельности;

2)     цели, которые преследовались при издании акта;

3)     практика применения соответствующей правовой нормы. Хотя источником права в романо-германских правовых системах юридический прецедент не является, в процессе толкования решения судебных и административных органов используются достаточно широко.

При толковании посредством этого способа интерпретатор изучает:

-  документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации;

-  литературу, отражающую политику государства во время принятия акта;

-  современное и устаревшее официальное и неофициальное толкование;

-  тексты отмененных актов по тому же вопросу;

-  материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы;

-  материалы применения исследуемой нормы;

Историко-политическим толкованием выявляются нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение.

4. При логическом толковании анализируются не слова и выражения, а понятия, которые они отражают. Логический анализ суждений и их связей между собой позволяет выяснить смысл, который вкладывал правотворческий орган в тот или иной нормативно-правовой акт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты