Государство и право, их типология, формы и значение

Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. Непосредственная реализация права может осуществляться субъектами как в рамках правоотношений (участие в выборах, служба в вооруженных силах), так и вне их (отказ от использования избирательного права, несовершение убийств и т.д.).

2.  Применение как особая форма реализации права. Акты реализации права


В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточным для обеспечения полной реализации юридических предписаний, при этом требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом качеств, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т.п.

Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.

Применение права необходимо в следующих случаях.

1.      Когда права и обязанности позитивного, положительного характера не могут возникнуть без властного решения уполномоченных органов. Например, право на пенсию у конкретного субъекта реально не возникает, пока не вынесено решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсий).

2.      В случаях конфликтов сторон; спора о правах, нарушения кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществлении своего права. В этом случае заинтересованный субъект обращается в суд или в иной компетентный орган, который рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются, препятствия к их осуществлению устраняются. Например, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, незаконно занявший жилплощадь выселяется.

3.      В случаях совершения правонарушения. При рассмотрении дела, связанного с правонарушением, устанавливается степень вины, причиненный ущерб и выносится решение (например, решение административной комиссии, приговор суда и т.д.), определяющее конкретную меру ответственности для правонарушителей.

4.      Когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). В этом случае суд, рассмотрев дело, выносит решение, которым признается наличие или отсутствие факта, имеющего юридическое значение. Например, выносится решение об объявлении длительно отсутствующего умершим, о наличии фактических брачных отношений, о нахождении лица на иждивении, факта несчастного случая и др. Подобные дела называются делами особого производства, потому что в них (в отличие от первых трех случаев) права и обязанности лиц не определяются, а устанавливаются только факты, которые могут быть положены в основу решения других органов. Например, на основании решения суда об объявлении длительно отсутствующего лица умершим открывается наследство.

Применение права – это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении актов применения права (индивидуально-правовых актов).

Основные принципы применения права:

Законность и обоснованность.

Объективность правоприменения (беспристрастность правоприменителя).

Своевременность и оперативность (быстрота) применения.

Целесообразность и эффективность решения.

Справедливость и гуманность.

Единообразие применения (по однотипным делам выносятся однотипные решения).

Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:

1. По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства или иных специально уполномоченных субъектов, посредством которой упорядочивается общественная жизнь.

Властный характер правоприменительной деятельности проявляется в том, что решение правоприменителя является обязательным для субъектов, которым оно адресовано и для тех органов, которые должны его исполнять, а также в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление документов по его требованию и т.п.).

Цель применения права — удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а законных интересов всего общества.

2. Оно осуществляется уполномоченными на то органами государства и в пределах их компетенции.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относится ряд государственных органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.) и должностных лиц (Президент РФ, Губернатор, прокурор, следователь и т.д.).

Следует отметить, что правоприменением является не всякая деятельность должностного лица. Так, иногда деятельность должностного лица, наделенного властными полномочиями в юридическом процессе, не является даже разновидностью индивидуально-правового регулирования общественных отношений, а носит, скажем, чисто контрольно-надзорный характер.

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).

3. Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений – правоприменительных. Правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело и по нему выносится решение индивидуального, конкретного характера (указ президента о награждении, постановление правительства, приговор суда и т.д.). Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворении не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации.

4. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

Применение права – это не простое действие, а определенный процесс (процедура), имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права. Указание в правовых нормах на процедурный порядок реализации права крайне важно, когда пользование правом зависит от действий не только самого носителя права, но и других субъектов. А отсутствие юридической регламентации процедурного порядка реализации правовых норм существенно затрудняет, а порой и делает невозможным их осуществление.

5. Применение права сопровождается вынесением акта применения права (индивидуального правового акта), исходящего от субъекта правоприменения.

6. Применение права – это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, действий правоприменителя. Этот процесс протекает во времени, осуществляется разными органами по определенной процедуре, регламентируется обычно процессуальными нормами (нормами уголовно-процессуального кодекса, гражданско-процессуального кодекса, кодекса об административных правонарушениях и т.д.), которые предусматривают определенную последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения норм права, определяют стадии процесса.

В отраслевых дисциплинах существуют свои процессуальные модели правоприменения. Например, в уголовном процессе выделяются такие стадии, как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование или дознание, стадия окончания расследования и направления дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора и т.д. В гражданском процессе несколько иная модель процессуального правоприменения. Можно выделить в отдельные стадии доведение решения до заинтересованных лиц, исполнение решения и контроль за исполнением решения, но для исследования любого правоприменительного процесса предмет общей теории права устанавливает следующую процессуальную модель правоприменения, состоящую из трех стадий.

Стадии правоприменительного процесса:

1.   Установление фактических обстоятельств дела (определение относимости, допустимости, достаточности, достоверности фактического материала).

2.   Выбор правовой нормы (анализ правовой нормы – проверка, толкование, разрешение возможной юридической коллизии).

3.   Принятие решения по делу (единоличное или коллегиальное). Оформление акта применения права (документальное оформление решения).

Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

1. Установление фактических обстоятельств. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов (фактических обстоятельств дела). Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права.

Важно помнить, что зачастую реальный факт, который предстоит установить, находится в прошлом. В реальности его нельзя ни установить, ни восстановить (например, факт убийства). Отсюда возникает необходимость определить, что такое «факт». Термином «факт» обозначают, во-первых, дискретный (ограниченный пространством и временем) отрезок действительности (реальный факт), а во-вторых, достоверное знание, отражающее эту действительность. В правоприменительной деятельности речь идет об установлении фактов во втором смысле, как достоверных знаний, сведений.

Правоприменительные органы должны отобрать, четко выделить и устанавливать только те из обстоятельств (и только в том объеме), которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

Факты, устанавливаемые на первой стадии, которые будут положены в основу решения, должны отвечать требованиям (принципам) относимости, полноты и доказанности.

Относимость заключается в том, что в ходе применения устанавливаются, доказываются лишь те факты, которые относятся к данному делу, могут быть положены в основу его решения. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты